Цель: ознакомление обучающихся старшей группы со строением тела человека, с возможностями организма; активизация внимания дошкольников на умениях и физических возможностях соего организма; развитие познавательно-исследовательской деятельности; воспитание чувства собственного достоинства.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам сказку "Крот и человек". Однажды Крот рыл новый подземный ход и случайно попал на огород, в котором работал Человек. Встретились Крот и Человек. Крот спрашивает у Человека: "Много я слышал о тебе, Человек, от разных зверей, червяков и жуокв. Все говорят, что ты умный, сильный, смелый, трудолюбивый, и все ты можешь, и все умеешь. Но мне хочется узнать, какой ты". Рассмеялся Человек и отвечает: "Я не похож ни на червяка, ни на птицу, ни на зверя, ни на тебя - я похож сам на себя". Дети, давайте мы расскажем Кроту про себя, кто мы? (Ответы детей: "Люди". Подвести обучающихся к ответам: "Я человек", "Я мальчик", "Я девочка").
Воспитатель: А знаешь, Крот, почему Человек самый мный, самый смелый, самый трудолюбивый? Потому что у Человека много помощников. Эти помощники делают нашу жизнь легче и удобнее. Ребята, покажите и расскажите, какие помощники есть у всех людей, есть у вас? (Дети называют и показывают на демонстрационных картинках и на себе - глаз, уши, нос, язык, руки, ноги).
Воспитатель: Ребята, зачем вам нужны ноги? (Ответы детей: "Ходить, бегать, прыгать, танцевать, играть в футбол, топать, вставать на носочки). Предлагаю вам встать и выполнить действия ногами.(Выполнение движений ногами).
Воспитатель: А зачем нам нужны руки? (Ответы детей: "Рисовать, играть, брать предметы". Воспитатель выполняет некоторые действия руками - показывает, как шьет, стирает, расчесывает волосы, моет пол, играет на скрипке и на фортепиано. забивает гвоздь, одевает пальто - а дети отгадывают).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру "Кто быстрее наденет шапку?". Паша будет одевать шапку двумя руками, а Петя - одной рукой. Как вы думаете, ребята, почему Паша надел шапку быстрее? (Оветы детей). Правильно, ребята, очень важно, что у нас две руки, потому что двумя руками легче выполнять всю необходимую работу, чем одной.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен язык? (Ответы детей: "Разговаривать, кушать, определять пищу на вкус, различать соленые и горькие, кислые и сладкие продукты"). Дети, мне что-то шепчет Крот. Все ясно, он просит отгадать, что у него на обед. (Ребята пробуют разные продукты с завязанными глазами - свежий лук, соленый огурец, лимон, шоколад). Какая по вкусу эта пища? Как вы догадались? Какой помощник подсказал вам правильный ответ? (Ответы детей: "Наш язык").
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен нос? (Ответы детей: "Чтобы дышать, нюхать цветы, уавливать запахи"). В наш Крот собирается в гости. Сейчас он умоется, расчешет свою шерстку, но еще Крот хочет набрызгаться духами, но не знает, как они могут пахнуть. Давайте ему поможем! (Дети с завязанными глазами нюхают чеснок). Это могут быт ьдухи, что вы скажете на это? (Дети нюхают духи). А это что такое? Как вы догадались? (Ответы детей). Правильно, нам помог наш помощник - нос.
Воспитатель: А интересно, скажите мне, для чего нам уши? (Ответы детей: "Слышать, как разговаривают люди, поют птицы, звучит музыка, журчит ручей, гремит гром"). Вот Крот и пришел в гости, а в гостях, конечно же, будет звучать музыка. Вы должны отгадать, на каких инструментах музыканты будут играть. (Игра "Определи по звуку").
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Кроту, зачем нам нужны глаза? (Ответы детей: "Чтобы видеть предметы, людей. различать цвета, видеть звезды, снег"). Скажите, а у крота хорошее зрение? (Ответы детей). Крот видит только под землей, а при дневном свете он почти ничего не видит. Но Крот решил поиграть в гостях в тихую игру. Игра называется "Найди исчезнувшую игрушку". Крот просит у вас помощи. (Проведение игры).
Воспитатель: Вот как много делают для нас руки, ноги, уши, язык, глаза. А что вы для них делаете? (Ответы детей). Наших помощников нужно беречь от ушибов, травм и ран. Их нужно мыть, чистить, ухаживать за ними, и тогда помощники очень долго будут вам помогать. Крот благодарит вас, ребята, за то, что так интересно рассказали о себе. Он всем свои друзьям кротам расскажет, кто такой человек и какие у человека помощники.