Автор: Ачинович Тереза Иосифовна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Взаимосвязь тревожности и лидерских способностей у подростков

 

Ачинович Т.И., Лазовская А.А.

Белорусский государственный университет, г. Минск, РБ

Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы существенно изменилась социальная ситуация развития общества. Эти изменения особенно значимы для детей подросткового возраста. Л. С. Выготский отмечал, что подростковый возраст – историческое образование. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества [1, с.146]. Говоря о психологических особенностях современных подростков, Д. И. Фельдштейн писал: «Изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей» [5, с.143]. Социальные условия преломляются через внутренние, определяют формирование и проявление личностных свойств (в том числе и тревожности) в конкретные исторические периоды. Личностные особенности подростков и ближайшего окружения, прежде всего родителей, выступают в качестве психологических детерминант формирования и проявления тревожности и лидерских качеств в подростковом возрасте.

В отечественной и зарубежной литературе тревожность трактуется, как эмоциональное состояние, характеризующееся беспокойством, боязнью, неуверенностью и напряжением. Тревожность может возникать в результате различных ситуаций или событий, вызывающих неопределенность или угрозу. Ситуативная тревожность обычно вызывается конкретными событиями или обстоятельствами, которые создают у человека беспокойство и напряжение. Личностная тревожность, с другой стороны, является более стойким и постоянным состоянием, которое характеризует личность человека. Люди с высоким уровнем личностной тревожности могут испытывать беспокойство, боязнь и напряжение в различных ситуациях, независимо от внешних обстоятельств.

Лидерство – это комплексный процесс, который включает в себя как личностные качества лидера, так и взаимодействие с группой, организацией или командой с целью достижения общих целей и решения задач.

Лидерские способности – это навыки и качества, которые позволяют человеку эффективно управлять и вести группу людей к достижению общих целей. В подростковом возрасте лидерские способности могут проявляться в умении вдохновлять и мотивировать сверстников, умении делать стратегические решения, разрешать конфликты, коммуницировать эффективно, убеждать других и действовать во благо всей группы.

Лидерские качества у подростков представляют собой комплекс характеристик и навыков, которые позволяют им успешно управлять и вести группу к достижению общих целей. Среди ключевых лидерских качеств, выделяемых у подростков, можно назвать эмпатию, умение слушать и понимать других, способность мотивировать и вдохновлять, организационные навыки, решительность, демонстрация примера, способность к сотрудничеству.

Период подросткового развития от 15 до 17 лет является ключевым этапом в формировании личности школьников. На этом этапе они учатся принимать самостоятельные решения, развивать свои умения и навыки, а также готовятся к взрослой жизни и будущей карьере. Подростки стремятся к самоопределению, проявлению собственной личности и обретению своего места в обществе. Они начинают отвечать за свои действия, осознавать последствия своих выборов и принимать ответственность за себя. Подростки активно развивают свои лидерские качества, учатся работать в команде, улучшают организационные навыки, укрепляют мотивацию и ценности. Этот этап также является временем подготовки к будущей карьере и выбору профессии, что важно для успешного интегрирования в общество и достижения личной и профессиональной целостности.

Цель исследования – практически выявить взаимосвязь тревожности и лидерских способностей у подростков старшего школьного возраста. Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер». Выборку составили подростки в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 60 человек: 43 девушки, 17 юношей. Для диагностики использовались следующие методики: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин); тест “Диагностика лидерских способностей” (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Тест «Я лидер» (А.Н. Лутошкин), статистический метод (критерий Колмогорова-Смирнова с поправкой Лильефорса, r-критерий Спирмена).

В результате проведенного исследования было выявлено, что для большинства подростков характерен умеренный (42%) и низкий (38%) уровень ситуативной тревожности. 37% подростков обладают умеренным уровнем личностной тревожности, а для 25% подростков характерен высокий уровень. Это может негативно сказываться на их психическом и эмоциональном благополучии, а также на общем качестве их жизни.

Подростковая тревожность может проявляться в форме переживаний, беспокойства, напряженности, а также соматических симптомов, таких как головные боли, проблемы с сном, изменения в аппетите и другие физические проявления. Высокий уровень тревожности может препятствовать адаптации в обществе, формированию здоровых отношений, обучению и профессиональному развитию.

Большинство подростков, участвовавших в исследовании, характеризуется недостаточным проявлением лидерских качеств. У 45% подростков лидерские качества слабо проявляются. Только для 12% опрошенных подростков характерно яркое проявление лидерских качеств. Это может быть обусловлено различными факторами, сочетание которых влияет на способность подростков выступать в роли лидера.

Одной из причин недостаточного проявления лидерских качеств у подростков, может быть, отсутствие соответствующих коммуникативных навыков. Наличие эффективных навыков общения и умение взаимодействовать с другими людьми является важным аспектом лидерства. Низкая самооценка, неуверенность в себе и тревожность также могут препятствовать развитию лидерских качеств у подростков, поскольку уверенность в себе и умение принимать и выражать свои решения играют важную роль в лидерском поведении.

Недостаточная мотивация также может быть причиной отсутствия лидерских качеств у подростков. Отсутствие поддержки и поощрения со стороны окружающих, а также нехватка опыта в принятии решений и управлении другими также могут затруднять проявление лидерских качеств у подростков.

У большинства подростков все рассмотренные лидерские качества – умение управлять собой, осознание целей, решение проблем, работа в группе – находятся на среднем уровне развития. Всего лишь у 14% подростков умение управлять собой достаточно развито. Умение управлять собой включает в себя умение контролировать свои эмоции, планировать свои действия, принимать решения и управлять своим временем. Эти навыки играют важную роль в лидерском поведении и способствуют лучшей самоорганизации. Кроме того, более половины опрошенных подростков имеют средний уровень осознания целей, однако лишь 16% обладают достаточным уровнем умения решать проблемы. Также стоит отметить, что лишь у четверти опрошенных развито умение работать с группой.

Путем корреляционного анализа было выявлено, что ситуативная тревожность сказывается по-разному на различных аспектах лидерской деятельности. Например, она положительно коррелирует с умением решать проблемы (r=0,414, p≤0,05) и работать с группой (r=0,480, p≤0,05), но одновременно отрицательно связана с творческим подходом (r=-0,362, p≤0,05) и знанием принципов организаторской работы (r=-0,327, p≤0,05). Личностная тревожность также играет определенную роль в формировании лидерских навыков, положительно коррелируя с осознанием целей (r=0,528, p≤0,05). Эти результаты могут быть использованы для разработки программ развития лидерских качеств с учетом индивидуальных особенностей тревожности участников.

На основании результатов исследования нами были разработаны психолого-методические рекомендации по снижению уровня тревожности у подростков старшего школьного возраста.

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

  • Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

  • Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

  • Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Способы преодоления тревожности у подростков:

  • Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

  • Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

В коррекционной работе с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, следует использовать следующие приемы:

  • «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто подростков с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

  • «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Можно предложить подростку мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

  • «Приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

  • «Использование роли». В трудной ситуации подростку можно предложить ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для мальчиков.

  • «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

 

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. – М. : Бюро заочного обучения МГУ, 1929. – 534 с.

  2. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. – СПб.: Статут, 2007. – 544 с.

  3. Никитина, И.В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения / И.В. Никитина, А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 2010. - №1. – С.80-85.

  4. Прихожан, А.М. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А. М. Прихожан // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. В. М. Астапов. – СПб., 2001. – С. 143–156

  5. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 2007. – 670 с.

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий