Автор: Ролич Александра Аркадьевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: БГУ
Проект: Вне проекта

Уровень оптимизма у студентов

 

УРОВЕНЬ ОПТИМИЗМА У СТУДЕНТОВ

А.А. Ролич

Аннотация. Данное исследование было проведено с целью выявления уровня оптимизма у студентов. Объектом исследования являются студенты очной формы обучения в возрасте 18-22 лет. Феномен оптимистичности студентов представляет особый интерес в связи с его связью с успешностью учебной деятельности. После детального анализа научной литературы была выявлена недостаточная информация об исследованиях в области уровня оптимизма у студентов. Материалы, полученные в данной работе, помогают глубже изучить проблему и дают практические рекомендации по ее решению.

Ключевые слова: позитивная психология; атрибуция; психика личности; самообладание; личностное развитие; положительные эмоции.

Одной из главной склонности развития нынешней психологии является то, что вырос интерес к ряду позитивных аспектов человеческого жизни, таких как: личностный рост и самореализация, человеческое счастье, жизнестойкость и прочее. С этим нововведением, одним из направлений исследования в позитивной психологии стала психология оптимизма [1].

Смысл оптимизма закреплен в важности принятия мира, принятия его «здесь и сейчас», что зачастую описывается через ассоциации «умение радоваться каждой прожитой минуте». Всегда оптимизм был символом не только веры, но и убеждений в наилучшее будущее.

В древности оптимистом считали того, кто принимал окружающий мир безупречным и без изъянов, а живущие в безупречном мире люди также единственны и неповторимы [2]. Быть оптимистом в древности означало понимать жизнь как личностное развитие, которое подчиненно циклам, которые ведут к цели.

М. Селигман пояснял, что суть оптимизма состоит в исключительном способе атрибуции, а именно – в стиле объяснения причин положительных или отрицательных эмоций у человека. Через стиль атрибуции можно отследить опыт беспомощности. А именно, в случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта уменьшается, в случае пессимистической – увеличивается [3, 4].

Именно стиль атрибуции, по мнению М. Селигмана, является основой «оптимизма-пессимизма» как свойства личности. Оптимисты, по мнению М. Селигмана отличаются от пессимистов тремя основными признаками стиля атрибуции: широтой, постоянством и персонализацией [5].

Следует выделить, что в рамках данного подхода М. Селигманом разработана уникальная методика диагностики оптимизма-пессимизма, применимая не только к отдельным людям, но и различным социальным общностям.

Уровень оптимизма у студентов оценивался с помощью опросника «оптимизма – пессимизма» Мартина Селигмана.

В результате проведенного исследования были получены результаты, которые будут более подробно описаны ниже.

Проанализируем полученные результаты:

  1. Индекс PmBPermanent bad» - постоянство плохих событий):
  • весьма оптимистичны – 13% (4 чел.);
  • умеренно оптимистичны – 57% (17 чел.);
  • нечто промежуточное – 17% (5 чел.);
  • вполне пессимистичны – 13% (4 чел.);
  • крайне пессимистичны – 0% (0 чел.).           

          Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 70% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 17% выявлен средний показатель, а у 13% низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие как положительные, так отрицательные, события в жизни.

2. Индекс PmGPermanent good» - постоянство хороших событий):

  • очень оптимистичны – 3% (1 чел.);
  • умеренно оптимистичны – 10% (3 чел.);
  • умеренно пессимистичны – 8% (8 чел.);
  • весьма пессимистичны – 60% (18 чел.).       

          Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 3% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 18% выявлен средний показатель, а у 60% весьма низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что испытуемая группа склонна не стремиться добиваться успехов и идти к поставленной цели.

3.Индекс PvBPervasivness bad» - пространственное распространение плохих событий):

  • очень оптимистично – 0% (0 чел.);
  • умеренно оптимистично – 27% (8 чел.);
  • средний показатель – 43% (13 чел.);
  • умеренно пессимистично – 30% (9 чел.);
  • весьма пессимистично – 0% (0 чел.).

           Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 57% респондентов умеренный уровень оптимистичности и пессимистичности, у 43% выявлен средний показатель, высокого уровня оптимистичности и пессимистичности не выявлено. Из этого следует, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие как положительные, так отрицательные, события в жизни.

4.Индекс PvG («Pervesivness good» - пространственное распространение хороших событий):

  • весьма оптимистично – 0% (0 чел.);
  • умеренно оптимистично – 0% (0 чел.);
  • промежуточная ситуация – 60% (18 чел.);
  • умеренно пессимистично – 23% (7 чел.);
  • весьма пессимистично – 13% (4 чел.).

          Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 83% выявлен средний показатель, а у 13% весьма низкий показатель, высокого и умеренного уровня оптимистичности не выявлено. Из этого следует, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие, не замечая неприятности и концентрируясь на хорошем.

5. Индекс PsB («Рersonalization bad» - персонализация плохого):

  • очень высокая самооценка – 7% (2 чел.);
  • умеренная самооценка – 37% (11 чел.);
  • средняя – 33% (10 чел.);
  • умеренно низкая самооценка – 20% (6 чел.);
  • очень низкая самооценка – 3% (1 чел.).

           Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 7% респондентов высокий уровень самооценки, у 90% выявлен средний показатель, а у 3% весьма низкие показатели самооценки. Из этого следует, что испытуемая группа склонна к самокопанию в сути и попытаются найти проблему в себе, что часто приводит к депрессиям.

6. PsG («Personalization good» - персонализация хорошего):

  • очень оптимистичная оценка – 3% (1 чел.);
  • умеренно оптимистичная оценка – 17% (5 чел.);
  • промежуточная оценка – 23% (7 чел.);
  • умеренно пессимистичная – 17% (5 чел.);
  • очень пессимистичная – 40% (12 чел.).

          Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 3% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 57% выявлен средний показатель, а у 40% весьма низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что испытуемая группа склонна не стремиться добиваться успехов и идти к поставленной цели.

7. Индекс В (итог по неблагоприятным событиям):

  • вы замечательно оптимистичны – 20% (6 чел.);
  • вы умеренно оптимистичны – 27% (8 чел.);
  • промежуточные значения – 23% (7 чел.);
  • умеренно пессимистичны – 30% (9 чел.).

          Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 20% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 50% выявлен средний показатель, а у 30% весьма низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что исследуемая группа в умеренной степени склонна к ярко выраженной негативной реакции на происходящие неблагоприятные события.

8. Индекс G (итог по благоприятным событиям):

  • весьма оптимистично – 0% (0 чел.);
  • умеренно оптимистично – 0% (0 чел.);
  • промежуточные значения – 10% (3 чел.);
  • вполне оптимистично – 57% (17 чел.);
  • глубокий пессимизм – 33% (10 чел.).

           Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 67% выявлен средний показатель, а у 33% весьма низкие показатели оптимистичности, умеренного и высокого уровня оптимистичности не выявлено, что свидетельствует о том, что испытуемые настроены негативно в их отношении к миру, людям, ситуациям, которые происходят в их жизни.

9. Индекс разности G-B (окончательный итог):

  • весьма оптимистичны – 0% (0 чел.);
  • вы умеренно оптимистичны – 3% (1 чел.);
  • промежуточные значения – 7% (2 чел.);
  • умеренно пессимистичны – 33% (10 чел.);
  • весьма пессимистичны – 57% (17 чел.).

            В результате проведенного тестирования, анализ результатов по индексу «В», предполагающий итог по неблагоприятным события, показывает, что в исследуемой группе нет ярко выраженных уровней оптимистичности - пессимистичности, но, незначительный отрыв имеет умеренно пессимистичное значение (30%) у студентов. Из этого следует, что исследуемая группа не склонна к ярко выраженной негативной реакции на происходящие неблагоприятные события.

           Результат по индексу «G», предполагающий итог по благоприятным событиям, показывает, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие как положительные, так отрицательные, события в жизни.

          Анализ результатов по индексу конечного итога показывает, а точнее разности индексов «G» и «B», что среди испытуемых наиболее распространен (57%) весьма пессимистичный уровень, 33% студентов с умеренным уровнем пессимистичности, что характеризует испытуемых, как задумчивых, не умеющих радоваться мелочам, недоверчивых к окружающим. Но, в испытуемой группе студентов, как показали результаты (0% и 7%), не преобладает уровень оптимистичности. Следовательно, можно сделать вывод, что в группе, где проводилось исследование, преобладают студенты с весьма пессимистичным уровнем.

            В ходе работы была реализована цель исследования: выявлен уровень оптимизма у студентов. Сам же смысл оптимизма закреплен в важности принятия мира, принятия его «здесь и сейчас», что зачастую описывается через ассоциации «умение радоваться каждой прожитой минуте». А оптимистичный взгляд на ситуацию позволяет человеку за большим количеством негативных событий увидеть их истинную причину, и, самое главное, адекватно оценить ситуацию и своевременно и разумно на нее отреагировать на нее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Вольтер, Ф. Избранные сочинения [Электронный ресурс] / Ф. Вольтер. – М.: Рипол Классик, 1997. – 645 с. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/voltaire_izbrannye_proizvedeniya_1947_text.pdf. – Дата доступа: 14. 03. 2021.
  2. Гусман, Д. С. Оптимизм и философия [Электронный ресурс] / Д. С. Гусман.  – Режим доступа: http://www.manwb.m/articles/microcosm/Crisis/OptimismFilos_DSG/. – Дата доступа: 14. 03. 2021.
  3. Мечников, И. И. Этюды оптимизма. / И. И. Мечников. – М.: Наука, Главная редакция литературы на ин. яз., 1964. – 328 с.
  4. Селигман, М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. – М.: София, 2006. – 368 с.
  5. Рудина, Л. М. Тест на оптимизм: Метод определение атрибутивных стилей / Л. М. Рудина, под ред. В. М. Русалова. – М.: Наука, 2002. – 24 с.

        

31 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий