Автор: Калитвянская Людмила Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: город Североуральск
Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33
Проект: Вне проекта

Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольной образовательной организации.

 

"Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать" (В. Сухомлинский).

Детское экспериментирование - это одна из ведующих видов деятельности обучающихся дошкольного возраста. Все мы прекрасно знаем, что самый пытливый исследователь - это ребенок, так как этот маленький человек каждый день познает окружающий мир и задает множество вопросов.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют показывать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют дошкольнику возможность самому найти ответы на вопросы: "Как? " и "Почему?". Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого обучающиеся дошкольного возраста познают их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Постановка проблемной задачи:

- Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну.

- Должна быть предоставлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственный жизненный опыт детей.

- Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

- Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.

- Предлагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослого и детей; обращение к книгам и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Структура экспериментов:

1) Постановка исследовательской задаччи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возраста).

2) Прогнозирование результатов (в старшем возрасте).

3) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.

4) Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

5) Выполнение эксперимента (под руководством педагога).

6) Наблюдение результатов эксперимента.

7) Фиксирование результатов эксперимента.

8) Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно - в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Формы фиксации опытов и экспериментов:

- Календарь погоды.

- Календарь природы.

- Дневник наблюдений.

- Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).

- Сравнение с уже известными детям объектами.

- Изучение взаимооратных процессов.

- Включение в сюжетно-ролевые игры.

- Картинки, фотографии, схематические зарисовки.

- Объемные изображения или игрушки.

- Отдельные буквы и слова.

- Натуральные объекты.

- Циферблаты.

- Записи звуков.

- Зарисовывание объекта.

- Схематическое зарисовывание.

- Использование условных знаков.

- Обведение объектов.

- Планы-схемы.

- Подсчет количества объектов.

- Рисунки-прогнозы.

- Фотографирование.

- Запись воспитателя.

И в завершении хотелось бы вспомнить слова Ральфа У. Эмерсона: "Самое лучшее открытике - то, которое ребенок делает сам".

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий