"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не сделается хорошим педагогом... я сам учился у более старых педагогов". (Антон Семенович Макаренко).
Одной из наиболее острых проблем в образовании на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Работа с молодыми специалистами в дошкольной образовательной организации традиционно является одной из наиболее важных составляющих административной и методической работы.
В дошкольную образовательную организацию приходит новый сотрудник, воспитатель - молодой педагог. И на него возлагаются ожидания, что педагог обладает определенными профессиональными и личностными качествами, а именно: профессиональной компетентностью, самостоятельностью мышления, способностью к реализации гуманистических ценностей на практике, включенностью в инновационные процессы дошкольного образовательного учреждения. Однако в реальности на практике молодой педагог сталкивается с целым рядом проблем. Во-первых,, личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать достаточно длительный период. Он испытывает страх собственной несостоятельности во взаимодействии с обучающимися дошкольного возраста и их родителями, а также боязнь критики администрации и коллег - педагогов с большим опытом работы. При этом молодой педагог волнуется, чтобы ничего не забыть, не упустить и все успеть. И в результате может получиться так, что в начале профессионального пути мы видим воспитателя, не способного на творчество и инновации.
Система работы с начинающими педагогами в дошкольной образовательной организации регламентируется следующими документами: это приказ заведующего ДОО о наставничестве, приказ заведующего об утверждении Положения о наставничестве, Положение о наставничестве, План работы ДОО с молодыми специалистами на учебный год, план работы педагога-наставника с молодыми специалистами.
Цель практики наставничества: формирование педагогического мастерства молодого педагога, стремления к профессиональному росту, становление активного члена трудового коллектива.
Задачи:
- Адаптировать наставляемых педагогов к условиям осуществления трудовой деятельности;
- Удовлетворить потребности наставляемых в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении профессиональных затруднений;
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающих педагогов;
- Помочь наставляемым педагогамвнедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.
Условия успешной адаптации молодых педагогов:
1) Осуществление адаптации в непрерывной связи с процессом личностного и профессионального развития педагога.
2) Максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки в организации педагогического труда, активная поддержка личностного и профессионального роста педагога.
3) Соответствие материально-технического обеспечения образовательного процесса современным требованиям для реализации молодым педагогом инновационных подходов в воспитании и образовании обучающихся дошкольного возраста.
Алгоритм деятельности педагога-наставника:
1) Анализ затруднений молодого специалиста. Диагностика личностных и професиональных качеств.
2) Выччленение задач и формулировка проблемы.
3) Помощь коллек в решении проблемы и самобразование.
4) Тренировочное практическое занятие.
5) Адаптация полученных знаний к практике работы.
6) Создание собственного опыта в процессе педагогической деятельности.
7) Анализ и самоанализ образовательного процесса и его результатов.
8) Внесение корректив в образовательную практику.
9) Определение перспектив развития образовательной деятельности.
Этапы работы с наставляемым педагогом.
1 этап - диагностико-адаптационный. Диагностика направлена на выявлене пробелов в знаниях, умениях и навыках наставляемого педагога. Проводится педагогом-психологом дошкольной образовательной организации, в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за наставляемым.
2 этап - реализационный (основной). Содействие развитию у молодого специалиста требуемого уровн профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), формирование профессиональной самостоятельности. На данном этапе от педагога-наставника требуется мотивация и поддержка наставляемого педагога, а также четкая постановка задач и контроль за их выполнением.
3 этап - контрольно-аналитический. На данном этапе молодой специалист делает отчет и проводит работу по формированию портфолио.Педагог-наставник проводит анализ работы молодого специалиста, и формирует отчет о своей работе.
Ключевые факторы успеха практики наставничества. Развитие организационной культуре и повышение лояльности персонала за счет обеспечения преемственности знаний и эффективных технологий работы.
- Уменьшение времени на адаптацию наставляемых педагогов, экономия непродуктивных затрат времени.
- Снижение у новых сотрудников чувства тревожности и неуверенности в себе.
- Повышение уровня удовлетворенности наставляемых педагогов своей работой, участие в качестве докладчиков на конференциях, семинарах.
- Повышение профессионального уровня всех участников процесса наставничества
- Формирование профессионального сотрудничества между различными категориями сотрудников.
- Снижение риска профессионального выгорания педагогов.