2020 год - 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Указом президента 2020 год объявлен годом памяти и славы. И все наши помыслы и дела будут посвящены этой Великой дате. Важно передать молодому поколению науку побеждать, горячо любить свою Родину, не забывать историю и быть достойными преемниками победителей.
В преддверии Дня Победы в музее гимназии проводятся встречи с ветеранами, конференции, экскурсии, уроки мужества. Цель таких мероприятий - патриотическое воспитание учащихся. Чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо учащимся знать как о радостных, так и о трудных страницах истории, дать почувствовать свою причастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма. Патриотизм – это и гордость за достижения родной страны, интерес к её историческому прошлому. История Великой Отечественной войны особенно важна для формирования патриотического самосознания учащихся. Великая Отечественная война – тяжелое время, в котором погибло множество невинных людей, тех, кто мог бы подарить миру многое, оставить позитивный след в человеческой истории.
Каждое ушедшее поколение незримыми нитями связано с предыдущим. К сожалению, время неумолимо, все меньше остается ветеранов. Подрастающее поколение не узнает об этой странице истории своей родины из первых уст, о войне нам будут рассказывать только документы, вещи, фотографии и воспоминания, записанные со слов ветеранов. Поэтому очень важно бережно хранить память о героях Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны, которые есть в каждой семье. В основу урока мужества мы решили положить семейные истории, собранные учащимися при подготовке к сочинению по теме: «След войны в моей семье».
Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода.
История семьи – это корни, без которых человек не может существовать. Историю творят не только герои, но и простые люди. В результате исследовательской работы учащихся был собран материал о прадедушках, прабабушках и других родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне и внесли огромный вклад в борьбу советского народа с фашистскими захватчиками. Нам обязательно нужно помнить о своих предках, знать свою родословную, историю своей страны, чтобы не допустить новой войны.
Задачи: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к героическому прошлому страны; развитие познавательного интереса детей к истории Родины; знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны; подготовка индивидуальных детских проектов на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Формирование УУД (универсальных учебных действий): познавательные УУД - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные УУД - удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности; личностные УУД - проявлять понимание и уважение к истории своей семьи; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Ожидаемые результаты: сценарий урока мужества дает возможность больше узнать о жителях Краснофлотского района, показать поисковую работу и приобщить школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах, участниках Великой Отечественной войны, детях войны, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве; повышение социальной компетентности школьников. В ходе урока используются экспозиции музея, семейные архивы, документальные источники события: кинофильм «Хабаровск - город воинской славы».
Основание для разработки урока: сохранение преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию, приобретение новых знаний о событиях 1941-1945гг.
Задачи:
Ожидаемые результаты: формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия; охват школьников чтением художественной патриотической литературы; развитие творческих способностей учащихся.
Наличие необходимых ресурсов: информационный ресурс: фонд школьной библиотеки, периодические издания, материалы музея Боевой славы гимназии № 8; методический ресурс: опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов; использование мультимедийного проектора (презентация).
Подготовка к уроку: разучивание песен, стихотворений; выпуск боевых листов; посещение районного музея, поиск материала в семейных архивах; посещение памятных мест в Краснофлотском районе.
Сценарий урока мужества «Над памятью не властны времена».
Место проведения: музей Боевой славы гимназии № 8
Целевые группы: учащиеся 5-9 классов
Время проведения: 16 февраля 2020 года.
Участники встречи: ветераны Краснофлотского района Меркушев В. Л., Кудрина Мария Павловна, учащиеся 5 - 9 классов МБОУ гимназии № 8, руководитель музея гимназии - Зеленина Татьяна Николаевна.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях Великой Отечественной войны, способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, уважению к защитникам Отечества.
Вступительное слово учителя Зелениной Т. Н.
Учитель: 75 лет назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.
Урок мужества, посвященный 75-ой годовщине со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы проводим в преддверии 9 мая. Цель урока: сохранение памяти о событиях 1941-1945 г., о людях, которые приближали Победу.
Ведущий: В эти дни сердце обращается к событиям 1941- 1945 годов. С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна. От Москвы до Берлина – 2 тыс. 600 км. Не так уж это много, если поездом – менее 2-х суток, самолетом – 3 часа. Перебежками и по-пластунски - 4 года… 1418 дней 34000 часов.
Мы должны помнить и гордиться теми, кто защищал наше Отечество, кто был в тылу и стойко вынес все испытания. Хабаровск находился далеко от фронта, но в нашем городе жили и живут те, кто видел войну своими глазами.
Звучит песня: «Зря не плачут небеса», автор слов и музыки Елена Садовская, демонстрируются кадры из фильма «Хабаровск - город воинской славы».
Беседа с учащимися:
Чтецы: 1. Сегодня — день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня — день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
2. Заря вставала над землей,
заря вставала.
Ворвалась черная чума
в наш дом, ворвалась.
Фашизм без жалости шагал
по всей планете.
Застыли люди от беды,
притихли дети.
3. И в бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в победу свято –
Не сломил их враг...
За березы и пригорки,
За родимый дом,
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.
4. Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
что умерли они?
5. Живым поверка.
Павшим - слава.
Салютов гром и тишина.
Победу празднует держава,
надев цветы и ордена.
От маршала и до солдата
Перед Победой все равны,
Как были ей равны когда-то
В день окончания войны.
6. Опять война, опять блокада...
А может быть о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо раны бередить»,
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
7. И может показаться
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Ведущий: послушайте рассказы о родственниках, участниках войны, детях, переживших военные годы, жителях блокадного Ленинграда.
В черном пласту петергофской земли
Матросскую флягу как-то нашли.
Была в ней записка в несколько строк:
«Бились, погибли....»
А поперек.
Слова, что огнем обжигают сейчас:
«Живые, пойте о нас!»
Я этих слов позабыть не могу
Всегда мы у них в неоплатном долгу.
«Живые, пойте о нас!
Это не просьба, это приказ!»
Рассказ о Раисе Антоновне Дубиной (девичья фамилия Шаранда).
Жительница блокадного Ленинграда Раиса Антоновна Дубина (девичья фамилия Шаранда) родилась 17 февраля 1934 года и проживала по адресу: Невская лавра, дом 1, квартира 105. Детские годы Раечки прошли именно там.
В сентябре 1941 года пошла в первый класс. Школа находилась на территории старого Невского. К этому времени ежедневно были бомбежки, и самое страшное — голод. В городе отключили свет, тепло, не было воды. Из семьи дома были дедушка, папа и 14-летний брат. Двух сестер и мать эвакуировали раньше. Мама попала в город Соликамск, на Урал, старшая сестра с мужем в Омск, а средняя умерла, простудившись при эвакуации. В октябре, ноябре, декабре 1941 года хлеб давали по карточкам. У отца была броня, он работал на заводе «Большевик». Его практически не видели. Чаще, чтобы не тратить силы на дорогу, он оставался на заводе. Брату повезло, его взяли в воинскую часть, которая находилась на территории Лавры — там он, по крайней мере, был сыт. Дед к этому времени уже умер. В 1942 году соседка отнесла Раю в приемник-распределитель. Затем детей перевели в детский дом № 60. В детском доме было холодно и голодно. Стали готовить к эвакуации.
В это время было прорвано первое кольцо блокады, и детей стали переправлять через Ладожское озеро на баржах, озеро было все во льдах. Немцы били и по баржам, и по нашим зенитным установкам. Рае повезло. Переправа прошла удачно. Погрузили в товарняки, чтобы отправить к месту назначения. Целый месяц добирались до Краснодара. Из Краснодара перевезли в станицу Передовую. В станицу вошли немцы. В станице были до отхода немецких частей. С мамой она встретилась совсем неожиданно в городе Молотове. Брата найти так и не смогли. Решили вернуться в Ленинград. Война еще не закончилась, и они исколесили всю Россию.
В Ленинград попали только в 1945 году. Раиса училась, работала на заводе п/я 433 токарем-револьверщиком. Затем с мужем уехали жить в Благовещенск. Там она окончила культпросветучилище, затем пединститут. Позже переехала в Хабаровск.
С 1996 года на пенсии. Работала на общественных началах, занимаясь военно-патриотическим воспитанием.
Рассказ о Харисе Магжановиче Магжанове.
Родился в 1926 году в деревне Ключище Горьковской области. С 1934 по 1942 год он с родителями проживал в Ленинграде по адресу: Лиговский проспект, дом 107, квартира 37. В этом городе и застала его война. С начала блокады в городе была введена карточная система. На первых порах людям давали 400 граммов хлеба, затем 250 граммов и далее лишь 125 граммов. Хлеб был серо-белый, выцветший, со странным вкусом и запахом. Непонятно было, из чего он испечен. День и ночь ленинградцы проводили в очередях, записывая на ладонях свои номера. Дети и война... Это страшное сочетание слов. В городе прекратили подачу света, отопления, воды. Люди падали на улицах от голода. Для того чтобы согреться, население города сожгло все деревянные предметы. Город бомбили круглые сутки. Страха, робости ленинградцы не испытывали. Многие из тех, кто еще держался на ногах, работали на Кировском заводе и оставались ночевать в цехах, чтобы не тратить силы на передвижение домой.
В апреле 1942 года семью эвакуировали через Ладожское озеро, по Дороге жизни, которая шла большаком до берега Ладоги, затем спускалась на озерный лед близ мыса Осиповец. Далее лежал самый рискованный участок — 30 километров «ледянки», проходившей на виду у вражеских позиций. Тех, кто уцелел, везли до деревни Кобоны, о которой никто до блокады Ленинграда не слышал, и которая в силу своего географического положения стала концом и началом Дороги жизни. Там, уцелевших, грузили в санитарные вагоны и везли в глубь страны. С 1943 по 1945 год работал в колхозе. В январе 1945 года он был призван в армию и попал на Сахалин, где прослужил до окончания войны. Его привлекла красота тех мест, поэтому после демобилизации в 1953 году остался на Сахалине. Он работал машинистом тепловоза до 1982 года, потом ушел на пенсию и переехал в Хабаровск. К сожалению, Х. М. Магжанов уже ушел из жизни.
Каждый год 9 мая вспоминают детей блокадного Ленинграда, по разным причинам оставшихся в осаждённом городе. Одни – погибли, не увидев светлого дня Победы, другие – выжили.
Чтец: Прошедшим фронт, вам день зачтётся за год,
В пыли дорог зачтётся каждый след,
И корпией на наши раны лягут
Воспоминанья юношеских лет.
Рассказ о Теленченко Симоне Никитовиче.
Родился в 1915 году в селе Марковка Хабаровского края. В 1941 году был призван в армию. Служил в 439 истребительном батальоне противотанкового артиллерийского полка. Воевал на Курской дуге, 12 июля состоялось знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, 5 августа были освобождены Орел и Белгород. В честь этого события в Москве прогремел первый салют Победы. 23 августа 1943 г. был освобожден Харьков. Весна 1943 года стала первой весной крупных побед, одержанных Советской Армией на фронтах Великой Отечественной войны. К началу апреля 1943 года линия фронта переместилась далеко на запад. Почти прямо тянулась от Ленинграда до берегов Черного моря.
И лишь в районе Орла, Курска и Белгорода образовался огромный выступ, вошедший в историю под названием Курской дуги, где закрепились войска Центрального и Воронежского фронтов. Под селом Прохоровка были самые сильные бои. К исходу дня наступил перелом. Введенные в бой новые танковые и пехотные части сломили сопротивление противника и начали продвижение вперед.
Теленченко Симон Никитович дошел до Кеннингсберга. Боевые награды: орден Отечественной войны 2-й степени, орден Красной звезды, две медали «За отвагу», юбилейные медали. Умер в июле 1992 года.
Рассказ о Калашникове Федоре Панковиче.
Родился в 1902 году на Украине, в селе Юрки. С 1941 года по 1945 год на фронте в составе первого Украинского фронта. Участвовал в освобождении Харькова, Минска, Будапешта. Вернулся домой, дожил до 86 лет.
Награжден многими орденами и медалями, но самая ценная для дедушки - медаль «За отвагу». В нашей семье свято хранят память о ветеране. Не было бы нас с вами, если бы не отвага и доблесть, воинская честь наших ветеранов. Они добыли нам мир и надежду, что не будет на планете кровопролитных войн.
Чтецы: Но вот опять сменяются посты
Молчат, на лоб надвинув каски.
Не воскресят наградные листы
Тех, кто погиб в годину испытаний.
Из них тогда не отступил никто,
Звенело солнце медными лучами...
Простите, парни, вы меня за то,
Что в этот час не я был рядом с вами.
Встанем, друзья, и молча помянем
Тех, кого нет среди нас!
Кто в обелисках, в металле и камне,
В вечном огне живут и сейчас!
Ведущий: Вдумайтесь в эти цифры. 27 миллионов погибших советских людей. 27 миллионов погибших на 2,5 тысячи километров – это значит 10 тысяч 800 убитых на километр, 22 человека на каждые 2 метра земли.
Ведущий: 27 миллионов погибших за 1418 дней, это значит 19 тысяч убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту.
Ведущий: 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит каждый 6-й, вдумайтесь, каждый 6-й житель нашей страны погиб во время войны.
Ведущий: В память о погибших на полях сражений минута молчания.
Чтецы: Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
Ведущий: слово ветеранам войны и труда.
Чтецы: Наша служба - нелегкая доля,
Но так было и будет во все времена.
Есть приказ, значит будет и сила, и воля.
Есть Россия, великая наша страна.
Звучит песня «О той весне» (исполняют учащиеся 6 Б класса)
Выступление представителей совета ветеранов.
Подведение итогов урока.
Список литературы.