Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А.Т. Твардовский
Тревожная весна сорок второго года. В небе над колхозными полями проносятся фашистские стервятники. Пулеметные очереди свистят над головами тех, кто вышел в поле. Люди не покидают его, вереницы колхозных пахарей под скрипучие звуки ярма пашут землю и проклинают врага…
И вот настало лето. Буйная зелень в поле, на огороде радовала земледельца. Земля не пустовала, но радость хлеборобов оказалась недолгой. В середине июля к белянским полям со стороны хутора Ключевой подошли немцы. Не верилось, что всего через несколько километров передовая. Окрестные села были забиты нашими войсками. Стояло временное затишье. Только над Вознесеновкой бешенная бомбежка врага, оттуда доносились глухие взрывы фугасных бомб.
По ночам через Белянку поспешно отходили войска. Многие жители не спали, выносили и на ходу предлагали уставшим бойцам крынку молока и краюху хлеба. Опечаленные старухи, крестясь, провожали их, утирая слезы и желая победы.
К утру густая дорожная пыль спала, село опустело. Засевший в дальних оврагах враг притаился. Белянка стала нейтральной зоной. Основные наши силы разместились в Зимовеньке, Сурково и примыкающим к ним лесам. Только разведывательные отряды осторожно осматривали позиции противника. Ночью вдоль сурковского яра люди под самым носом у врага принялись рыть противотанковые рвы.
… 20 июля боец партизанского отряда Константин Иванович Лимарь пришел домой. Появился он внезапно с нижних огородов от камышовых зарослей у речки.
- Это ты, Кость? – тихо спросила соседка Надежда Васильевна Жаворонко, когда они встретились.
- Тише, уходи быстрее, - каким-то чужим голосом сказал Константин.
Надежда, взвалив на плечи мешок с травой, быстро засеменила по межнику к крайним дворам. Как назло корзинки подсолнуха хлестали ее по лицу, не давали уйти. Приподняв голову от наседавшего мешка, Надежда увидела, что Константин притаился за толстым стволом груши. Он резко махнул ей рукой. Надя упала на землю. Раздался выстрел.
- Ой, боже мой, что это он с ума сошел, - запричитала Надежда.
Она еще не знала, что метрах в двадцати от нее грузно повалился фриц, сраженный пулей народного мстителя Константина Лимаря; первый непрошенный «гость» нашел свою могилу у родного дома партизана. Через некоторое мгновение послышалось еще несколько выстрелов. Константин, сменив позицию, расположился у старой яблони. Напрягая зрение, он заметил еще две фигуры в пятнистых плащ-палатках. Кто они? Константин выжидал. Торопиться нельзя – диктовал ему разум.
Еще одно мгновение, другое, и Константин увидел каску, каска приподнялась из-за плащ-палатки, сверкнули медные пуговицы френча. Теперь все ясно. Враг идет наперевес с автоматом прямо на него. Снова выстрел. Константин, оторвавшись от яблони, увидел повалившегося немца. Он поспешил за новое укрытие, а потом выбрался на соседние огороды, где ему встретилась растерявшаяся женщина. Оцепеневшая от страха, она ничего не могла ему сказать, когда тот поманил к себе.
- Я очень испугалась, - вспоминала Надежда Васильевна, показывая в сторону Белянского Дома культуры, - на этом огороде партизан убил и третьего фрица. Помню, после стрельбы он подошел к трупам, забрал документы, автоматы и плащ-палатки, потом собрал людей и сказал: - Не сегодня, так завтра здесь будут немцы. Я встретил их разведку. Чтобы не было вам горя, немедленно закопайте трупы.
Приказание его выполнили. Так закончилась первая встреча отважного партизана с гитлеровцами.
9 мая 2020 года на линейке Памяти пионерская дружина имени Елены Константиновны Стемковской, учащиеся Белянской средней школы, однополчане почтут минутой молчания всех не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной и умерших в послевоенной время…
Среди них и Лимарь Константина Ивановича, отважного партизана, моего земляка.