"Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать" (В. Сухомлинский).
Детское экспериментирование - это одна из ведующих видов деятельности обучающихся дошкольного возраста. Все мы прекрасно знаем, что самый пытливый исследователь - это ребенок, так как этот маленький человек каждый день познает окружающий мир и задает множество вопросов.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют показывать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют дошкольнику возможность самому найти ответы на вопросы: "Как? " и "Почему?". Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого обучающиеся дошкольного возраста познают их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Постановка проблемной задачи:
- Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну.
- Должна быть предоставлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственный жизненный опыт детей.
- Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.
- Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.
- Предлагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослого и детей; обращение к книгам и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.
Структура экспериментов:
1) Постановка исследовательской задаччи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возраста).
2) Прогнозирование результатов (в старшем возрасте).
3) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
4) Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
5) Выполнение эксперимента (под руководством педагога).
6) Наблюдение результатов эксперимента.
7) Фиксирование результатов эксперимента.
8) Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно - в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Формы фиксации опытов и экспериментов:
- Календарь погоды.
- Календарь природы.
- Дневник наблюдений.
- Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
- Сравнение с уже известными детям объектами.
- Изучение взаимооратных процессов.
- Включение в сюжетно-ролевые игры.
- Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
- Объемные изображения или игрушки.
- Отдельные буквы и слова.
- Натуральные объекты.
- Циферблаты.
- Записи звуков.
- Зарисовывание объекта.
- Схематическое зарисовывание.
- Использование условных знаков.
- Обведение объектов.
- Планы-схемы.
- Подсчет количества объектов.
- Рисунки-прогнозы.
- Фотографирование.
- Запись воспитателя.
И в завершении хотелось бы вспомнить слова Ральфа У. Эмерсона: "Самое лучшее открытике - то, которое ребенок делает сам".