Автор: Докшина Ульяна
Страна: Российская Федерация
Город: Сыктывкар
Организация: МОУ СОШ № 30
Проект: Начало Империи

«Детская периодика в России от Петра I до наших дней»

 

Цель нашей работы: выяснить, нужны ли детские журналы и газеты современным детям; показать одноклассникам и их родителям, что чтение детских журналов и газет делает досуг интересным, полезным.

Задачи:

  • изучить историю возникновения периодических изданий в России;
  • узнать историю возникновения периодических изданий для детей;
  • познакомить с разнообразием детских журналов; показать отличия журнала от газеты и книги;
  • узнать, какие журналы читали наши бабушки и дедушки; представить современные детские журналы;
  • обобщить полученный материал и сделать выводы.

Гипотеза:

Мы предположили, что история детских периодических изданий берет свое начало в изданиях для взрослых и продолжает развиваться в современном мире.

Объект исследования: История развития детских периодических изданий Предмет исследования: Современные детские журналы и их востребованность Методы исследования:

- знакомство с определениями «журнал», «периодика»; анализ литературных источников информации

- опрос ближайших родственников о том,  какие периодические издания были в их детстве;

- обобщение полученных данных.

Практическая значимость: Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, данный проект можно будет использовать на уроках литературы, а также на уроках истории, при изучении жизни деятелей, внесших вклад в развитие отечественной периодики.

1. ВВЕДЕНИЕ

На дворе XXI век — век компьютерных  технологий. И все чаще мы предпочитаем сидеть перед телевизором или компьютером, а не читать книги. А это зря… Как говорил великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин «Чтение - вот лучшее учение». Человек, даже если он маленький, не может ограничиться теми знаниями, которые он получает на уроке из учебников. Чтобы быть образованным, умным человеком, нужно знать очень много. Как этого достичь?  Самыми доступными средствами информации являются телевидение, кино, газеты, журналы. Просмотр телепередач, видеофильмов, компьютерные игры и Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни. А какое же место в жизни современного школьника занимают периодические издания?

Увидев в магазине красочный журнал с забавными животными «Любимые зверята», нам очень захотелось его приобрести. Так появился этот журнал в большой коллекции. Еще по пути домой мы начали его листать, взгляд остановился на странице с комиксом, который был необычно оформлен в стиле «акварель». С тех пор мы ежемесячно просим маму купить журнал «Любимые зверята».

Мы считаем, что хорошее чтение помогает детям в учебе. Из опроса   одноклассников выяснилось, что все они хотят учиться на «4» и «5»,  но одни ученики любят читать, а другие – не очень.

  2. Основная часть

    1. Из истории периодической печати

В  словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова есть следующие определения: «Периодика – периодические издания (газеты и журналы). Периодический – выходящий (из печати) через определенные промежутки времени». Издания могут выходить ежедневно, через неделю, раз в две недели, ежемесячно и так далее. Роль периодической печати в жизни общества велика. Без газет и журналов наша жизнь просто немыслима. Они несут читателям правдивую информацию обо всем, что происходит вокруг, освещает наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас.

Первым массовым периодическим изданием в России стала печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах», которая начала выходить в 1703 году по указу Петра I. Любопытно, что сам царь нередко выступал редактором «Ведомостей»: он лично отбирал материалы для публикации, отмечал интересные западные статьи для перевода, а порой и сам правил тексты.  Первая газета издавалась типографским способом, т. е. могла широко тиражироваться. «Ведомости» оказались важнейшим фактором развития, воздействия на национальную культуру. Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий, открытиям школ, достижениям национальной культуры и т. д. Первая русская газета была довольно яркой и богатой по своему кругозору. Это был хороший толчок к развитию русской журналистики в целом.

В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку.

Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.

Сменила петровские «Ведомости» газета «Санкт-Петербургские ведомости». Выпускалась эта газета при Академии наук с 1728 года. В этом же 1728 году появился первый опыт издания русского журнала. Это было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости». Но это все были государственные журналы и газеты. Первым частным изданием занялся Сумароков. История частного издательства в России началась с издания журнала «Трудолюбивая пчела». Издавались и сатирические журналы: «Трутень», «Живописец» Новикова, «Зритель» Крылова, «Друг честных людей» Фонвизина и другие. В этих журналах были поставлены важные социальные проблемы.

В целом уже к концу восемнадцатого столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворять читательские потребности. Из общего числа изданий обособились специальные журналы: медицинские, хозяйственные, детские и другие. Родилось совершенно оригинальное явление – русская сатирическая журналистика. Появились первые журналы в провинции («Ежемесячные сочинения» в Ярославле и др.).

2.2. Журнал, газета, книга – сходство и отличия 

Слово «журнал» было заимствовано из французского языка ещё в 18 веке. Первоначально оно означало «дневник», «ежедневник», «ежедневная газета». Позже журналами стали называть издания, выходящие в определенный установленный срок. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение: журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания. Большинство из журналов  выходят раз в месяц. Но бывает и раз в полгода, и раз в неделю. Есть журналы, которые живут очень долго, несколько десятилетий и даже столетий. А есть такие, которые прекращают свое существование на втором или третьем выпуске. Журналы можно получать по почте, оформив подписку, а можно купить  в киоске, или взять прочитать в библиотеке. На обложке журнала или первой странице всегда стоит номер и год издания. Чтобы узнать подробнее об издании, надо заглянуть в его данные. В них указан год, с которого этот журнал издается, и его тираж (количество экземпляров), а также кто его редактор, редакционный совет, художники, назначение журнала. Журнал – это коллективное творчество. Под одной обложкой собираются десять, двадцать, тридцать авторов. Разные издания адресованы разным людям. Детский журнал должен быть развивающим, игровым, интеллектуальным, занимательным, поучительным, смешным, красочным; иметь яркое запоминающееся название.

Отличие журнала от газеты

Газета и журнал – самые распространенные печатные издания, которые дают читателям актуальную информацию о событиях политической, социальной, экономической и культурной жизни людей. Журнал отличается от газеты и по форме, и по содержанию.

Газета – периодическое издание, ориентированное на быструю публикацию текущих событий. Журнал отличается от газеты форматом выпуска, объемом публикуемых материалов, более долгим циклом выпуска. Газеты бывают ежемесячными, еженедельными и ежедневными, такими же, как и журналы. В газетах могут быть репортажи, зарисовки, обзоры и заметки, интервью и статьи. Журналы, как и газеты, издают для определенной аудитории и различают по тематике. Они могут быть региональными, местными, для определенных групп и возрастов. Газетный материал верстают по разделам и рубрикам, традиционно закрепившимся за газетной полосой, в журнале постоянные разделы могут дополняться. Журнал, как и газету, можно читать в любом месте. Но все-таки солидные журнальные издания благодаря качеству бумаги и плотности обложки хранятся значительно дольше газет.

Отличие журнала от книги

Книга – это печатное издание, содержащее информацию научного, справочного, публицистического или художественного содержания, имеющее определенный формат выпуска. Книжные страницы сшиты и заключены в переплет – мягкую или твердую обложку, на которой указывается заглавие книги и ее автор. Структура книги имеет форзац – первый иллюстрированный разворот, хотя иллюстрации не являются обязательным книжным элементом. Второй разворот называется титулом. На титульных страницах повторно помещают имя автора или указывают, под чьей редакцией выпущена книга.

В отличие от книги, журнал не бывает в твердой обложке, не имеет форзаца, а титульной страницей в нем является журнальный переплет: на его лицевой стороне обязательно печатается название, полная дата выхода и номер журнала. На обложке есть иллюстрация. Книга представляет собой композицию с делением художественного текста на главы, на отдельные статьи, которые печатаются полностью. Журнал разделен на рубрики и тематические разделы, в которых публикуемый материал может быть размещен по частям или главам и иметь продолжение в следующем номере.

2.3. Появление  детских периодических изданий в России

Особенностью первых детских журналов было то, что они выходили при почти полном отсутствии детской литературы. Ее не существовало до середины XVII века. Первой книгой, написанной для детей, стала книга Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Но постепенно положение менялось, и уже в конце XVIII века детская литература начинает играть все более заметную роль в культурной жизни общества и в воспитании детей. Творчеством для детей стали заниматься известные писатели и общественные деятели. Первый русский детский журнал – «Детское чтение для сердца и разума». Он начал выходить в Москве в 1785 году. 234 года тому назад. Издателем его был Николай Иванович       Новиков, российский писатель и журналист. Журнал выходил в «Московских Ведомостях» еженедельно небольшими тетрадками по шестнадцать страниц. Содержание его было разнообразно и интересно: в нем печатались повести, сказки, басни, анекдоты, загадки, пьесы, научно-популярные статьи.  Однако «Детское чтение» еще не было самостоятельным журналом. Оно выходило в составе газеты «Московские ведомости».

 С 19 века начинает появляться и отдельная детская периодика — журналы, в них не было ярких иллюстраций и развлекательных материалов, а содержание состояло из полезных дидактических материалов. Первая развлекательная периодика для детей стала появляться только к началу 20 века.

В середине XIX века известной писательницей А.О.Ишимовой, написавшей «Историю России в рассказах для детей», издавались два журнала: «Звездочка». (1842–1863) и «Лучи». (1850–1860.)  

Примерно в это же время профессором Московского и Петербургского университетов Петром Григорьевичем Редкиным издавался журнал «Новая библиотека воспитания». (1847–1849.)  

В 1860 г. вышла первая "Газета для русских детей" (1860-1862), а в 1865 г. в Петербурге стала издаваться "Еженедельная газета для русских детей среднего возраста" под общим названием "Калейдоскоп".  

Последующие газетные издания для детей увидят свет лишь после первой русской революции 1905 г. ("Что нового" [1908], "Детская газета"[1910], "Газетка для детей и юношества" [1910-1915]).

Вообще, в середине XIX века журналы для детей возникали почти ежегодно: «Подснежник», «Детский журнал», «Рассвет», «Собеседник» и другие. Журналы начинают разделяться по возрастам. (для юношества, для детей младшего возраста, даже для дошкольников – «Детский сад».) В то же время происходит и разделение на литературно-художественные и научно-популярные журналы. Появляются и просто развлекательные: «Часы досуга», (1858–1861), «Калейдоскоп» (1860–1862), «Дело и отдых» (1864–1866), «Забава и рассказы» (1863–1867). Всего же до Октябрьской революции 1917 года в России издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. И потом еще продолжали выходить многие дореволюционные журналы: «Задушевное слово», «Юные друзья», «Светлячок».

2.4. Журналы и газеты,  которые читали наши бабушки и дедушки

Работая над темой проекта, нам стало интересно, какие журналы читала наша бабушка в детстве. Мы  были очень удивлены, когда бабушка назвала журналы «Мурзилка», «Юный натуралист» и «Веселые картинки», ведь эти журналы выпускаются до сих пор. В сети Интернет  так же узнали, что журнал «Мурзилка» и «Юный натуралист» существуют уже более девяноста лет, а «Веселые картинки» чуть меньше. Но до сих пор на них можно сделать подписку и получать их по почте, как это делали наши родители. Но сейчас эти журналы не так популярны, потому что появился очень большой выбор современных детских журналов.

Вместе с бабушкой мы сходили в библиотеку и нашли там эти журналы разных годов выпуска.

«Мурзилка» (1924 — настоящее время)

В отличие от своих старших товарищей, иллюстрированный журнал «Мурзилка» предназначался для самых маленьких читателей. Есть версии, что издание появилось еще до революции, но официальная дата выхода первого выпуска — 1924 год.

 «Веселые картинки» (1956 — настоящее время)

Идея создания журнала принадлежала Ивану Максимовичу Семёнову, художнику-карикатуристу из журнала «Крокодил». Он по своему родительскому опыту знал, что маленьким детям очень нравятся забавные картинки с короткими остроумными надписями.

Юный натуралист (1928 — настоящее время)

(Научно-популярный иллюстрированный журнал для детей среднего школьного возраста). «Юный натуралист» -  старейший иллюстрированный журнал о природе. Первый номер журнала вышел в июле 1928 года.

2.5.  Современные детские журналы и газеты

В зависимости  от  того, на какой возраст  рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

У подростков возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д. Поэтому журналы становятся более содержательными.

Детские журналы в первую очередь призваны прививать детям любовь к чтению, развивать их способности, расширять кругозор, предоставлять возможности практического применения полученных знаний, и, конечно, развлекать. Выбирая современный детский журнал, следует учитывать и возрастные особенности, и интересы своего ребёнка.

В настоящее время выпускается много разных интересных журналов для детей и подростков. Среди них особое место занимают журналы экологической направленности, которые позволяют получить представления о природе, знакомят с жизнью на других континентах, рассказывают  много удивительного из жизни животных и растений. Кроме этого, они способствуют эстетическому воспитанию: умению видеть прекрасное в природе и радоваться встрече с ним, развивают эмоции и чувства. Закладывают такие нравственные основы, как желание помогать и оказывать помощь слабому, учат сочувствию и любви, не оставляют равнодушными к происходящему вокруг. Если вы, так же как и мы  любите  природу  и хотите как можно больше узнать о ней, тогда посмотрите на подборку журналов о природе и экологии:

 В связи с появлением и внедрением во все сферы жизни компьютера и интернета, появилось очень много детских Веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки» «Барби» «В гостях у Золушки», «Нахалёнок» и др.

Он-лайн версии некоторых журналов и газет:

Детская газета (http://www.detgazeta.ru) - Электронная версия газеты

  • «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел» (http://www.dm-magazine.ru) -  Детский журнал о рукоделии.
  • «Клепа» (http://www.klepa.ru) – online-версия известного детского журнала.
  • «Гномик» (http://gnomik-nn.narod.ru) – детский журнал для детей и их родителей
  • «Почемучка» (http://pochemu4ka.ru) – скорее портал для родителей с детским разделом.

2.6. Наши  коллекции и  любимые журналы

В нашей коллекции очень много журналов. Сейчас мы расскажем о ней.

Коллекция Ульяны

В коллекции есть журналы «Мир Принцесс», «Пушистые истории», «Барби» «Лошадки Фили», «Холодное сердце», «Непоседа», «Классный журнал» и даже журнал, основанный на знаменитом конструкторе Лего «ЛегоFrends» (Френдс).

«Барби» - роскошный журнал для девочек, которые хотят быть похожими на красавицу и умницу Барби! В каждом номере: истории о Барби и её подругах, мода, раскраски, замечательные самоделки, загадки, головоломки.

«Мир Принцесс» — один из самых высокотиражных детских журналов в России для девочек. Героини журнала — принцессы: Золушка, Жасмин, Русалочка, Белоснежка, Аврора. В журнале: волшебные истории сказочных принцесс, игры, рукоделие, модные штучки и полезные советы, загадки и раскраски и плакаты, и конечно же был подарок в каждом номере.

С журналом «Волшебницы Winks» читатель переживает необыкновенные приключения, творит добрую магию и помогает всем, кто в этом нуждается. Каждая волшебница обладает особым даром, а все вместе они могут справиться с любыми недоброжелателями.

Коллекция Алексея

Мне, как и моей сестре, мама покупает очень много разнообразных журналов. В моей коллекции  есть журналы «Hot Wheels», «Тачки», «Трансформеры», «Самолеты»,  «Черепашки Ниндзя», «Классный журнал» и журнал,  основанный на знаменитом конструкторе Лего «Лего. Звездные воины» и «Лего. Ниндзяго». И сегодня я хочу вам рассказать про журналы серии «Лего». Вообще конструктор «Лего» - это очень интересный, качественный конструктор. Я люблю собирать из конструктора модели по схемам, а также придумывать свои. Но у конструкторов я нашел один малюсенький недостаток, там нечего было почитать. Я читаю везде: дома, в гостях, в очередях в поликлинике. А когда лежал в больнице и у меня закончился инернет, меня спасали только журналы и книги. И так как, я очень люблю читать, мне очень повезло, когда я увидел в магазине журналы с логотипом «Лего».   Мама стала покупать мне такие журналы и теперь я расскажу вам немного про них. Знакомство с журналом начинается с обложки и маленького пакетика, прикрепленного к нему. Да! В этом маленьком пакетике как раз и находятся детали конструктора. Ведь получить с журналом еще и конструктор - это очень радостно! Журнал всегда продается запакованный в пакет и пока идешь домой можно подробно рассмотреть обложку. На обложке журнала мы увидим, что нас ждет в самом журнале, еще не заглядывая в него. В журнале очень много место занимает комикс.  Это захватывающая история про героев легендарного фильма «Звездные воины». Еще я узнал, что дети и взрослые могут стать авторами материалов, напечатанных в журнале. Команда детей с кружка робототехники нашей школы участвовала в республиканском технологическом фестивале «ТехноФестКоми-2019». По итогам этого мероприятия была опубликована статья в июльском номере журнала «Радуга», статью подготовили ребята и их родители.           

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы познакомились с  различными документальными  источниками  по данной теме. Мы выяснили, что современные газеты и журналы очень сильно отличаются от первых изданий. Они разнообразны, более содержательны, ярко и красочно оформлены. Но, несмотря на это, их значение в развитии ребёнка осталось неизменным. Детские газеты и журналы - проводники в мир чтения. Изменилось лишь отношение детей к периодическим изданиям.

В ходе работы над проектом мы узнали, когда появились первые детские журналы в России, познакомились с разнообразием детских журналов, узнали, какие журналы читали наши бабушки и дедушки, представили современные детские журналы, рассказали о своих коллекциях журналов и любимом журнале, обобщили полученный материал и сделали выводы. Поставленные в работе задачи выполнены, цель достигнута. Проведенные исследования позволяют нам считать  гипотезу о том, что история детских периодических изданий берет свое начало в изданиях для взрослых и продолжает развиваться в современном мире, верной.

Каким должен быть журнал?

  • Яркое запоминающееся название. Оно может быть связано с именами известных героев.
  • Красочное оформление. Обилие фотографий, рисунков придает журналу в целом живость и легкочитаемость. 
  • Использование разных шрифтов.
  • Рубрики на разные темы: познавательные и развлекательные.
  • Постоянными могут быть страницы с различными головоломками, фантастическими историями, юмористическими  рассказами.
  • Разнообразные конкурсы для читателей.

       По результатам нашего исследования мы убедились, что действительно печатные версии детских журналов пользуются популярностью у учащихся  2 и 3 классов. Те ученики, которые много читают, учатся хорошо. Они быстрее и правильнее выполняют задания на уроках и дома. Чем больше человек читает, тем интересней с ним общаться, так как он много знает. Следует заметить, что мало кто из родителей знает о существовании массы журналов и газет для детей. Между тем разнообразие печатных детских изданий на российском рынке очень велико. Очень жаль, что домашнее чтение детских журналов и газет происходит все реже, так как многие родители не способствуют этому. Мы создали буклет «Пестрый мир журналов и газет для детей» и надеемся, что дети и родители прочитают информацию в нем и оценят важность чтения периодических изданий.

Мы рады, что   проект дал нам возможность познакомиться с разными журналами.  Работая над темой проекта,  мы убедились,  что детские журналы помогают учиться, приобретать новые знания и в то же время развлекаться с пользой. Детская газета или  журнал - источник творческих идей, возможность проявить себя, найти друзей, проводник в мир чтения. Осталось только найти достойное издание, которое будет для нас интересно.

 

4. ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. М., Издательство Московского Университета, 1982.
  2. АндросенкоТ. У«Мурзилки» юбилей! /Т.Андросенко //Мурзилка.–2004. –№ 5.
  3. Бабушкина А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. – М.: Учпедгиз, 1948. – С. 96–108, 405–408.
  4. В.В. Виноградова. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.  
  6. Рахтанов И. Из прошлого детской журналистики : «Еж» и «Чиж» / И. Рахтанов. – М.: Детгиз, 1962. – С. 128–159.
  7.  «Русская литература для детей : Учебное пособие. / под ред. Т. Д. Полозовой. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – С. 164–167, 276–280.

8.Смирнов А. Маршрутами «Мурзилки» / А. Смирнов // Учительская газета. – 2004. – № 10, 16 марта. – С. 20.

9. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей» : О детской литературе для детей. Вып. 18.  – М. : Дет. лит., 1974. – С. 153–154.

10.Уважаемые дети : Сборник. – Л. : Дет. лит., 1989. – С. 333–370. 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

14 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий