Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции. Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных задач современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Данная проблема нашла широкое отражение в требованиях ФГОС ДО, введенном в последние годы в организацию работы детских садов.
В работе с обучающимися дошкольного возраста используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (дымковская игрушка, гжель, городецкая роспись, хохлома, жостовские подносы, вологодские кружева, мезенская роспись и другие). Задача педагога - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции.
Виды декоративно-прикладного искусства для изучения в детском саду по возрастным группам:
- Младшая группа (3 -4 года) - дымковская игрушка;
- Средняя группа (4 - 5 лет) - дымковская и филимоновская игрушка;
- Старшая группа (5 - 6 лет) - дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, Полхов- Майдан;
- Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) - дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, Полхов-Майдан, гжель, хохлома, жостово, мезенская роспись, вологодские кружева.
Направления работы:
1) Ознакомление дошкольников с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства.
2) Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста. Развитие умений видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народног творчества, формирование потребности в прекрасном.
3) Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи народных мастеров.
4) Формирование детского декоративного творчества.
Формы организации работы с обучающимися дошкольного возраста:
1) Выставка творческих работ.
2) Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства
3) Ознакомление дошкольников с подлинными образцами изделий народным мастеров.
4) Экскурсии в городской краеведческий музей.
5) Занятия по декоративному рисованию.
В оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы используются подлинные образцы изделий декоративно-художественных промыслов, иллюстрации, таблицы с элементами росписей, а также демонстрационные альбомы и методическая литература.