Цель: формирование у обучающихся дошкольного возраста любви к живой природе, желания охранять и беречь ее.
Задачи:
1) Воспитывать бережное отношение к живой природе, растениям и животным.
2) Формировать представление о Красной Книге, познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу.
Ход беседы
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, ее защите. Что такое природа? (Ответы детей). За что мы любим природу? (Ответы детей). Какие книги о природе мы читали с вами? (Ответы детей). А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие в Мир природы. Вспомните, как мы с вами относимся к деревьям и кустарникам? (Ответы детей). Можно ли обижать птиц? (Ответы детей). Почему их нельзя обижать? ( Ответы детей). Как надо заботиться о птицах? (Ответы детей).
Воспитатель: Но ведь природа - это не только участок детского сада. Это леса и луга, реки и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: "Лес - это наше богатство". Что растет в лесу? ( Ответы детей). Кто живет в лесу? (Ответы детей). Кто заботиться о лесе? (Ответы детей: "Лесник"). Как лесники заботятся о лесе? (Ответы детей). Какую пользу приносит лес? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, лес - это чистый и свежий воздух, это влага, это и строительный материал. Лес - это и дрова, лес - это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно береч и охранять. Но не все по-настоящемул любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым. Послушайте стихотворение Глеба Горбовских, которое так и называется "Мертвый лес".
Глеб Горбовский "Мертвый лес"
- Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленев...
Трагедию исчилил в сумме
Один хозяйственный отдел...
Медведь ушел, удрали зайы,
Хватили горя комары,
В жилищах птиц сварились яйца,
От неестественной жары...
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес:
Что ни пихта - иссякла сила,
И что ни лиственница - крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек. Злодей, Злодей!
Воспитатель: Как вы думаете, почему в лесу случился пожар? (Ответы детей). Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес? (Ответы детей). Как нужно беречь лес от пожара? (Ответы детей). Правильно! Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы? (Ответы детей).
Воспитатель: Все в мире взаимосвязано. Жизнь человека и жизнь леса и его обитателей. Лес - это воздух для легких, влага и тень. Лес - кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес - это дом для зверей, насекомых и птиц. А вот как защищают лес его жители: каждая сова уничтожает за год тысячу мышей; у кукушки необыкновенный аппетит - за час она съедаеют сто гусениц; в муравьином доме за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.
А как же люди умеют беречь природу? Внимательно послушайте и подумайте:
1) Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (Ответы детей).
2) Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (Ответы детей).
Воспитатель: Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес-великан, и тхиая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Не все одинаково любят и берегут природу, и поэтому одних растений и животных на земле много, а других мало. И чем красивее растение, тем больше хотят его сорвать. Например, речная лилия. Часто, бывая на реке, люди рвут эти красивые белые цветы. А они красивы только на воде, без воды они сразу завянут. Поэтому уж лучше просто полюбоваться ими, чем сорвать! (Показ иллюстраций).