Пояснительная записка
Предмет: урок проводится в рамках работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Тема: данная методическая разработка музейного урока посвящена землякам – участникам Великой Отечественной войны.
Место проведения и продолжительность: музей школы, 45 минут.
Класс: музейный урок ориентирован на учащихся 6-8 классов.
Аннотация: музейный урок проводится с использованием музейных предметов основного фонда (письма с фронта, похоронка) и вспомогательного фонда (Книги Памяти»). Особенность его заключается в реализации воспитательных и образовательных задач школы путем погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду музея.
Для организации музейного урока я использовала приемы нескольких методов: Эвристическая беседа, «погружение» в прошлое (чтение и обсуждение писем и похоронки), практический (работа с «Книгами Памяти» и картой ВОВ).
Практическая значимость: материалы, подготовленные учащимися в ходе проведения занятий, могут быть использованы на классных часах, а также для дальнейшей работы по созданию презентаций, брошюры об участниках Великой Отечественной войны, стать ориентиром для дальнейшей поисковой работы.
Цель:
- приобщить подрастающее поколение к пониманию неразрывности исторической судьбы родного края и нашей Родины.
Задачи:
- совершенствовать знания учащихся о воинской славе России на основе изучения военного пути односельчан;
- формировать у учащихся навыки работы с музейными предметами как с источниками информации, развивать умение излагать мысли, способность передавать свои чувства и отношение ;
- воспитывать уважение и признательности погибшим в годы Великой Отечественной войны, желание и готовность встать на защиту Родины, любовь к своей малой родине;
- составить список и отметить на карте места захоронения односельчан, погибших в годы войны.
Ожидаемые результаты:
- развитие у учащихся чувства сопричастности к истории своего родного края;
- формирование умения самостоятельно добывать необходимые знания из самых различных источников;
- повышение интереса к школьному музею и его деятельности;
- желание продолжить работу по сбору информации об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны.
Оборудование и материалы: Компьютер, телевизор, письма с фронта Кузнецова Л.М., похоронка на Кузнецова А.П., «Книги Памяти» Хабаровского края, карта « Великая Отечественная война (1941-1945 годы), красные звёздочки.
Ход музейного урока:
Учитель: Добрый день, ребята! Перед началом нашего разговора я предлагаю вам разделиться на три группы и занять свои места.
Ученица читает стихотворенье жителя Хабаровского края Станислава Ковного:
И память неостывшая моя
Вдруг воскресит непрошено, нежданно
Бойцов, что пали в яростных боях
И спят теперь в могилах безымянных.
Могилы безымянные... Они
Разбросаны от Волги до Шпрее
И нет надгробий мраморных на них.
Трава лишь в мае щедро зеленеет.
А кто там спит — отец ли, сын ли, брат —
Нам не узнать в печали бесконечной,
Но то, что каждый был из них солдат,
Запомнили народы — и навечно.
Запомнили как сквозь огонь и дым
Дорогами войны они шагали.
И как в боях бессмертием своим
От смерти жизнь надежно заслоняли.
И знаю я: тем огненным годам
Не раствориться и не кануть в Лету.
О них я сыну память передам,
Как мужества и славы эстафету.
Учитель: Какая тема и кому посвящено стихотворение?
( тема войны, памяти в войне, солдаты войны, землякам, ушедшим на войну и не вернувшимся с неё). В 1941 году началась война. Мужчины призывного возраста ушли на фронт, и потянулись страшные четыре года лишений, ожидания и горя.
Ребята, знаете ли вы наших односельчан - участников Великой Отечественной войны? Их имена? Их судьбы? Где покоится прах тех, кто погиб далеко от родного дома? Из каких источников мы с вами можем получить эту информацию? ( перечисляют: военные архивы, «Книги Памяти», различные сайты, военкоматы, рассказы родственников). Правильно, с некоторыми из этих источников мы сегодня поработаем. А ещё, ребята, письма с фронта – письма личные и письма официальные.
С большим нетерпением ждали родные и близкие весточек от своих мужей, отцов, сыновей. Регулярно получали письма в семье Мирона Кузнецова, переживали за судьбу своих сыновей – Леонида и Прокофия. От Прокофия письма перестали приходить в 1942 году, от Леонида в 1943.
Просмотр видеофильма «Письма с фронта».
Учитель: Нет ценнее источника информации – чем источник написанный участником и очевидцем событий, таковыми являются письма с фронта. Вот уже больше семидесяти лет бережно хранились сначала родственниками, а сейчас хранятся в нашем
музее, письма Леонида Мироновича Кузнецова. Я предлагаю вам почитать его письма и найти отрывки, в которых он упоминает о своих земляках, которых встречал на фронте. (Дети просматривают копии писем, зачитывают отрывки).
Учитель: Почти с первых дней войны в Лончаково стали приходить и страшные известия - «похоронки». «Похоронка» — документ (извещение), просторечная краткая разговорная форма определения официального извещения о смерти (гибели) военнослужащего или военнообязанного, присланного из войсковой части. Одно из таких извещений о смерти Кузнецова Анатолия Павловича хранится в нашем музее (ученик читает текст «похоронки»).
Учитель: Ребята, я предлагаю вам поработать с Книгами Памяти, а затем на карте « Великая Отечественная война» звёздочками с именами отметить места гибели или захоронения тех односельчан, о которых узнаете. (Учащиеся по группам работают с книгами, записывают имена на звездочки и располагают звёзды на карте)
Учитель: В самых масштабных битвах Великой Отечественной и второй мировой войны принимали участие наши земляки. Москва, Сталинград, Курск, Дальний Восток-это не полный перечень географических наименований, где побывали наши односельчане в годы войны, где остались их могилы.
Но есть в нашем списке и фамилии земляков, о судьбе которых информации нет, нет данных о месте гибели и захоронения. Возможно, они так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне.
Учитель: Ребята, подводя итог нашего занятия, хотелось бы услышать о том, что нового узнали сегодня, что почувствовали, к каким выводам пришли? Для чего тысячи неравнодушных людей продолжают работу по поиску мест захоронения и увековечиванию имен погибших, для кого это важнее?
Рефлексия. Я прошу вас каждого закончить начатое мной предложение: В результате урока мне бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…