Автор: Калитвянская Людмила Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: город Североуральск
Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33
Проект: Вне проекта

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов в дошкольной образовательной организации посредством наставничества

 

"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не сделается хорошим педагогом... я сам учился у более старых педагогов". (Антон Семенович Макаренко).

Одной из наиболее острых проблем в образовании на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Работа с молодыми специалистами в дошкольной образовательной организации традиционно является одной из наиболее важных составляющих административной и методической работы.

В дошкольную образовательную организацию приходит новый сотрудник, воспитатель - молодой педагог. И на него возлагаются ожидания, что педагог обладает определенными профессиональными и личностными качествами, а именно: профессиональной компетентностью, самостоятельностью мышления, способностью к реализации гуманистических ценностей на практике, включенностью в инновационные процессы дошкольного образовательного учреждения. Однако в реальности на практике молодой педагог сталкивается с целым рядом проблем. Во-первых,, личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать достаточно длительный период. Он испытывает страх собственной несостоятельности во взаимодействии с обучающимися дошкольного возраста и их родителями, а также боязнь критики администрации и коллег - педагогов с большим опытом работы. При этом молодой педагог волнуется, чтобы ничего не забыть, не упустить и все успеть. И в результате  может получиться так, что в начале профессионального пути мы видим воспитателя, не способного на творчество и инновации.

Система работы с начинающими педагогами в дошкольной образовательной организации регламентируется следующими документами: это приказ заведующего ДОО о наставничестве, приказ заведующего об утверждении Положения о наставничестве,  Положение о наставничестве, План работы ДОО с молодыми специалистами на учебный год, план работы педагога-наставника с молодыми специалистами.

Цель практики наставничества: формирование педагогического мастерства молодого педагога, стремления к профессиональному росту, становление активного члена трудового коллектива.

Задачи:

- Адаптировать наставляемых педагогов к условиям осуществления трудовой деятельности;

- Удовлетворить потребности наставляемых в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении профессиональных затруднений;

- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающих педагогов;

- Помочь наставляемым педагогамвнедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.

Условия успешной адаптации молодых педагогов:

1) Осуществление адаптации в непрерывной связи с процессом личностного и профессионального развития педагога.

2) Максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки в организации педагогического труда, активная поддержка личностного и профессионального роста педагога.

3) Соответствие материально-технического обеспечения образовательного процесса современным требованиям для реализации молодым педагогом инновационных подходов в воспитании и образовании обучающихся дошкольного возраста.

Алгоритм деятельности педагога-наставника:

1) Анализ затруднений  молодого специалиста. Диагностика личностных и професиональных качеств.

2) Выччленение задач и формулировка проблемы.

3) Помощь коллек в решении проблемы и самобразование.

4) Тренировочное практическое занятие.

5) Адаптация полученных знаний к практике работы.

6) Создание собственного опыта в процессе педагогической деятельности.

7) Анализ и самоанализ образовательного процесса и его результатов.

8) Внесение корректив в образовательную практику.

9) Определение перспектив развития образовательной деятельности.

Этапы работы с наставляемым педагогом.

1 этап - диагностико-адаптационный. Диагностика направлена на выявлене пробелов в знаниях, умениях и навыках наставляемого педагога. Проводится педагогом-психологом дошкольной образовательной организации, в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за наставляемым.

2 этап - реализационный (основной). Содействие развитию у молодого специалиста требуемого уровн профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), формирование профессиональной самостоятельности. На данном этапе от педагога-наставника требуется мотивация и поддержка наставляемого педагога, а также четкая постановка задач и контроль за их выполнением.

3 этап - контрольно-аналитический. На данном этапе молодой специалист делает отчет и проводит работу по формированию портфолио.Педагог-наставник проводит анализ работы молодого специалиста, и формирует отчет о своей работе.

Ключевые факторы успеха практики наставничества. Развитие организационной культуре  и повышение лояльности персонала за счет обеспечения преемственности знаний и эффективных технологий работы.

- Уменьшение времени на адаптацию наставляемых педагогов, экономия непродуктивных затрат времени.

- Снижение у новых сотрудников чувства тревожности и неуверенности в себе.

- Повышение уровня удовлетворенности наставляемых педагогов своей работой, участие в качестве докладчиков на конференциях, семинарах.

- Повышение профессионального уровня всех участников процесса наставничества

- Формирование профессионального сотрудничества между различными категориями сотрудников.

- Снижение риска профессионального выгорания педагогов.

11 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий