Автор: Салимова Рамиля Муфасимовна
Страна: Российская Федерация
Город: город Бугульма
Организация: МБОУ СОШ №11 город Бугульма
Проект: "ФинБанкси" (2021)

Методическая разработка урока финансовая грамотность Тема урока: КВИЗ (интеллектуально-развлекательная игра): «Стать богатым или успешным человеком?»

 

Методическая разработка урока финансовая грамотность Тема урока: КВИЗ (интеллектуально-развлекательная игра): «Стать богатым или успешным человеком?» Цель урока: Формирование у учащихся навыков принятия финансовых решений, связанных с накоплением денежных средств. Планируемые результаты Предметные образовательные результаты: - овладение предметными умениями: принятие учащимися оптимальных финансовых решений в условиях ограниченности денежных ресурсов; - повторить все изученные понятия; - повторить название и изображение денежных единиц разных стран. Метапредметные: - отработка умений по работе в группах по решению практических задач (коммуникативные умения); - отработка навыков по решению проблем, связанных с рисками использования различных финансовых инструментов (регулятивные умения); - формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, связанные с различными ситуациями в финансовой сфере (познавательные умения) Личностные: - развитие способов самооценки деятельности, - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в финансовой сфере, - включение в систему значимых социальных и межличностных отношений, - способность ставить цели при использовании различных финансовых инструментов. Класс: 10-11 Форма проведения занятия – индивидуально-групповая работа с элементами практикума, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся при изучении принципов создания собственного бизнеса. Методические приемы:  проблемно-поисковая;  работа в группах;  игровая;  диалоговая;  наглядная;  блиц-турнир;  дискуссия.  «Фишбоун», «Облако слов», «Леарнинг» Раздаточный материал: разноцветные пазлы и стикеры для организации работы в группах, карточки для рефлексии, магниты для крепежа «пазла» для этапа рефлексии; произведение А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь» Понятия и термины: финансовая грамотность, скимминг, фишинг, собственные средства, кэшбэк, маклер, платежное поручение, безналичные расчеты, акции, девальвация. Этап 1. Мотивация и актуализация. (На сцену выходит ведущий) Ведущий: «Грамоте учиться - всегда пригодиться» - гласит народная мудрость. В произведении «Скупой рыцарь» под пристальным вниманием Александра Сергеевича оказывается такой порок, как жадность. Под ее влиянием происходят необратимые изменения личности: некогда бесстрашный и благородный рыцарь становится рабом золотых монет, он полностью утрачивает свое достоинство и даже готов навредить единственному сыну, лишь бы тот не завладел его богатством. Ребята, какие проблемы, связанные с деньгами, могут быть у человека? Ответ учащихся: Нехватка денег, или, наоборот, слишком большое их количество, неумение распорядиться деньгами, жадность … Ведущий: Вашему вниманию предлагается просмотр выступления театральной студией нашей школы. (Театральная постановка «Скупой рыцарь») Ведущий: Как вы думаете, какой из перечисленных тем посвящена эта драма? Учащиеся: Тема жадности, власти денег Учащийся: Вся трагедия вызвана конфликтом интересов отца и сына: первый хочет сохранить все богатства, которые он собирал долгие годы, а второй – потратить сбережения отца и насладиться прелестями роскошной жизни. Ведущий: В произведении два взгляда на жизнь, точнее, на деньги: Барона и Альбера. Чья позиция вам ближе? С кем вы согласны? А может, оба героя вам несимпатичны? А само название произведения вас не удивило? «Скупой рыцарь»? Ведь само название противоречиво, ибо в нём соединяются два несовместимых понятия: рыцарство – символ высоких нравственных достоинств – и скупость – один из отвратительнейших пороков. Ребята, перед вами два героя из произведения «Скупой рыцарь». Кому симпатизирует образ Барона, подойдите к герою драмы, а кто симпатизирует образ Альбера, подойдите к своему герою. И так у нас образовались две команды. Командам на протяжении всей нашей встречи придётся соревноваться. За каждый верный ответ вам будет вручен пазл. Чья команда быстрее соберёт картину из пазлов, будет считаться командой - победительницей ей будет вручен приз. У нас на уроке присутствуют гости из нашего городского Сбербанка, они будут главными консультантами и оценивать ваши правильные ответы. Ведущий: вопрос команде «Альбера»: В чём трагедия Барона? Ответ команды «Альбера»: «Скупой» у Пушкина величествен, зловещ, жалок. Он живёт в « ужасный век», когда власть денег начинает подрывать старый рыцарский уклад. Барон ищет в золоте сохранение своей власти и независимости, но «царствует» он в подвале. Рыцарь становится ростовщиком. Рыцарь, который готов ещё старый меч обнажить «рукой дрожащей», умирая, бормочет про ключи. Власть ключей приходит на смену власти меча… Не Барон с помощью денег правит миром, правят деньги, постепенно превращая человека в алчное существо. Ведущий: задание для команды «Барона»: какие герои и образы изображены в произведении А.С. Пушкина. Ответы команды «Барона»: первый участник команды: Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его. Ответ второго участника команды: Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца. Ответ третьего участника команды: Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу. Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом. Ответ четвертого участника команды: Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени. Ведущий: вам предлагается следующее испытание «Свободный микрофон» Перед вами микрофон он свободен. Вам, ребята, к сегодняшнему занятию нужно было написать мини-сочинение «Если бы у меня был 1 000 000 рублей». И так прошу вас, зачитайте, как бы вы распорядились этими деньгами, на что потратили. (Представители команд выступают перед микрофоном) Ведущий: Очень приятно то, что деньги, очутись они у вас в руках, были бы потрачены на добрые дела: помощь школам, больницам, детским домам и домам престарелых… Барону и Альберу, как мы уже сказали, деньги нужны для других целей. Учитель: Это власть денег, которые правят людьми. Сила денег несет миру великие страдания бедняков, преступления, совершаемые во имя золота. Из-за денег родные, близкие люди становятся врагами, готовы убить друг друга. Тема скупости, власти денег – одна из вечных тем мирового искусства и литературы. Писатели разных стран посвящали ей свои произведения: • Оноре де Бальзак «Гобсек», • Жан Батист Мольер «Скупой», • Д.Фонвизин «Недоросль», • Н.Гоголь «Портрет», • «Мертвые души» (образ Плюшкина), • «Вечер накануне Ивана Купала» А теперь следующее испытание: участникам каждой команды предлагается конверты с заданиями. В них находятся «Облако слов». Из этих слов вам нужно составить понятия и определения по теме «Финансовая грамотность» (Участники команд работают с облаком слов) Учитель: ребята, вы прекрасно справились с заданием «Облако слов». В сюжете произведения А.С. Пушкина отражена эпоха Средневековья. В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие мертвым грузом деньги. Определите качеств, без которых повысить финансовое благосостояние практически невозможно, но это вы должны оформить «Фишбоун» (рыбий скелет) Этап 2. Тренинговая сессия Учитель: Ребята, мы все прекрасно знаем, что хорошими и предприимчивыми предпринимателями обычно являются мужчины. Но как нам представляют СМИ в современном мире все больше женщин в бизнесе и политике становятся тоже очень успешными. Вам предлагаются ситуации нужно их проанализировать и найти пути решения, советы. Как можно стать богатой и успешной женщиной? Для команды «Барона» выделить такие качества, которыми должна обладать женщина, без которых повысить финансовое благосостояние невозможно. Для команды «Альбера» дать советы женщине легче добиться успеха в бизнесе. Предполагаемые ответы участников команды «Барона»: Мы пришли к такому выводу, можно выделить такие качества бизнес-леди, без которых повысить финансовое благосостояние практически невозможно: 1. умение формулировать чёткие, понятные и устойчивые цели; 2. упорность в процессе достижения поставленных задач; 3. восприятие неудач как опыта; 4. грамотная расстановка приоритетов; 5. способность рационально использовать свои знания, навыки и таланты; 6. умение грамотно планировать и распределять ресурсы (как финансовые, так и временные); 7. способность сохранять спокойствие в любой ситуации; 8. истинное стремление к самосовершенствованию, а также познанию себя и окружающего мира. Учитель: спасибо за прекрасное выступление команде «Барона», теперь передадим слово команде «Альбера» Предполагаемые ответы команды «Альбера»: Мы пришли к такому выводу, чтобы стать богатой и успешной женщиной наши советы: Совет№1: Учитесь у мужчин. Мужчины всегда давали направление развития бизнеса и политики. Женщина на пути к успеху должна научиться думать настолько же рационально и расчётливо, как мужчина. Совет №2: Всегда оставайтесь женственной. Несмотря на приведённое выше совет, женщина в любом случае должна оставаться женщиной. Никто не любит представительниц слабого пола, похожих на мужчин, отличающихся грубостью и невоспитанностью. Девушке необходимо развивать в себе женственность. Совет №3: Любите себя, жизнь и окружающих. Женщине не стоит забывать о своём предназначении – стать матерью. Но дать окружающим, и тем более детям, ничего не удастся, если не любить себя и жизнь. Поэтому женщине необходимо работать над собой, развиваться не только в профессиональном плане, но и духовно. Совет №4: Не пренебрегайте женскими хитростями. В кругу мужчин не стоит пренебрегать кокетством и другими женскими хитростями. Чтобы расположить к себе мужчин, не стоит стесняться спрашивать их советов и помощи. Совет№5: Найдите надёжного партнера. Существует известное выражение, которое гласит: за любым успешным мужчиной стоит мудрая женщина. На самом деле нередко это оказывается правдой. Женщине гораздо легче добиться успеха, объединившись с мужчиной. Эффект от взаимодействия с сильным полом может приносить взаимную пользу. Учитель: Участники квиза дали прекрасные советы для наших будущих бизнес – леди, этими советами девушки, конечно же, воспользуются. Ребята, вам предлагается поработать на компьютерах на сайте LearningApps.org. У вас в конвертах находятся ссылки на задания, которые вы должны найти и выполнить. На сайте LearningApps.org Задание№1 https://learningapps.org/7856325 «Какие, деньги были раньше в России» Задание №2 https://learningapps.org/13848042 «Основы финансовой грамотности» Задание №3 https://learningapps.org/1641343 Реши кроссворд «Бизнес» Задание №4 https://learningapps.org/1857964 Реши кроссворд «Технология и бизнес» «Конкурс креативных капитанов» Учитель: Наш заключительный конкурс «Конкурс наших креативных капитанов». Слово «кэшбэк» встречается на каждом шагу и в самых разных сферах торговли. Что такое кэшбэк, как им пользоваться, в чем выгода для покупателя и продавца, есть ли подвохи? (Показывается видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=qK2heg6tuDw) Вопрос капитанам команд: Как заработать на покупках – кэшбэк: что это такое и для чего он нужен? Ответ капитана команды «Барон»: Простыми словами Кэшбэк (от англ. cashback или амер. cash back — возврат наличных денег) — термин, который используется в сферах интернет-торговли, банковского дела и игорного бизнеса для обозначения вида бонусной программы, призванной привлекать клиентов и повышать их лояльность. Простыми словами, кэшбэк – это «благодарность продавца», это бонус, который начисляется при совершении покупки, либо при оплате услуги (возврат процента с покупки). Он зависит от потраченной суммы. Услуга или продукт оплачиваются по полной стоимости, после чего начисляется бонус. Когда сумма бонусов превысит пороговую величину, их можно использовать для оплаты полной стоимости покупок (в пределах накопленных бонусов). Ответ капитана команды «Альбера»: Главное преимущество кэшбэка – возврат реальных денег, которые можно потратить на что угодно. Как пользоваться? Вернуть деньги с покупок можно: с помощью банковской карты; с помощью специального сервиса-агрегатора, который позволяет делать покупки в интернет магазинах. Получить кэшбэк в виртуальных магазинах просто – для этого необходимо: зарегистрироваться на сайте-агрегаторе (наиболее крупные и надежные – Kopikot и letyshops); пройти по ссылке в интересующий интернет-магазин; выбрать товар и оплатить. Деньги вернутся сразу или по истечении времени на счет в личном кабинете или на карту. Это зависит от условий, описанных на сайте. Важно внимательно ознакомиться со всеми положениями. Что касается банковских карт, то с ними кэшбэк можно получить в реальных магазинах, кафе, заправках, либо при оплате покупок в интернет магазинах. Отличие от сервиса-агрегатора в том, что кэшбэк начисляется непосредственно на банковскую карту. Для этого нужно оформить банковскую карту (кредитную или дебетовую) с функцией возврата части потраченных средств. Размер возврата колеблется от 0,5% до 10% стоимости покупки и зависит от условий программы. Вариантов много, каждый банк старается приманить клиентов их разнообразием. Насколько выгоден кэшбэк? Судите сами, в среднем он составляет 1-2%, а это значит, что в месяц величина «благодарности продавца» составит: при расходах на 10 000 рублей – 100-200 рублей; при расходах на 25 000 рублей – 250-500 рублей; при расходах на 50 000 рублей – 500-1 000 рублей. Согласитесь, для действий, которые не предполагают особенных усилий – это достаточно хорошая премия. При этом можно заработать до 10% на покупках с повышенным кэшбэком (бензин, питание в кафе, билеты и т.д.). Учитель: второй конкурс для капитанов. Вам предлагаются ситуативные задачи, их вам следует решить. Ситуация №1: В некотором городе существует рынок ванильных пончиков (другую начинку пока не придумали). Что из перечисленного ниже, скорее всего приведет к сокращению равновесного объема ванильных пончиков? 1. введение налога на муку 2. выделение дотаций школьникам с целью покупки ими сладкого 3. борьба государства с перееданием сладкого путем введения потоварного налога на пончики 4. появление альтернативного вида пончиков с клубничным джемом 5. снижение издержек производства пончиков вследствие падения мировых цен на ваниль Верные ответы: 1 3 4 Ситуация №2: Страны А и В, в каждой из которых проживает 100 тысяч человек, производят имбирный чай и ножницы. За год страна А производит 75 тонн чая и 50 млн ножниц, а страна В – 30 тонн чая и 90 млн ножниц. Какое из приведенных ниже утверждений верно? 1. абсолютное преимущество в производстве чая у страны А; сравнительное преимущество в производстве ножниц у страны А 2. абсолютное преимущество в производстве чая у страны В; сравнительное преимущество в производстве ножниц у страны А 3. абсолютное преимущество в производстве чая у страны А; сравнительное преимущество в производстве чая у страны В 4. абсолютное преимущество в производстве ножниц у страны В; сравнительное преимущество в производстве ножниц у страны В 5. абсолютное преимущество в производстве ножниц у страны А; сравнительное преимущество в производстве ножниц у страны А Верный ответ: 4 Учитель: капитаны команд справились с ситуативными заданиями и за правильные ответы получают пазл. Теперь капитанам команд предлагается «Кроссенс» - это девять иллюстраций, которые связаны между собой, нужно определить, кто изображен на и этих картинках их роль в экономике нашей страны. Капитанам команд может помочь своя команда. Ответ капитанов: На «Кроссенсе» портреты тех деятелей кто возглавлял Центральный банк России с 1990 года 7 августа 1990 года Георгий Матюхин был назначен и.о. председателя Госбанка РСФСР, с 25 декабря 1990 года по 16 июля 1992 года занимал пост председателя Центрального банка Российской Федерации. Виктор Геращенко исполнял обязанности главы Банка России с 17 июля 1992 года, а с 4 ноября 1992 года по 14 октября 1994 года занимал должность председателя ЦБ РФ. Татьяна Парамонова исполняла обязанности председателя Центробанка с 18 октября 1994 года по 8 ноября 1995 года. С 8 ноября, в течение двух недель временно исполняющим обязанности главы банка был Александр Хандруев. Сергей Дубинин являлся председателем Центрального банка России с 22 ноября 1995 года по 11 сентября 1998 года. С 11 сентября 1998 года по 20 марта 2002 года пост председателя банка вновь занимал Виктор Геращенко. Сергей Игнатьев был главой Банка России с 20 марта 2002 года по 23 июня 2013 года. Эльвира Набиуллина вступила в должность председателя Центрального банка России 24 июня 2013 года. Учитель: Ребята, вам предлагается ряд слов: Скимминг, Фишинг, Финансовая пирамида. Что объединяет эти слова и что они означают? Ответы участников команд: Виды финансового мошенничества и их краткая характеристика. Скимминг — установка на банкоматы нештатного оборудования (скиммеров), которое позволяет фиксировать данные банковской карты (информацию с магнитной полосы банковской карты и вводимый пин-код) для последующего хищения денежных средств со счета банковской карты. Фишинг (англ. phishing) – это технология интернет-мошенничества, заключающаяся в краже личных конфиденциальных данных, таких как пароли доступа, данные банковских и идентификационных карт, посредством спамерской рассылки или почтовых червей. Финансовая пирамида – это социально-экономическая система, основывающаяся на постоянном привлечении денежных средств участников под обещания нерыночной высокой доходности, без реальной деловой цели инвестирования. Учитель: Ребята, наши гости просят слово, давайте дадим слово представителю Сбербанка. Выступление председателя жюри (гость представитель Сбербанка): Ребята, пока жюри подводит итоги, мне хотелось дать несколько советов: "Советы профессионалов для тех, кто стремится к финансовой свободе" 1. Наращивайте уровень финансовой грамотности; 2. Вкладывайте в собственное образование; 3. Совершенствуйте свои навыки и таланты; 4. Развивайте в себе привычки состоятельных людей; 5. Позволит научиться экономить деньги, наращивать капитал для инвестирования; 6. Наращивание собственной эффективности; 7. Обучение поможет открыть новые перспективы; 8. Поможет достичь высокого уровня профессионализма в собственном деле; 9. Изменится мышление, а также взгляд на мир и собственную жизнь, отношение к финансам; 10. Изучайте опыт состоятельных людей, общаясь с ними лично или анализируя биографии. Важно понимать, что любой человек представляет собой определённую ценность. Она заключается в перечне личных знаний, которые необходимы рынку. Придётся стать на порядок лучше других в определённом направлении. Именно на эту сферу деятельности следует делать ставки в долгосрочной перспективе. Существует несколько правил, которые помогут избежать денежных проблем: • следует создавать резерв, откладывая с каждой полученной суммы минимум 10%; • важно составлять список покупок, прежде чем пойти в магазин, чтобы не допускать импульсивных расходов; • крупные покупки следует откладывать на определённый срок, чтобы ещё раз задуматься о них и принять взвешенное решение; • за продуктами стоит ходить на сытый желудок, иначе есть риск накупить много лишнего и вредного; • сегодня в интернете можно найти огромное количество бесплатных приложений, предназначенных для компьютеров и смартфонов. Они существенно упрощают процесс. Успешные люди рекомендуют тем, кто стремится к богатству, заняться благотворительностью, не откладывая. При этом важно, чтобы помощь была целевой. Не стоит давать деньги нищим на улице. Гораздо лучшим вариантом является покупка ребенку из детского дома игрушки, о которой он давно мечтает. Также можно отдавать одежду и иные личные вещи тем, кому это необходимо. Этап 3. Подведение итогов. Рефлексия Учитель: Вперед, к суперфиналу. Ребята, вот и закончился наш «Квиз», вы успешно справились со всеми препятствиями и заданиями, собрали пазлы в единую картину, а теперь продемонстрируйте, какие картины у вас получились. Определяется команда-победитель и награждение команд. Стать богатым и добиться успеха мечтает каждый. При этом многие уверены: финансовая независимость доступна не всем. На самом деле при правильном подходе достичь благосостояния под силу каждому. Но придётся много работать и приложить немалые усилия. В первую очередь потребуется изменить образ мыслей и отношение к жизни. Выходят участники театральной студии: (Демонстрируют притчу Хмеленко Г.А) Ведущий: В преданье старом говорится: Один зажиточный купец решил свободой насладиться, Барон: И в путешествие пустился. По белу свету, наконец. Чтоб состояние его за годы странствий не пропало, Судьбу своих деньжат и средств Перед купцом решать настало. Альберт: Он честно средства разделил среди 3-х верных слуг своих, И чтоб его не волновало, что состояние пропало. По возвращению с круиза отчет о средствах спросит с них. Соломон: Один слуга был самым хитрым - Он деньги в землю закопал, И, успокоившись надолго, ждал возвращения, финал. Другой слуга был мот, гуляка, не смог он деньги сохранить. Решил - один раз все живём, уж лучше деньги прокутить. А третий был не мот, не жмот, пустил он деньги в оборот. Да, наш слуга не знал покоя, не ведал пьянства, нищеты: Он весь в трудах, он весь в заботах, Он с экономикой на «ты». Он приумножил во 100 крат казну купца и стал богат. Настало время возвращенья купца с круиза в отчий дом. Приехал он, и сбереженья должны быть полностью при нём. Герцог: Купец потребовал отчет, все оправдания не в счет. Все деньги первый откопал, купец, сказав «спасибо», взял. Второй, вздохнувши, простонал: - Прости, хозяин, но доверье твоё к себе не оправдал. Затем в затылке почесал. Хозяин был добрейший малый, слугу простил, но дал наказ, Чтоб больше так он не кутил, и будут деньги про запас. А третьего он поощрил, всё, что в трудах он накопил, Купец учтиво возвратил. Ведущий: Мораль сей притчи такова: один остался при деньгах своих, другой - лишь с памятью о них, а третий так «оборотился», и результат - обогатился. А молодым такой урок, я думаю, что будет впрок: чтоб жизнь удачливой была, нужны не только лишь слова, а труд, усердье, риск, терпенье, ну и, конечно, голова.

40 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий