Авторы-разработчики:
Анна Антоновна Захарчук, учитель экономики МБОУ «Лицей № 130 «РАЭПШ», г. Барнаул;
Татьяна Николаевна Райских, канд. пед. наук, доцент, заведующий лабораторией экономической педагогики КГБУ ДПО АКИПКРО.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема |
Бюджет семьи |
Класс |
8–9 классы |
Тип занятия |
Комбинированный урок (закрепление, комплексное применение и изучение новых знаний) |
Цель урока |
Формирование у обучающихся умения составлять семейный бюджет на конкретных примерах |
Планируемые результаты |
Предметные: – закрепить на конкретных примерах понятия «семейный бюджет», «дефицитный бюджет», «профицитный бюджет», «сбалансированный бюджет», «виды доходов», «виды расходов»; – анализировать и обосновывать возможные варианты изменения бюджета семьи; – рассчитывать семейный бюджет на месяц на конкретных примерах Метапредметные (универсальные учебные действия): – формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, диаграммы; |
|
– развитие коммуникативных умений (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий); – развитие умений работать в группе (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих). Личностные характеристики и установки Формирование понимания: – бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; – различий в структуре семейного бюджета расходов и ее изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; – необходимости планировать доходы и расходы семьи |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор и экран, стенд для вывешивания результатов работы групп (обычная доска с магнитами или флипчарт) |
Расстановка парт и стульев |
По группам (всего 3 группы), чтобы все могли видеть экран и учителя |
Расх. материал |
3–6 ватманов или листов А3, фломастеры (3 пачки) |
Дидактический материал |
Презентация, материалы для организации работы в группах (кейс-ситуации, задания, таблицы для заполнения), карточки жеребьевки, карточки для проведения рефлексии |
ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЙ ПО ЭТАПАМ
№ |
№ слайда, использованные средства |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Образовательный эффект |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ШАГ 1. Организационный момент, целеполагание, 5 мин. |
||||
1 |
Слайд № 1 |
Объясняет основные этапы урока, регламент и формы работы на занятии |
Слушают. Задают вопросы |
Готовность к занятию |
Слайд № 2 |
Просит вспомнить, какие основные понятия изучались в рамках данной темы на предыдущих уроках. Подводит к мысли о том, что на занятии будем применять на практике ранее изученные понятия |
Заполняют первую и вторую колонки в таблице в тетрадях «Знаю/Хочу узнать/Узнал». Обсуждают, высказывают свою позицию |
Систематизация базовых понятий, изученных в предыдущих темах. Формирование индивидуальных целей работы на занятии |
|
ШАГ 2. Закрепление базовых понятий, 5 мин. |
||||
2 |
Слайды № 3–6 |
Фиксирует внимание учеников на раскрытии содержания конкретных понятий, задает вопросы: |
Смотрят на слайд, отвечают на вопросы, продолжают заполнять первую |
Закрепление базовых понятий, изученных в предыдущих темах |
|
|
|
|
|
|
|
– Что такое бюджет семьи? – Какие три вида бюджета вы знаете? – Что такое доходы семьи? – Какие виды доходов вы знаете? – Что такое расходы семьи? – Какие виды расходов вы знаете? Организует фронтальную работу с классом. После ответов обучающихся с помощью настроенной анимации выводит на экран ответ, подробный ответ или картинку-иллюстрацию ответа |
колонку в таблице в тетрадях «Знаю/Хочу узнать/Узнал» |
|
ШАГ 3. Составление семейного бюджета на конкретных примерах, 20 мин. |
||||
3 |
Раздаточный материал: № 1–3 |
Организует деление на группы, раздает ситуации и задания |
Тянут жребий, рассаживаются по 3 группам. Каждая группа – это семья |
Создание условий для организации работы в группах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Слайды № 7–8 |
Организует работу в группах с помощью дидактического материала (ситуации, задание № 1–2) |
Используя дидактический материал, каждая группа составляет бюджет семьи (заполняют таблицы). Определяют, к какому виду относится бюджет каждой семьи. Рассчитывают долю каждого вида дохода/расхода и составляют круговые диаграммы. Представляют структуру семейного бюджета, размещают результаты работы групп на доске, публично презентуют результаты работы в группах |
Понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и ее изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов. Учатся составлять бюджет семьи на конкретных примерах, определять, к какому типу относится бюджет. Формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде диаграммы. Развитие коммуникативных умений (готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зрения и давать оценку событий). Развитие умений работать в группе (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих) |
ШАГ 4. Планирование семейного бюджета на конкретных примерах в изменяющихся условиях, 10 мин. |
||||
4 |
Слайды № 9–10 |
Организует работу в группах по планированию семейного бюджета в изменяющихся условиях (наступило время уплаты налогов, наступил юбилей бабушки) |
Рассчитывают величину имущественного и транспортного налогов. Определяют, какую долю от общих расходов семьи занимают налоги |
Развитие личностных установок, направленных на понимание значимости и необходимости планирования доходов и расходов семьи, в т.ч. в изменяющихся условиях |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Фронтально работает с классом и задает вопросы на понимание: – Что такое налоги? – Для чего нужны налоги? – Какие виды налогов вы знаете? |
Вносят корректировки в семейный бюджет, ответы обосновывают |
Развитие умений работать в группе (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих) |
ШАГ 5. Подведение итогов занятия. Рефлексия, 5 мин. |
||||
5 |
|
Организует рефлексию. Фронтально работает с классом, задает вопросы: Чему мы сегодня научились? Какие понятия закрепили на практике? |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Заполняют заполнять третью колонку в таблице в тетрадях «Знаю/Хочу узнать/Узнал». |
Закрепление ценностных установок, направленных на понимание значимости планирования доходов и расходов для повышения благосостояния семьи |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для проведения урока по теме «Бюджет семьи»
Карточки для жребия с целью распределения обучающихся на группы (печатаются по количеству обучающихся в классе)
Семья Ивановых |
Семья Борисовых |
Семья Александровых |
Раздаточный материал № 1 – для группы обучающихся № 1
Ситуация «Семья Ивановых»
В семье Ивановых 7 человек. Дедушка и бабушка – пенсионеры, которые ежемесячно получают пенсию по 12 000 рублей. Папа работает главным инженером на заводе и получает заработную плату 40 000 рублей. Мама работает продавцом в магазине и получает 20 000 рублей. Сын Сережа – ученик 11 класса, который в этом месяце участвовал в конкурсе проектов и выиграл 2 000 рублей. Дочь Алена ученица 6-го класса и Наташа ученица 2-го класса.
Каждый месяц семья Ивановых тратит на питание 30 000 руб- лей, на коммунальные услуги 8 000 рублей, оплата кредита составляет 3 000 руб. в месяц, расходы на проезд составляют 1 500 руб- лей, прочие расходы составляют 25 000 рублей, оплата занятий по английскому языку в языковой школе составляет 2 000 руб. в месяц. Семья живет в 4-х комнатной квартире (стоимость 3 млн рублей), имеет автомобиль мощностью 100 лошадиных сил и дачу.
Налог на имущество исчисляется по ставке 0,3 % от стоимости квартиры. Транспортный налог исчисляется по ставке 10 рублей за лошадиную силу.
Задание № 1.
Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Ивановых, используя таблицу.
Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Ивановых, чтобы оптимизировать бюджет?
Таблица № 1.1 Бюджет семьи Ивановых
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Имущество |
Налоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Сбережения |
Задание № 2.
Изобразите графически семейный бюджет Ивановых и представьте результаты работы группы.
Сначала рассчитайте долю каждого вида дохода в общем доходе семьи и наглядно представьте структуру доходов в форме диаграммы.
Рассчитайте долю каждого вида расхода в общих расходах семьи и наглядно представьте структуру расходов семьи в форме диаграммы.
Раздаточный материал № 2 – для группы обучающихся № 2
Ситуация «Семья Борисовых»
В семье Борисовых 5 человек. Бабушка – пенсионерка, которая ежемесячно получает пенсию 12 000 рублей. Папа работает генеральным директором крупной компании и получает заработную плату 45 000 рублей. Мама работает ведущим специалистом в издательстве и получает 40 000 рублей. Сын Иван – студент университета, который получает стипендию 3 000 рублей. Сын Сергей – ученик 11 класса.
Каждый месяц семья Борисовых тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 000 рублей, оплата кредита составляет 10 000 в месяц, расходы на проезд составляют 3 000 рублей, прочие расходы составляют 50 000 рублей. Семья живет в 3-х комнатной квартире (стоимость 2 млн рублей), имеет 2 автомобиля мощностью 150 лошадиных сил.
Налог на имущество исчисляется по ставке 0,2 % от стоимости квартиры. Транспортный налог исчисляется по ставке 20 рублей за лошадиную силу.
Задание № 1.
Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Борисовых, используя таблицу.
Определите, к какому виду относится бюджет (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Борисовых, чтобы оптимизировать бюджет?
Таблица № 2.1 Бюджет семьи Борисовых
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Имущество |
Налоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Имущество |
Налоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Сбережения |
Задание № 2.
Изобразите графически семейный бюджет Борисовых и представьте результаты работы группы.
Сначала рассчитайте долю каждого вида дохода в общем доходе семьи и наглядно представьте структуру доходов в форме диаграммы.
Рассчитайте долю каждого вида расхода в общих расходах семьи и наглядно представьте структуру расходов семьи в форме диаграммы.
Раздаточный материал № 3 – для группы обучающихся № 3
Ситуация «Семья Александровых»
В семье Александровых 5 человек. Папа работает начальником продуктовой базы и получает заработную плату 40 000 рублей. Бабушка получает пенсию 12 000 рублей. Мама работает торговым представителем и получает 25 000 рублей. Сын Александр – студент университета, который получает стипендию 5 000 рублей. Дочь Надежда – ученица 11 класса, занимается танцами. В семье живет кот Барсик.
Каждый месяц, семья Александровых тратит на питание 30 000 рублей, на коммунальные услуги 7 500 рублей, на проезд составляют 2 000 рублей, на кота Барсика составляют 2 500 рублей, прочие расходы составляют 30 000 рублей, расходы на лекарства составляют 10 000 рублей, на занятие танцами 1 000 рублей. Семья живет в 3-х комнатной квартире (стоимость 3 млн рублей), имеет автомобиль мощностью 200 лошадиных сил.
Налог на имущество исчисляется по ставке 0,2 % от стоимости квартиры. Транспортный налог исчисляется по ставке 25 рублей за лошадиную силу.
Задание № 1.
Проанализируйте условия ситуации и составьте бюджет семьи Александровых, используя таблицу.
Определите, к какому виду бюджет относится (профицитный, дефицитный, сбалансированный)? Что вы можете порекомендовать семье Александровых, чтобы оптимизировать бюджет?
Таблица № 3.1 Бюджет семьи Александровых
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Имущество |
Налоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Сбережения |
Задание № 2.
Изобразите графически семейный бюджет Александровых и представьте результаты работы группы.
Сначала рассчитайте долю каждого вида дохода в общем доходе семьи и наглядно представьте структуру доходов в форме диаграммы.
Рассчитайте долю каждого вида расхода в общих расходах семьи и наглядно представьте структуру расходов семьи в форме диаграммы.
Результаты решения ситуаций в группах
Таблица № 1.2. Бюджет семьи Ивановых
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Имущество |
Налоги |
Бабушка |
Пенсия 12 000 |
Питание 30 000 |
4-х комнатн. квартира |
Квартира 9 000 |
Дедушка |
Пенсия 12 000 |
Коммунальные 8 000 |
Автомобиль |
Автомобиль 1 000 |
Папа |
Зарплата 40 000 |
Кредит 3 000 |
Дача |
|
Мама |
Зарплата 20 000 |
Проезд 1 500 |
|
|
Сын Сережа |
Премия 2 000 |
Английский язык 2 000 |
|
|
Дочь Алена |
|
Прочие 25 000 |
|
|
Дочь Наташа |
|
|
|
|
Итого |
86 000 руб. |
69 500 руб. |
|
10 000 руб. |
Сбережения 16 500 руб. |
Таблица № 2.2. Бюджет семьи Борисовых
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Имущество |
Налоги |
Бабушка |
Пенсия 12 000 |
Питание 30 000 |
3-х комн. квартира |
Квартира 6 000 |
Папа |
Зарплата 45 000 |
Коммунальные 7 000 |
Автомобиль |
Автомобиль 3 000 |
Мама |
Зарплата 40 000 |
Кредит 10 000 |
|
Автомобиль 3 000 |
Сын Иван |
Стипендия 3 000 |
Проезд 3 000 |
Автомобиль |
|
Сын Сергей |
|
Прочие 50 000 |
|
|
Итого |
100 000 руб. |
100 000 руб. |
|
12 000 руб. |
Сбережения 0 руб. |
Таблица № 3.2. Бюджет семьи Александровых
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Имущество |
Налоги |
Бабушка |
Пенсия 12 000 |
Питание 30 000 |
3-х комн. квартира |
Квартира 6 000 |
Папа |
Зарплата 40 000 |
Коммунальные 7 500 |
Автомобиль |
Автомобиль 3 000 |
Мама |
Зарплата 25 000 |
Кот Барсик 2 500 |
|
|
Сын Александр |
Стипендия 5 000 |
Проезд 2 000 |
|
|
Дочь Надежда |
|
Прочие 30 000 |
|
|
|
|
Расходы на лекарства 10 000 |
|
|
|
|
Расходы на занятия танцами 1 000 |
|
|
Итого |
82 000 руб. |
83 000 руб. |
|
9 000 руб. |
Сбережения: 1 000 руб. |
Слайды презентации для проведения занятия «Бюджет семьи»
Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10