Автор: Готовцева Новлия Исламовна
Страна: Российская Федерация
Город: Оха
Организация: МБДОУ детский сад №1 "Родничок"
Проект: Вне проекта

НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».

 

Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:

обучающие:

 - формировать у детей познавательный интерес к истории других народов  мира, рас, их жилища, их культуры;

- познакомить с понятием «толерантность»;

воспитательные:

- воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей, расы вне зависимости от социального происхождения;

- доброжелательное отношение к традициям обычаям людей другой национальности;

- положительные эмоции в процессе ознакомления детей с культурой народов мира;

- эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.

развивающие:

- развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;

 - развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, разучивание народных подвижных игр.

Материал и оборудование:

-мультимедийный проектор;

-презентации: «Китай»,  «Африка», «Россия»;

 -глобус;

- карта;

- аудиозапись песни «Дружба»;

- мультфильмы:«Катерок», «Народы России», «Мы живём в России. Татары».

Образовательные области:

  «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная ли­тература», «Музыка».

ХОД НОД: Воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг».

- Давайте посмотрим на гостей, и улыбнемся им своей самой доброй улыбкой.                           

-А теперь закроем глаза, возьмёмся за руки и не опуская рук, вытянем их вперед к центру круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром. Потому что все мы вместе – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и ни какие тучи не смогут нас разъединить! 

 -Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут 

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?

Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.

Воспитатель: Какой же вывод можно сделать.

Дети: Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети: На карте.

Воспитатель: Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. Как вы думаете, сколько стран на земном шаре? Предположения детей

Воспитатель: На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?

Дети: Столица.

Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.

Дети: Москва.

Воспитатель: Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?

Дети: Россия

Воспитатель: Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?

Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…

Воспитатель: Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?

Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.

Воспитатель: А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все.

- Встаньте все те, кто умеет читать,                                                                           - любит кататься на каруселях,                                                                                          - любит смотреть мультфильмы,                                                                             - любит мороженное,                                                                                                     - любит играть,                                                                                                                - мечтает полететь в космос,                                                                                    - любит животных,                                                                                                                  - встаньте те, кто любит танцевать,                                                                            - встаньте все те, кто умеет дружить.

Воспитатель:

 Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)                                  

 Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?

Почему вы так думаете? (ответы детей) 

  Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.

Воспитатель:

- А кто из вас слышал слово «толерантность»?                             

- А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)

В переводе с французского оно означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.

А в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Воспитатель: А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:

Ребёнок 1.

Толерантность – значит это,                                                                                           Если дружно все живут.                                                                                           И теплом сердец  согреты,                                                                               Садик, быт наш и уют.

Ребёнок 2.

Признание, равенство и уважение,                                                       Взаимодействие, дружба, галантность.                                                             Вера любая без принуждения,                                                                            Это и многое есть толерантность.

Ребёнок 4.

Чувствовать, думать, любить, как другие,                                                 Сердцем умея понять солидарность,                                                           Напрочь  отбросить – "Они не такие",                                                             Этому учит нас толерантность.

Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.

Воспитатель: А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

Воспитатель: Ребята, вспомним сказку «Цветик-семицветик» В.П. Катаева.                                                                                                 

Как звали девочку? 

Кого Женя  встретила?

Какого цвета был последний  лепесток и желание? (Голубой, чтобы Витя был здоров)                                                                                 

Чем закончилась сказка?

Делать добрые дела всегда приятно. Когда вы делаете добрые поступки, помните, что добро вернется к вам!  Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

-Ребята, скажите, кого вы видите на слайде? ( Фею цветов)

 Как вы думаете, больше всего на свете она любит, что? (цветы)

- Правильно цветы. Их у неё очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебный. Это цветик –четырёхцветик. С его помощью, можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать лепесток и произнести волшебные слова:

«В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы»

 (дети проговаривают волшебные слова, воспитатель отрывает лепесток от волшебного цветка, дети закрывают глаза и кружатся).

Слайд№1 с изображением Китая.                                                                                   - Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Китай) Как вы догадались? (по разрезу глаз, национальной прическе и одежде)

Слайд№2. - Правильно. Софья расскажет нам об этой стране .

Слайд№3.  «Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

Попробуйте поздороваться и вы.

Ю переводиться – как «друг», ю- вы мои друзья.

Слайд№4. В Китае есть свой гимн, флаг и герб.

Слайд№5,6,7. Там высокие красивые горы, необычные многоярусные храмы и дома.

Слайд№8. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.

Слайд№9. Платья шьют из шёлковой ткани, шёлк изобрели в Китае.

Слайд№10. Иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычных для нас слов. Каждый иероглиф имеет своё значение. Например: одна горизонтальная линия – человек, а если нарисовать две горизонтальные линии, получиться слово – небо.

Слайд№11. Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью и следят за своим телом. Когда они устают на производстве, то делают специальную гимнастику «Ушу».

 Я приглашаю всех на китайскую гимнастику.

(звучит китайская музыка для медитации)

  1. Сначала  мы поприветствуем солнце.                                                   Ручки поднимаем вверх, опускаем и ещё раз повторяем.
  2. Соединяем ладошки над головой, поднимаем ногу, держим равновесие.
  3. В Китае очень любят чай, превращаемся в чайнички. Наливаем чай в чашечки, еще наливаем, А теперь в другую чашечку и ещё раз.
  4. Чай горячий подуем.
  5. Медленно поднимаем руки вверх, резко наклоняемся, говорим «ха»,

Давайте скажем до свидания на китайском языке.                                       «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют.)

 Воспитатель: А теперь скажем Софье по-китайски: се-се (спасибо).

- А нам ребятки пора лететь дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова …. (дети встают в круг и произносят волшебные слова)

Слайд №1 с изображением Африки.

- Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (в Африке)

Слайд №2.  Ребята, Африка- это континент. Карта раскрашена разными цветами, значит в Африке много стран.

-Эльвира познакомит нас с жителями Африки.

Слайд №3. -Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так.

Теперь мы с вами поздоровались по –африкански.

Слайд №4. - Почему у людей Африки такая темная кожа? (жарко)

Слайды №5,6. -Действительно в Африке очень жарко, и одежда у людей, поэтому легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями  из костей, бус, раковин или перьев.

Слайды №7,8,9. А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки.

Слайд №10,11. Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.

 Слайд №12. Как и мы любят животных, природу.

Слайд № 13. Ходят учиться в школу.

Слайд № 14. Но больше всего африканские дети любят танцевать.

- Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.

(показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга- чанга»)

- Ну что ж ребята, мы познакомились и с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.

- Сколько у нас осталось лепестков, вспоминаем волшебные слова и снова отрываем лепесток…

Слайд №1- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Россия) Как вы догадались?

-Попросим Илюзю рассказать о нашей стране.

-Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна.

Слайд №3. В России много национальностей, но все они – один народ.  В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.

 А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Народы России».

Слайд №4.Татары, то есть мы – очень древний народ, имеющий свою историю. Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием.

Просмотр видео « Мы живём в России».

Слайд №5. Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза». Я приглашаю всех.                                                                                                                        Дети заводят хоровод «Во поле березка стояла»

У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.

- Давайте  скажем волшебные слова… .

(воспитатель отрывает лепесток, дети кружатся и возвращаются в свой детский сад)

- А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные. Вы дружные? Чтобы доказать какие вы дружные, давайте выполним задание. В этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 13. Их нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 13. И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное. 

Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

-А в этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Их тоже нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 10. И тогда мы сможем прочитать что-то ещё важное.

Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось МИР И ДРУЖБА – почему это важные слова?

- А вы по–настоящему дружные ребята?

 Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?

- А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).

- Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.

Воспитатель: Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?

(познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, танцевали).

Г лавное чудо света — это человек.

Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!

 А какой это человек  выбирайте сами: добрый,  умный,  смелый,  красивый,  хороший,  весёлый,  великодушный, интересный,  великолепный,  трудолюбивый,  жизнерадостный,  забавный, изобретательный,  классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный.

Дети уходят под песню «На большой планете».

 

41 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий