Автор: Анна Антоновна Захарчук, Татьяна Николаевна Райских
Проект: "ФинБанкси" (2021)

Методическая разработка занятия по теме «Бюджет семьи»

 

Авторы-разработчики:

Анна Антоновна Захарчук, учитель экономики МБОУ «Лицей № 130 «РАЭПШ», г. Барнаул;

Татьяна Николаевна Райских, канд. пед. наук, доцент, заведующий лабораторией экономической педагогики КГБУ ДПО АКИПКРО.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема

Бюджет семьи

Класс

8–9 классы

Тип занятия

Комбинированный урок (закрепление, комп­лексное применение и изучение новых знаний)

Цель урока

Формирование у обучающихся умения составлять семейный бюджет на конкретных примерах

Планируемые результаты

Предметные:

– закрепить на конкретных примерах понятия «семейный бюджет», «дефицитный бюджет», «профицитный бюджет», «сбалансированный бюджет», «виды доходов», «виды расходов»;

– анализировать и обосновывать возможные варианты изменения бюджета семьи;

– рассчитывать семейный бюджет на месяц на конкретных примерах

Метапредметные (универсальные учебные действия):

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 

– развитие коммуникативных умений (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий);

– развитие умений работать в группе (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих).

Личностные характеристики и установки Формирование понимания:

– бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и ее изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

– необходимости планировать доходы и расходы семьи

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор и экран, стенд для вывешивания результатов работы групп (обычная доска с магнитами или флипчарт)

Расстановка парт и стульев

По группам (всего 3 группы), чтобы все могли видеть экран и учителя

Расх. материал

3–6 ватманов или листов А3, фломастеры (3 пачки)

Дидактический материал

Презентация, материалы для организации работы в группах (кейс-ситуации, задания, таблицы для заполнения), карточки жеребьевки, карточки для проведения рефлексии

 

 

 

ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЙ ПО ЭТАПАМ

№ слайда, использованные средства

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный

эффект

1

2

3

4

5

ШАГ 1. Организационный момент, целеполагание, 5 мин.

1

Слайд № 1

Объясняет основные этапы урока, регламент и формы работы на занятии

Слушают. Задают вопросы

Готовность к занятию

Слайд № 2

Просит вспомнить, какие основные понятия изучались в рамках данной темы на предыдущих уроках.

Подводит к мысли о том, что на занятии будем применять на практике ранее изученные понятия

Заполняют первую и вторую колонки в таблице в тетрадях «Знаю/Хочу узнать/Узнал».

Обсуждают, высказывают свою позицию

Систематизация базовых понятий, изученных в предыдущих темах.

Формирование индивидуальных целей работы на занятии

ШАГ 2. Закрепление базовых понятий, 5 мин.

2

Слайды

№ 3–6

Фиксирует внимание учеников на раскрытии содержания конкретных понятий, задает вопросы:

Смотрят на слайд, отвечают на вопросы, продолжают заполнять первую

Закрепление базовых понятий, изученных в предыдущих темах

 

 

 

 

 

 

 

– Что такое бюджет семьи?

– Какие три вида бюджета вы знаете?

– Что такое доходы семьи?

– Какие виды доходов вы знаете?

– Что такое расходы семьи?

– Какие виды расходов вы знаете?

Организует фронтальную работу с классом.

После ответов обучающихся с помощью настроенной анимации выводит на экран ответ, подробный ответ или картинку-иллюстрацию ответа

колонку в таблице в тетрадях «Знаю/Хочу узнать/Узнал»

 

ШАГ 3. Составление семейного бюджета на конкретных примерах, 20 мин.

3

Раздаточный материал:

№ 1–3

Организует деление на группы, раздает ситуации и задания

Тянут жребий, рассаживаются по 3 группам. Каждая группа – это семья

Создание условий для организации работы в группах

1

2

3

4

5

 

Слайды № 7–8

Организует работу в группах с помощью дидактического материала (ситуации, задание № 1–2)

Используя дидактический материал, каждая группа составляет бюджет семьи (заполняют таблицы).

Определяют, к какому виду относится бюджет каждой семьи.

Рассчитывают долю каждого вида дохода/расхода и составляют круговые диаграммы.

Представляют структуру семейного бюджета, размещают результаты работы групп на доске, публично презентуют результаты работы в группах

Понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и ее изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов.

Учатся составлять бюджет семьи на конкретных примерах, определять, к какому типу относится бюджет.

Формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде диаграммы.

Развитие коммуникативных умений (готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зрения и давать оценку событий).

Развитие умений работать в группе (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих)

ШАГ 4. Планирование семейного бюджета на конкретных примерах в изменяющихся условиях, 10 мин.

4

Слайды № 9–10

Организует работу в группах по планированию семейного бюджета в изменяющихся условиях (наступило время уплаты налогов, наступил юбилей бабушки)

Рассчитывают величину имущественного и транспортного налогов.

Определяют, какую долю от общих расходов семьи занимают налоги

Развитие личностных установок, направленных на понимание значимости и необходимости планирования доходов и расходов семьи, в т.ч. в изменяющихся условиях

1

2

3

4

5

 

 

Фронтально работает с классом и задает вопросы на понимание:

– Что такое налоги?

– Для чего нужны налоги?

– Какие виды налогов вы знаете?

Вносят корректировки в семейный бюджет, ответы обосновывают

Развитие умений работать в группе (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих)

ШАГ 5. Подведение итогов занятия. Рефлексия, 5 мин.

5

 

Организует рефлексию. Фронтально работает с классом, задает вопросы:

Чему мы сегодня научились?

Какие понятия закрепили на практике?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Заполняют заполнять третью колонку в таблице в тетрадях «Знаю/Хочу узнать/Узнал».

Закрепление ценностных установок, направленных на понимание значимости планирования доходов и расходов для повышения благосостояния семьи

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для проведения урока по теме «Бюджет семьи»

 

Карточки для жребия с целью распределения обучающихся на группы (печатаются по количеству обучающихся в классе)

Семья Ивановых

Семья Борисовых

Семья Александровых

 

 

 

Раздаточный материал № 1 – для группы обучающихся № 1

Ситуация «Семья Ивановых»

В семье Ивановых 7 человек. Дедушка и бабушка – пенсионеры, которые ежемесячно получают пенсию по 12 000 рублей. Папа работает главным инженером на заводе и получает заработную плату 40 000 рублей. Мама работает продавцом в магазине и получает 20 000 рублей. Сын Сережа – ученик 11 класса, который в этом месяце участвовал в конкурсе проектов и выиграл 2 000 рублей. Дочь Алена ученица 6-го класса и Наташа ученица 2-го класса.

Каждый месяц семья Ивановых тратит на питание 30 000 руб­- лей, на коммунальные услуги 8 000 рублей, оплата кредита составляет 3 000 руб. в месяц, расходы на проезд составляют 1 500 руб- лей, прочие расходы составляют 25 000 рублей, оплата занятий по английскому языку в языковой школе составляет 2 000 руб. в месяц. Семья живет в 4-х комнатной квартире (стоимость 3 млн рублей), имеет автомобиль мощностью 100 лошадиных сил и дачу.

Налог на имущество исчисляется по ставке 0,3 % от стоимости квартиры. Транспортный налог исчисляется по ставке 10 рублей за лошадиную силу.

Задание № 1.

Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Ивановых, используя таблицу.

Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Ивановых, чтобы оптимизировать бюджет?

 

Таблица № 1.1 Бюджет семьи Ивановых

Член семьи

Доходы

Расходы

Имущество

Налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Сбережения

 

 

Задание № 2.

Изобразите графически семейный бюджет Ивановых и представьте результаты работы группы.

Сначала рассчитайте долю каждого вида дохода в общем доходе семьи и наглядно представьте структуру доходов в форме диаграммы.

Рассчитайте долю каждого вида расхода в общих расходах семьи и наглядно представьте структуру расходов семьи в форме диаграммы.

Раздаточный материал № 2 – для группы обучающихся № 2

Ситуация «Семья Борисовых»

В семье Борисовых 5 человек. Бабушка – пенсионерка, которая ежемесячно получает пенсию 12 000 рублей. Папа работает генеральным директором крупной компании и получает заработную плату 45 000 рублей. Мама работает ведущим специалистом в издательстве и получает 40 000 рублей. Сын Иван – студент университета, который получает стипендию 3 000 рублей. Сын Сергей – ученик 11 класса.

Каждый месяц семья Борисовых тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 000 рублей, оплата кредита составляет 10 000 в месяц, расходы на проезд составляют 3 000 рублей, прочие расходы составляют 50 000 рублей. Семья живет в 3-х комнатной квартире (стоимость 2 млн рублей), имеет 2 автомобиля мощностью 150 лошадиных сил.

Налог на имущество исчисляется по ставке 0,2 % от стоимости квартиры. Транспортный налог исчисляется по ставке 20 руб­лей за лошадиную силу.

 

Задание № 1.

Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Борисовых, используя таблицу.

Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Борисовых, чтобы оптимизировать бюджет?

 

Таблица № 2.1 Бюджет семьи Борисовых

Член семьи

Доходы

Расходы

Имущество

Налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член семьи

Доходы

Расходы

Имущество

Налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Сбережения

 

 

Задание № 2.

Изобразите графически семейный бюджет Борисовых и представьте результаты работы группы.

Сначала рассчитайте долю каждого вида дохода в общем доходе семьи и наглядно представьте структуру доходов в форме диаграммы.

Рассчитайте долю каждого вида расхода в общих расходах семьи и наглядно представьте структуру расходов семьи в форме диаграммы.

 

 

Раздаточный материал № 3 – для группы обучающихся № 3

Ситуация «Семья Александровых»

В семье Александровых 5 человек. Папа работает начальником продуктовой базы и получает заработную плату 40 000 рублей. Бабушка получает пенсию 12 000 рублей. Мама работает торговым представителем и получает 25 000 рублей. Сын Александр – студент университета, который получает стипендию 5 000 рублей. Дочь Надежда – ученица 11 класса, занимается танцами. В семье живет кот Барсик.

Каждый месяц, семья Александровых тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 500 рублей, на проезд составляют 2 000 рублей, на кота Барсика составляют 2 500 рублей, прочие расходы составляют 30 000 рублей, расходы на лекарства составляют 10 000 рублей, на занятие танцами 1 000 рублей. Семья живет в 3-х комнатной квартире (стоимость 3 млн рублей), имеет автомобиль мощностью 200 лошадиных сил.

Налог на имущество исчисляется по ставке 0,2 % от стоимости квартиры. Транспортный налог исчисляется по ставке 25 рублей за лошадиную силу.

 

Задание № 1.

Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Александровых, используя таблицу.

Определите, к какому виду бюджет относится (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Александровых, чтобы оптимизировать бюджет?

 

Таблица № 3.1 Бюджет семьи Александровых

Член семьи

Доходы

Расходы

Имущество

Налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Сбережения

 

Задание № 2.

Изобразите графически семейный бюджет Александровых и представьте результаты работы группы.

Сначала рассчитайте долю каждого вида дохода в общем доходе семьи и наглядно представьте структуру доходов в форме диаграммы.

Рассчитайте долю каждого вида расхода в общих расходах семьи и наглядно представьте структуру расходов семьи в форме диаграммы.

 

Результаты решения ситуаций в группах

 

Таблица № 1.2. Бюджет семьи Ивановых

Член семьи

Доходы

Расходы

Имущество

Налоги

Бабушка

Пенсия 12 000

Питание 30 000

4-х комнатн. квартира

Квартира 9 000

Дедушка

Пенсия 12 000

Коммунальные 8 000

Автомобиль

Автомобиль 1 000

Папа

Зарплата 40 000

Кредит 3 000

Дача

 

Мама

Зарплата 20 000

Проезд 1 500

 

 

Сын Сережа

Премия 2 000

Английский язык 2 000

 

 

Дочь Алена

 

Прочие 25 000

 

 

Дочь Наташа

 

 

 

 

Итого

86 000 руб.

69 500 руб.

 

10 000 руб.

Сбережения 16 500 руб.

 

 

Таблица № 2.2. Бюджет семьи Борисовых

Член семьи

Доходы

Расходы

Имущество

Налоги

Бабушка

Пенсия 12 000

Питание 30 000

3-х комн. квартира

Квартира 6 000

Папа

Зарплата 45 000

Коммунальные 7 000

Автомобиль

Автомобиль 3 000

Мама

Зарплата 40 000

Кредит 10 000

 

Автомобиль 3 000

Сын Иван

Стипендия 3 000

Проезд 3 000

Автомобиль

 

Сын Сергей

 

Прочие 50 000

 

 

Итого

100 000 руб.

100 000 руб.

 

12 000 руб.

Сбережения 0 руб.

 

 

 

Таблица № 3.2. Бюджет семьи Александровых

Член семьи

Доходы

Расходы

Имущество

Налоги

Бабушка

Пенсия 12 000

Питание 30 000

3-х комн. квартира

Квартира 6 000

Папа

Зарплата 40 000

Комму­нальные 7 500

Автомобиль

Автомобиль 3 000

Мама

Зарплата 25 000

Кот Барсик 2 500

 

 

Сын Александр

Стипендия 5 000

Проезд 2 000

 

 

Дочь Надежда

 

Прочие 30 000

 

 

 

 

Расходы на лекарства 10 000

 

 

 

 

Расходы на занятия танцами 1 000

 

 

Итого

82 000 руб.

83 000 руб.

 

9 000 руб.

Сбережения: 1 000 руб.

 

 

 

 

Слайды презентации для проведения занятия «Бюджет семьи»

 

Слайд № 1

 

Слайд № 2

 

Слайд № 3

 

Слайд № 4

 

Слайд № 5

 

Слайд № 6

 

Слайд № 7

 

Слайд № 8

 

Слайд № 9

 

Слайд № 10

 

35 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий