Автор: Ефременкова Светлана Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: Урай
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Проект: Вне проекта

Методы и приемы, направленные на развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

 

1 слайд

Выступление по теме

«Методы и приемы направленные на развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»

2 слайд 

 Известно, что в последние годы количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) неуклонно растет и число обучающихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы тоже увеличивается. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых и эмоционально-волевых). 

Наша школа со   статусом  общеобразовательного учреждения  обучает  детей с ОВЗ. На базе начальной школы  открыт класс коррекционно-развивающего обучения. Дети зачислены в данный класс на основании рекомендаций ПМПК. Численность учеников в классе  – 13 человек. Все дети с одинаковым диагнозом – задержка психического развития (7.2). Учащимся необходим  особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.
У данных   обучающихся  отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому моей задачей как учителя является  поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса у детей ОВЗ. 

3 слайд -

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю более 15 лет. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Моя задача – пробудить интерес детей с ОВЗ к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. 

На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую современные образовательные технологии:

-групповые технологии (работа в парах);

- технология встречных усилий (критического мышления);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

– дифференцированное обучение;

– технология личностно-ориентированного обучения, творческая работа, самостоятельная работа;

 

4 слайд – 

Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на уроках русского языка , использую  следующие виды работ: 

  1. Парное обучение. Данная форма работы позволяет детям осуществлять сотрудничество и взаимопомощь. В паре ученики проверяют  друг друга,  закрепляют новый материал, повторяют пройденные темы. Усвоение материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

 

  1. Работа в группах. Каждой группе дается  задание на определенную тему. Вопросов предлагается больше, чем членов группы. Каждый член группы выбирает для себя вопрос, с которым он может справиться как самостоятельно, так и с помощью предложенного алгоритма.

  2. Прием «Лови ошибку» может быть использован в индивидуальной работе, парной, групповой на разных этапах урока: 

  • в начале – при повторении и устных упражнениях;

  • в середине урока – на стадии осмысления или при закреплении изученного материала;

  • в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

 - Учащимся предлагается  информация, содержащая  неизвестное количество ошибок. Дети  ищут ошибку группой или индивидуально, совещаются, рассуждают, спорят за отведенное время (5-7 минут). Придя к определенному мнению, группа выбирает выступающего. Он оглашает задание и результат его решения перед другими группами.

 

-Учащимся предлагается  задание «Найди и зачеркни все неправильные буквы»

 

  1. Диктант-«молчанка»

И выполняется, и оценивается молча. Учащимся показываю  карточку со словом (или слово может быть написано на доске), в котором пропущена буква, а дети  показывают сигнальную карточку с буквой, которую надо вставить или ее называют. Если всё правильно, показываю на доске отметку, которую  ставлю классу. 

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу:

Слово (предложение), в котором допущена ошибка 

Как я написал слово (предложение) 

Правильное написание слова (предложения) 

Примеры слов на данную орфограмму

 

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

 

Даю задания такого типа:

  1. Подбери синонимы-антонимы (к отдельным словам текста)

  2. Найди слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)

  3. Найди предложения, в которых заключен основной смысл.

  4. Придумай заглавие к данному тексту (отрывку) и так далее

  5.  Сравни словосочетания и определи, в каких из них прилагательное употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном: золотое украшение – золотое сердце, каменный дом – каменный взгляд, серебряная ложка – серебряный смех. 

  6.  Работа со словарями. Объясни значение фразеологических оборотов мышиная возня, длинный язык, за каменной стеной. Составь с ними предложения.

 

5 Слайд 

В результате использования данных приемов и видов работы мы пришли к следующим результатам:

 

 

( и так про каждого ученика)

 

Вывод:

Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной и письменной речи школьников с ОВЗ, выступает источником развития их словесно- логического мышления. Научить детей связной правильной речи - большой и кропотливый труд.

 

6 слайд -

 

На уроках литературы я стараюсь разнообразить формы изучения материала и расшить зону знакомства с ним. В практике своей работы я  использую  приемы и метод работы технологии развития критического мышления через чтение.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Особенность технологии - работа с информацией - чтение и письмо.

1.Чтение с остановками.

Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть разбирается ,делаются   прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

2.Чтение с пометками. 

Во время чтения текста  дети  на полях делают пометки, разделяющие информацию на новую, известную, непонятную. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования. Например, при изучении литературного произведения  учащимся предлагается во время чтения сделать пометки ( + -уже знаю; ! - новое; - думаю иначе; ?- не понимаю, есть вопросы).

3.Прием «Перевёртыши»

Предлагаю учащихся  расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен. 

Например:

Прочитайте слова, которые зашифрованы:

ИКЗАКС         ЬТЯНИЧОС     ЯСЬТИЧУ

 

4. «Синквейн» . Происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Параметры синквейна.

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее открытие. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя.Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

 

(вставить работы-сиквейны детей)

5.Прием «толстых» и «тонких» вопросов. Заданный ученикам вопрос по тексту художественного произведения является для меня способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «толстым» или «тонким». Прочитайте вопросы учебника.

- Какие из них требуют односложного ответа?

- Какие заставляют размышлять, анализировать?

6.Приём «Путаница »

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части: 

Больше дела-                  а руки делают.

Терпение и труд            а неученье - тьма

Глаза бояться,                меньше слов

Ученье – свет,                все перетрут 

Для детей с ОВЗ предлагаются уже изученные пословицы и поговорки (ранее использованные на уроках).

 

7.Приём «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ          АОЕЯ         ЕАЁИО
ЯОЮ         АЮОЕ       ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ        УЁЮУ       ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ   ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА,   ДА-ДА-ДА,    ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х 

4) Читаем цепочку слогов:

 

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

8. Создание интеллектуальных карт после изучения литературного произведения

. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. 

Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа.С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

 

Алгоритм составления карты:


1.Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его.
2.В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается.
Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слова, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви.

3.На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

 

7 слайд – работы детей - интелкарты      

 

Стараюсь уделять внимание на уроках орфоэпии, дикции. Особое внимание уделяю – выразительному чтению. Начинаю с самого простого требования: соблюдать знаки препинания, которые расчленяют фразу на части. Внимание к знакам препинания закладывает основу для правильного понимания и воссоздания смысла читаемого.  

 

8 слайд – синквейны 

 

9 слайд - На всех уроках проводится работа по развитию техники чтения с использованием следующих приемов:

     Жужжащее чтение

               Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня. Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения. Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.    

Работа с таблицами слогов

     Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;

  • произвольное прочтение слогов;

  • найти в таблице указанный слог;

  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв 

 

Прием «Скороговорка»

           Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует. 

Прием «Повторное чтение»

            Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

   Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

10 слайд -

 

В результате использования данных приемов и видов работы мы пришли к следующим результатам по технике чтения:

ИТОГИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ 

№ п/п 

Имя 

Сентябрь 

Апрель 

Анастасия (1) 

34

52

Анастасия (2) 

48

80

Вероника 

53

85

Иван 

45

63

Роман 

55

92

Данил 

34

59

Антон 

41

63

Анна 

39

60

Мария 

26

50

10 

Тимур 

43

72

11 

Надежда 

39

62

12 

Ангелина 

45

64

13 

Василий 

41

60

 

11 слайд – 

Вывод:

 В организации работы по  речевому развитию младших школьников с ОВЗ с использованием  разнообразных способов получили следующие практические результаты:

1.повышение  интереса и мотивации  к урокам русского языка и литературы у обучающихся с ОВЗ;

2. Использование информации с помощью рассуждения;

3. Улучшение  воображения, мышления;

4. Повышение  качества речи, таких как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи;

5.  Действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.

 

Опыт моей работы показывает, что главная задача классного руководителя – это социализация ребенка с ОВЗ, включение его в полноценную школьную жизнь. Тогда дети с ОВЗ не будут чувствовать себя ущербными, а педагоги получат активных, думающих и благодарных учеников.

 

Моя задача как классного руководителя - построить работу так, чтобы ребёнок с ОВЗ смог раскрыться не только в учебе, но и во внеклассной работе. Поэтому, строю свою работу по принципу сотрудничества и взаимодействия. 

  Существуют общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ, которых все педагоги должны придерживаться:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть;

2. Как можно чаще общаться с ребенком;

3. Избегать переутомления;

4. Использовать упражнения на релаксацию;

5. Не сравнивать ребенка с окружающими;

6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

7. Способствовать повышению его самооценки;

8. Обращаться к ребенку по имени;

9. Не предъявлять ребенку повышенных требований;

10. Стараться делать замечания как можно реже;

11. Оставаться спокойным в любой ситуации.

Благодарю за внимание

73 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий