Умственная отсталость - врожденное или приобретенное в первые три года жизни ребенка психическое недоразвитие, проявляющееся нарушениям интеллекта и трудностями социальной адаптации. Под умственной отсталостью понимают состояние человека, при котором страдают все когнитивные функции, а также диагностируется психическая неполноценность, которая не позволяет ребенку успешно адаптироваться в социальном плане по сравненю со своими сверстниками.
По степени выраженности умственная отсталость может быть от легкой до глубокой. Умственная отсталость вызвана повреждением головного мозга вследствие следующи причин:
- Наследственные заболевания.
- Внутриутробное инфекционное поражение плода.
- Недоношенность плода.
- Осложнения при родах.
- Травмы головы.
- Педагогическая запущенность в первые годы жизни детей.
Признакм заболевания могут проявляться нарушением интеллекта, поведения, расстройствами внимания, памяти и речи, недостаточностью мышечной силы. Признаки умственной отсталости у детей могут проявляться сразу же после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют в возрасте старше трех лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния. Чем значительнее поражение центральной нервной системы, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
Признаки умственной отсталости у детей:
- низкий уровень познавательной активности;
- моторика не развита;
- значительное отстававние в речевом развитии;
- отсутствие абстрактного мышления;
- произвольная память;
- отсутствие ориентировки в пространстве.
Если ребенок отстает от сверстников в развитии, не может сосредоточиться или переключиться на другой вид деятельности, с большим трудом усваивает новую информацию, не в состоянии проследить логическую связь между действиями и последствиями, испытывает трудности при выполнении мелких и точных движений - это могут быть признаки заболевания.
При подозрении на заболевание у ребенка для обследования, уточнения диагноза, назначения лечения и психолого-педагогического сопровождения необходимо посетить детского психиатра, медицинского психолога, педагога-психолога, логопеда, если имеют место речевые нарушения.
Перед началось обучения в школе детям с интеллектуальным дефектом рекомендуется пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для определения необходимости использования специальных условий обучения (программы обучения и воспитания, специальных учебников, пособий и дидактических материалов, технических средств обучения, коррекционных занятиях, услугах тьютора или ассистента.