Автор: Солуня Ирина Алексеевна
Страна: Российская Федерация
Город: Город Омск
Организация: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска "Детский сад №81"
Проект: "ФинБанкси" (2021)

"Создание интерактивных и дидактических игр по финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

 

Я хотела бы представить опыт работы по реализации Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников», по которой коллектив нашего детского сада работает два года. К Программе прилагается сборник методических материалов и сборник демонстрационных материалов. Данные материалы подготовлены Банком России совместно с Министерством просвещения России.

Свою работу в данном направлении мы начали с создания рабочей группы, в нее вошло 9 педагогов. Педагоги рабочей группы в первую очередь изучили программу и методические рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. В программе предлагается примерное календарно- тематическое планирование на старшую и подготовительную группу. По итогам изучения данных материалов календарно- тематическое планирование было нами дополнено.

Мы включили Примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования для детей 5–7 лет по «Экономическому воспитанию дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» в Основную Образовательную Программу, в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

При реализации программы мы используем методические материалы из сборника программы, но так как в сборнике готовых конспектов Образовательной Деятельности недостаточно, то большинство конспектов, а также итоговых мероприятий мы с педагогами разработали сами. Таким образом, конспекты разработаны на все блоки программы, некоторые из них размещены на официальном сайте нашего учреждения. В институте развития образования Омской области недавно был напечатан сборник конспектов НОД по экономическому воспитанию детей, в него вошли конспекты, разработанные педагогами города Омска, в том числе и нами. Такой материал безусловно будет полезен всем педагогам, реализующим данную программу, сборник можно приобрести в библиотеке Института развития образования Омской области.

Следующим этапом работы по программе было создание развивающей предметно- пространственной среды. За два года была разработана и создана развивающая предметно- пространственная среда на две старших и одну подготовительную группу. Весь материал в центрах финансовой грамотности периодически обновляется, меняется, дополняется в зависимости от того, с каким разделом программы знакомятся дети, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Практически весь материал по экономическому воспитанию мы изготовили сами: и дидактические игры, и альбомы, и лэпбуки, и мини- музеи, и коллекции, и существуют они в единственном экземпляре. Поэтому весь материал хранится в больших контейнерах в методическом кабинете. Материал систематизирован и подписан необходимыми надписями и картинками, составлена картотека дидактических игр. По мере изучения разделов программы педагоги каждой группы пользуются материалами и обновляют или меняют содержимое центров экономического воспитания. Весь материал разного уровня сложности, он отвечает возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Я представляю вашему вниманию часть материалов развивающей предметно- пространственной среды.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно- ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевые игры «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно- ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. К сюжетно-ролевым играм экономической направленности вносится кассовый аппарат, готовятся чеки, карты, деньги. Для таких игр воспитателями были сделаны два макета банкомата, а также сшита униформа работников банка. С помощью игры дети наглядно, в доступной игровой форме учатся пользоваться деньгами, пластиковой картой, изучают алгоритм действий с банкоматом, совершенствуют навыки счета при помощи денег.

Для более наглядного раскрытия темы «Откуда пришли деньги?» мы создали мини- музей «Какие раньше были деньги». Цель создания мини- музея- знакомство с историей возникновения денег. В музее представлены предметы, которые служили в давние времена вместо денег, на них обменивали товары в разных странах: это ракушки, соль, чай, сушеная рыба, перья, мех, кофе. Об этом дети узнают не только из рассказа воспитателя, но и рассматривая мини- экспонаты.

Для реализации второго блока программы нами были собраны удивительные коллекции монет и купюр, коллекции собирались и педагогами, и родителями. В данных коллекциях собраны монеты и купюры разных стран: Турция, Казахстан, Белоруссия, Украина, Египет, Польша, Америка, Англия, Болгария, Вьетнам, Китай, Узбекистан и многие другие.

Также в коллекции есть уникальные монеты времен Александра I, Николая I, Николая II, также у нас собраны монеты 1810 года, 1830, 1842 года, 1896, 1915, 1916 г. детям всегда интересно их рассматривать, сравнивать с современными монетами. Каждая монета и купюра находятся в специальных альбомах, которые были приобретены нами, все ячейки подписаны и каждая монета и купюра имеют свое место в альбоме.

Для уголков экономики на каждую возрастную группу педагоги разработали лэпбуки, в них собраны в кармашках и дидактические игры, например, «Выбери то, что нельзя продать и купить», «Надо и хочу», и словарь экономических терминов, и рисунки детей на тему «Детские фантазии о деньгах». Лэпбуки на финансовые темы можно использовать не только на занятии, но и для индивидуальной работы с детьми. Содержимое лэпбуков можно пополнять и усложнять.

В качестве средства формирования финансовой грамотности педагоги нашего коллектива используют дидактические игры. Основная цель дидактических финансовых игр: формирование и закрепление экономических знаний.   В готовом виде игр по экономическому воспитанию для детей дошкольного возраста очень мало, поэтому по каждому разделу программы педагогами нашего учреждения были разработаны и созданы дидактические игры. 

Например, игра «Кто трудится, кто играет» относится к первому блоку программы «Труд и продукт».

Цель данной игры- закрепление представлений о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – игровой).

В игру могут играть два ребенка, каждый по очереди отбирает карточки один с трудовой деятельностью, другой с игровой. Дети описывают изображения, называют процессы, устанавливают наличие результата труда или его отсутствие.

Целью дидактической игры «Как выглядят денежные единицы разных стран» является: знакомство детей с названиями денежных единиц разных стран мира.

Для успешного проведения игры необходимо предварительно провести беседу с детьми о странах, изображенных на картинках, главных достопримечательностях этой страны. Объяснить, что в каждой стране свой флаг и своя денежная единица (деньги), которые отличаются рисунком, от денег других стран, на них могут быть изображены исторические памятники или правитель страны. Ребенку выдается карточка страны, и он должен подобрать соответствующую купюру.

В этой игре представлены карточки стран России, Китая, Великобритании, Египта, Соединенных Штатов Америки, Турции.

Еще одна разработанная нами игра дидактическая игра называется «Семейный бюджет».

Целью ее является формирование знаний детей о расходах и доходах семьи.

В игру играют 2-3 ребенка (2 игрока и один ведущий). Один игрок собирает карточки с доходами семьи, а другой- с расходами. Ведущий показывает карточки по очереди. Выигрывает тот, кто быстрее соберет свои карточки. Например, доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия, расходы- коммунальные платежи, образование, транспортные расходы.

К третьему разделу программы «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» относится дидактическая игра «Подбери все, что нужно для создания рекламы».

Целью данной игры является формирование знаний о профессиях, связанных с созданием рекламы.

В ходе данной игры дети знакомятся с профессиями, связанными с созданием рекламы, это профессии фотографа, оператора, гримера, режиссера, рекламного агента. Также игроки должны подобрать к каждой профессии его предметы труда.

Для закрепления знаний четвертого блока программы «Полезные экономические навыки и привычки в быту» была создана Дидактическая игра «Экономим вместе».

Цель данной игры- знакомство детей с правилами рационального использования энергии, тепла, водных ресурсов в быту.

Описание игры

Изготовлены карты по теме «Берегите свет», «Бережем тепло», «Экономим воду», «Как сберечь газ». К каждой карточке дети должны подобрать правильные картинки, например, чтобы сберечь тепло, надо закрывать окна, двери, чтобы беречь воду, надо выключать кран.

Дети с удовольствием играют в игру, у них формируется устойчивая экологическая мотивация «хорошо - плохо».

3.      После игры с детьми можно сформулировать правила по экономии ресурсов.

1)      Не включай свет, если на улице еще светло!

2)      Выключай днем свет - береги энергию!

3)      Вышел из комнаты выключи свет!

4)      Ушел из дома выключи все электроприборы!

5)      Утепляй окна, двери - береги тепло!

Для более эффективной работы по программе экономического воспитания дошкольников был создан банк интерактивных игр. Интерактивные игры также как и дидактические были разработаны на каждый блок программы, они активно используются   педагогами в работе по финансовой грамотности: «Угадай профессии», «Где можно увидеть рекламу», «Разложи товар по полкам», «Создай свою рекламу», «Дорого или дешево», «Труд, продукт труда», «Деньги, монеты, банкноты», «Разменяй монету», «Где хранятся деньги». Цель интерактивных финансовых игр – формирование и закрепление экономических знаний методом интерактивных игр.

Чтобы создать интерактивную игру по финансовой грамотности нам необходимо:

1.Создать в программе Powerpoint пустой слайд

2. добавить фон

3.Вставить анимированный персонаж в формате гиф

                   4.Озвучить его в специальной программе своим голосом

5.Формат аудиофайла озвученного персонажа должен быть в формате Wav

6.Вставить озвученный аудио формат к анимированному персонажу

7.Далее вставить снова пустой слайд

8.Добавить фон например витрину спортивного магазина

9.На этот фон добавить картинки тележка,

Продавец

Стеллаж для товаров

 10.В тележку расположить нужные предметы. К каждому предмету, который должен быть на полке, прикрепляем триггер и задаём путь, по которому должен двигаться данный предмет. Триггер заставляет передвигать предмет в заданном направлении

11. К каждому предмету прикрепляем звук, например, колокольчик. Лишние предметы выделены другим, более громким звуком.

12. Завершающий слайд - это анимированный персонаж со словами одобрения и похвалы детей за правильные ответы.

В своих интерактивных играх по финансовой грамотности мы используем анимированный персонаж Лисёнок, который говорит понятные детям задания. Лисенок присутствует в Программе по экономическому воспитанию детей. Мы считаем использование анимированного персонажа усилит эмоциональное восприятие и интерес детей к интерактивным играм по финансовой грамотности. 

Интерактивные игры разработаны нами также как и дидактические на каждый блок программы. Например, игра «Разложи монеты» входит в блок «Деньги и цена» В этой игре лисенок говорит задание детям. Дети должны собрать монеты, выстраивая монетный ряд по возрастанию, начиная от одной копейки до 10 рублей. Если ребенок ошибается и выбирает не ту монету, игра подсказывает ее правильное место.

Следующая игра называется классификация денег.

Нажать на лисенка. Лисенок знакомит детей с разными видами денег.

В игре «Где хранятся деньги?» лисенок задает задание Нажать на лисенка!!!

- ребенок должен собрать монеты в копилку, бумажные купюры в кошелек, пластиковые карты в банк. В эту игру может играть один, два, три ребенка.

Следующая созданная нами игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя». Цель данной игры- формирование понимания того, что не все покупается за деньги.

Дети из предложенных карточек должны выбрать в левую сторону то, что можно купить за деньги, а в правую то, что купить нельзя. Например: можно купить мебель, одежду, дом, игрушки. Нельзя купить любовь, воздух, чувство радости, хорошее настроение, реку.

Нельзя купить уважение, заботу, помощь, можно купить игрушку, футболку.

Были созданы интерактивные игры по теме «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», цель данных игр- является закрепление представлений детей о назначении рекламы.

У кота Матроскина большая ферма, на ферме много коров и они дают много молока. Ребятам надо помочь Матроскину продать молоко и молочные продукты. Ребятам задается вопрос: С помощью чего мы сможем продать молочные продукты?

 (После правильных ответов) воспитатель предлагает создать макет рекламного щита.

Кого из предложенных героев можно поместить на рекламный щит? (Шарик, дядя Федор, почтальон Печкин) остальные герои- лишние и отправляются в книгу.

Получается рекламный щит для кота Матроскина.

Целью интерактивной игры «Разложи правильно по полкам товар» является формирование умений группировать товар по их свойствам и назначению.

Например в отделе товаров для детей необходимо разложить игрушки на полки. Кроме этого, обращаем внимание детей, что на полках расположен товар из других отделов. Дети должны убрать этот товар в корзину.

         В календарно- тематическом планировании, которое составила наша рабочая группа предусмотрено проведение итоговых мероприятий после изучения блоков программы. Мы используем разные формы работы, например, совместная выставка рисунков родителей и детей «Профессии моей семьи, где дети рисуют не только профессии членов семьи, но и предметы труда, орудия труда. При проведении квеста «Найди клад» дети путешествовали по стране финансов, а маршрут был указан на карте. На каждой станции их встречал герой страны финансов: Копеечка, Рублик, сотрудник банка, дети выполняли задания и в конце игры нашли клад с монетами. Дети показали свои знания, которые приобрели за время обучения по программе финансовой грамотности.

         В подготовительной группе педагогами проводилась ярмарка. К ней дети долго готовились, делали своими руками товары- расписывали деревянные ложки, тарелки, рисовали деньги. Часть детей на ярмарке торговали товаром, другая часть были покупателями. Дети применили свои знания о счете денег, размене денег, торговле.

         Очень интересной формой работы являются интерактивные экскурсии. Например, на фабрику Гознак.

         Также были проведены мероприятия с сотрудниками банка «В гостях у Рублика», с сотрудниками Омского государственного историко- краеведческого музея «История Рублика».

         Работа по реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников продолжается, рабочая группа педагогов разрабатывает конспекты ОД, дидактические игры, интерактивные, ищет новые формы работы, в конце учебного года предстоит работа по внесению изменений в календарно- тематическое планирование на следующий год. Всего нами разработано и создано 30 интерактивных игр, 27 дидактических игр по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

         Хочется добавить также о том, что ведется работа по данному направлению и с родителями. В группах, где реализуется программа по экономическому воспитанию, проводятся родительские собрания на площадке ZOOM, на которых родителей знакомят с данной программой, ее целями, задачами, также детский сад принял участие в ежегодном Межрегиональном родительском форуме по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, был проведен семинар совместно с ОмГПУ «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в семье».

         Вся работа нашего коллектива по реализации Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников» не только способствует формированию экономических знаний детей, но и повышает профессиональный уровень самих педагогов.

        

33 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий