Тип занятия: деловая игра
Дидактическая цель занятия: сформировать понимание где и в какой ситуации можно применять аспекты финансовой грамотности в жизни, бережное отношение к финансам семьи.
Развивающая цель: развить познавательную активность обучающихся при постановке вопросов, их ответов, развить мыслительную активность, позволяющей правильно принимать экономически целесообразные и социально-ответственные решения.
Воспитательная цель: содействовать воспитанию у обучающихся интереса к профессии, умению работать в команде, самостоятельности, ответственности и аккуратности.
Задачи:
- создать благоприятные условия для формирования финансовых компетенций обучающихся;
- развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности;
- способствовать формированию бережного отношения к финансам семьи;
- создать атмосферу коллективного поиска;
Дидактический материал и оборудование:
- презентация по теме «Cемейный бюджет»
- видеоматериал
- листы с заданием для команды-семьи.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: наглядный, практический, проблемный, поисковый.
Технологии: технология сотрудничества, проблемное обучение, элементы технологии критического мышления и здоровьесберегающая технология
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности студентов к уроку, явка студентов; наличие учебной документации
2.Проверка домашнего задания
Актуализация знаний о семейном бюджете, доходе и расходе.
Вспомним, что такое семейный бюджет?
Из чего состоит доход?
Что включают в себя расходы?
Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.
А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать семейный бюджет, проведем небольшой тест «Хорошая ли вы хозяйка?», где проверяются способности в ведении домашнего хозяйства.
Тест «Хорошая ли вы хозяйка»
1. Допустим, что у вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести можете лишь одну из названных вещей, что бы вы купили?
а) холодильник - 30 очков;
б) стиральную машину - 20 очков;
в) телевизор - 5 очков;
г) пальто - 10 очков.
2. Часто ли вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?
Да - 20 очков; нет - 10.
3. Делаете ли вы дома еженедельную уборку в один и тот же день?
Да - 20 очков; нет - 5.
4. Когда приходят гости, возитесь ли вы еще на кухне?
Да - 8 очков; нет - 20.
5. Хватает ли у вас смелости подать гостям подгоревший пирог?
Да - 10 очков; нет - 20.
6. Доставляет ли вам удовольствие приготовленный вами обед?
Да - 15 очков; нет - 6.
7. Собираясь в магазин, составляете ли заранее список необходимых покупок?
Да - 20 очков; нет - 3.
8. Есть ли у вас фирменное блюдо?
Да - 15 очков; нет - 8.
9. Собираете ли вы кулинарные рецепты из журналов?
Да - 12 очков; нет - 6.
10. Имеет ли каждая кастрюля в вашей кухне постоянное место?
Да - 25 очков; нет - 5.
11. Считаете ли вы, что холодильник - самая необходимая вещь в хозяйстве?
Да - 4 очка; нет - 16.
До 150 очков - к сожалению, вы неважная хозяйка, не умеете дорожить своим временем.
150 - 180 очков - вы трудолюбивы и организованны. Каждая вещь имеет у вас в доме свое место. А если время от времени что-то не ладится в хозяйстве, в этом виноваты ваши домочадцы: вы их не приучили к порядку. Все брали на себя. Подумайте, как поправить дело.
От 180 очков и выше - ваш дом идеален! Вы постоянно что-то стираете, чистите. Но, увы... женщина, которая видит в домашней работе единственную цель своей жизни, не заслуживает звания хорошей хозяйки! Остановитесь! Пол и так блестит, в доме ни пылинки, вспомните о книгах, кино, общении с друзьями!
Бездумно тратить деньги - дело не хитрое. А вот расходовать их с наибольшей пользой - наука непростая, требующая специальных знаний. Положительные результаты дает планирование домашнего бюджета на месяц. Важно, чтобы в управлении бюджетом принимали участие все члены семьи.
2.Введение в тему
Постановка проблемы урока
Сегодня на занятие мне хочется предложить вам подумать над такими словами немецкого писателя Бертольда Авербаха.
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)
Показываю на экране фрагмент мультфильма « Трое из Простаквашино» где идет обсуждение покупки коровы — прекрасный пример рационального подхода к тратам кота Матроскина.
Год 2020 заканчивается и мне хочется чтобы вы все таки научились разумно тратить деньги!
О чем сегодня наш урок? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи)
Задаю вопрос о теме нашего занятия, озвучиваю вместе со студентами тему и цели занятия.
А чему бы вы хотели научиться, или что узнать на этом занятии? (как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности
3.Решение проблемных ситуаций.
Ребята, вы разделены на 2 группы. Я предлагаю вам, придумать название вашей команде, а также выбрать главу семьи. (Участники называют название команд и представляют друг друга).
Внимание! Сейчас вам будем предлагать решить несколько жизненных задач, касающихся темы семейного бюджета. И кто справиться с этими заданиями будут считаться самой благополучной семьей.
1 станция «Супермаркет»
Задание 1.
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на неделю. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? Заполните таблицу.
Посчитайте, сколько денег вы потратили на необходимые продукты? (Приложение 1)
Вывод : каждая каманда обосновывают выбор, представляют расчеты., сэкономленные суммы. Почему? Сделаем вывод, какая семья сэкономила лучше? Почему?
Какие советы для экономии бюджета можете предложить?
Станция 2.
Каждая группа получит задание, в котором будет приведена одна из жизненных ситуаций (Приложение 1). В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, обратите внимание на время года (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать этой семье. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам. (Приложение 2)
Станция 3
«Варианты семейного бюджета». Обеим командам раздаются 3 варианта семейного бюджета (Приложение 2). Задача команд, выбрать один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор. (Приложение 3)
Молодцы ребята! Мы видим, что у вас отлично получается составлять семейный бюджет.
Станция 4 « Блиц опрос».
Обеим командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучить ее. Мы даем вам 1 минуту на обсуждение каждой проблемы. Для своего ответа, поднимайте руку.
А. Проблема.
Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку
Б. Проблема.
Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания?Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд.Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
В. Проблема.
В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
Заключение
Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Сейчас, наши эксперты будут подводить итоги нашей игры.
4. этап игры. Рефлексия.
- Я предлагаю нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.
- Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка - кошелек.
- У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек.
- К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек.
- Почему вы подняли именно эту карточку?
Итак, давайте подведём итог нашей игры.
Вспомним, что такое семейный бюджет?
Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы)
Вывод: Вполне вероятно, что много денег уходит на не самые важные вещи. Довольно часто люди после получения зарплаты тратят большинство финансов на развлечения, а на необходимое потом не хватает. Разумеется, поступать так не стоит. Именно по данной причине требуется провести анализ всего купленного. У каждого человека непременно найдется целый список того, без чего можно было бы обойтись ,для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Приложение 1.
1)яйца – 60 руб.
2) майонез- 130 рубля
3) картофель – 20 рублей
4) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.) – 100 рублей
5) сухофрукты – 100рубль
7) креветки – 250 рублей
8) кондитерские изделия – 200 рубля
9)конфеты- 100 рублей
9) сельдь – 80 рубля
10) финики сушеные- 50 рубля
12) сало копченое – 150 руб.
13) орешки соленые- 30 руб.
15) чипсы- 80 руб.
16) мясо – 1000 руб.
17) молоко- 100руб.
18) сметана
20)кукурузные палочки -50
21)коко-кола- 80
22)фрукты ( яблоки,бананы, мандарины)-200 рублей
23)ананас -200 рублей
Необходимые товары |
Товары которые можно не покупать |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого сумма |
Итого сумма |
Сэкономленная сумма |
Приложение №2
Карточки с проблемными ситуациями для команд
Задание первой группе.
Состав семьи |
Доход за месяц |
Отец - сторож в школе Мать - помощник воспитателя в детском саду. Бабушка - пенсионер Сын - дошкольник Сын - ученик 5 класса Дочь - ученица - 10 класса |
3800 р. 7000 р. 6200 р. Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки:
Время года : летний период
Задание второй группы.
Состав семьи |
Доход за месяц |
Отец - учитель Мать - медсестра Дочь - ученица первого класса Сын - дошкольник |
12000 р. 11000 р. Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки:
Время года: осенний период.
Приложение №3
Варианты семейного бюджета
Вариант 1.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 20500 тысяч.
Оплата коммунальных услуг – 5 000 рублей.
Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение санаторной путевки для дедушки – 20000 рублей.
Приобретение одежды - 10000 рублей.
Непредвиденные расходы – 9000 рублей.
Вариант 2.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 21500 рублей.
Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.
Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение одежды – 10000 рублей.
Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.
Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей – 3000 рублей.
Покупка нового холодильника – 20000 рублей .
Вариант 3.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 30000 рублей.
Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.
Питание детей в школе 1000 рублей на двоих (чай с булочкой).
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение одежды – 15000 рублей.
Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.
Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей – 3000 рублей.
Карманные деньги детям – 1000 рублей в месяц на двоих.
Совместный досуг семьи (поход в кино, в пиццерию или детское кафе) – 4000 в месяц.
Накопления на отпуск – 29500 рублей.
«Деньги в вашем браке».
1.Кто в вашей семье принимает решение по финансовым вопросам?
а) отец;
б) мать;
в) отец и мать.
2. В вашем детстве мать работала вне дома?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
3. Имеют ли ваши родители:
а) общий фонд на все расходы;
б) отдельные деньги, но на определенные расходы был общий фонд;
в) каждый свою зарплату оставлял себе.
4. Как бы вы описали свое отношение к деньгам?
а) мне их всегда не хватает;
б) обычно мне их хватает, но я едва свожу концы с концами;
в) трачу очень экономно.
5. Вы чувствуете себя хорошо, тратя деньги на:
а) себя;
б) близких членов семьи;
в) другие дела.
6. Вам дали 5000 рублей
а) потратите на все текущие расходы;
б) отложите деньги;
в) частично отложу, а частично потрачу.
7. Оцените свое умение справляться со своими финансовыми проблемами:
а) отлично;
б) средне;
в) плохо.
8. Как должны решаться финансовые проблемы в семье?
а) имеется общая касса, но один из супругов регулирует все расходы;
б) общий денежный фонд и совместное решение о расходах;
в) каждый имеет свои деньги, а на общие расходы есть отдельная касса.
Варианты ответов.
№ вопроса |
а |
б |
В |
1 |
5 |
5 |
10 |
2 |
10 |
0 |
5 |
3 |
5 |
10 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
5 |
0 |
5 |
10 |
6 |
0 |
10 |
5 |
7 |
10 |
5 |
0 |
8 |
0 |
10 |
5 |
Если вы набрали:
Менее 20: Никаких расходов без совета с тем, кто умеет это делать.
20-40: Не в деньгах счастье, но и счастье уходит, когда наступают финансовые проблемы.
41-60: Ваши малые способности в решении финансовых проблем могут быть источником трудностей в семейной жизни. Обратите на это внимание.
Более 60: Вы отлично решаете проблемы семьи.