Автор: Еленская Элла Сергеевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский Государственный Университет
Проект: Вне проекта

Дисфункциональные убеждения и неблагоприятный детский опыт у людей с пограничным расстройством личности

 

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЕТСКИЙ ОПЫТ У ЛЮДЕЙ С ПОГРАНИЧНЫМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

 

Э.С. Еленская

 

Белорусский государственный университет, ул. Кальварийская, 9, 220004,

г. Минск, Беларусь, phse@bsu.by

Научный руководитель – Е.И.Климушко

 

В данной статье исследуется связь между дисфункциональными убеждениями и неблагоприятным детским опытом у людей с пограничным расстройством личности. Основной целью работы является выявление взаимосвязи между этими факторами. Объектом данной работы являются дисфункциональные убеждения и неблагоприятный детский опыт. Предмет – взаимосвязь дисфункциональных убеждений и неблагоприятного детского опыта у людей с пограничным расстройством личности.

 

Ключевые слова: взаимосвязь; пограничное расстройство личности; неблагоприятный детский опыт; дисфункциональные убеждения.

 

Актуальность исследования. Во-первых, пограничное расстройство личности (ПРЛ) является одним из самых сложных и трудно поддающихся лечению психических расстройств. Люди с ПРЛ часто испытывают выраженные дисфункциональные убеждения, которые могут быть связаны с их неблагоприятным детским опытом. Исследование этой связи может помочь лучше понять механизмы развития и поддержания ПРЛ, а также определить наиболее эффективные методы лечения и коррекции.

Во-вторых, неблагоприятный детский опыт играет ключевую роль в формировании психологических проблем во взрослом возрасте. Исследование влияния детской травмы на формирование дисфункциональных убеждений у людей с ПРЛ может помочь выявить особенности этого взаимодействия и разработать целенаправленные терапевтические подходы для этой уязвимой группы пациентов.

В когнитивной психотерапии термин «дисфункциональные убеждения» означает идеи или установки, которые формируются на основе неправильных ценностных ориентаций. Эти убеждения часто являются негативными и могут быть неосознанными. Они определяют содержание наших мыслей, эмоций и поведения.

Дисфункциональные убеждения в психологии играют ключевую роль в формировании нашего внутреннего мира и влияют на наше поведение, эмоции и межличностные отношения.

Неблагоприятный детский опыт может включать в себя широкий спектр событий, которые оказывают негативное воздействие на эмоциональное и психологическое развитие ребенка. Эти события могут включать в себя физическое или эмоциональное насилие, злоупотребление, неблагополучные семейные отношения, развод родителей, потерю близких, болезнь или инвалидность члена семьи, а также недостаток внимания и заботы со стороны родителей или опекунов.

Одним из основных последствий неблагоприятного детского опыта является формирование дисфункциональных убеждений о себе. Дети, подвергнутые насилию или злоупотреблению, могут начать верить, что они сами виноваты в происходящем или что они не достойны любви и уважения [7, с. 55–58]. Эти убеждения могут стать основой низкой самооценки, чувства вины и стыда, а также привести к стрессу и тревоге.

Неблагоприятный детский опыт создает основу для формирования дисфункциональных убеждений в следующих областях:

1. Самооценка: Люди с пограничным расстройством личности могут развить негативное отношение к себе и низкую самооценку из-за неблагоприятного детского опыта. Они могут считать себя недостойными любви и уважения, быть уверенными в своей неполноценности и недостаточности.

2. Доверие к другим: Неблагоприятный опыт в детстве может привести к формированию дисфункционального убеждения о непостоянстве и небезопасности близких отношений. Люди с пограничным расстройством личности могут верить, что люди никогда не будут искренне заботиться о них, и будет сложно им доверять другим.

3. Восприятие мира: Люди с пограничным расстройством личности, испытавшие неблагоприятный опыт в детстве, могут развить искаженное восприятие окружающего мира. Они могут считать, что мир опасен и враждебен, и быть убежденными в том, что они не смогут достичь счастья и успеха.

4. Отношения с другими людьми: Неблагоприятный детский опыт может повлиять на формирование дисфункциональных убеждений о других людях. Люди с пограничным расстройством личности могут считать, что другие люди ненадежны, предательственны и неспособны проявлять заботу и поддержку.

Кроме того, неблагоприятный детский опыт может влиять на формирование убеждений о других людях и мире в целом. Дети, пережившие развод родителей или потерю близких, могут развить убеждения о непредсказуемости и опасности мира вокруг них [3, с. 112–115]. Они могут начать видеть мир как непредсказуемый и опасный место, что может привести к чувству беспомощности и неуверенности в будущем.

Дети, сталкивающиеся с недостатком внимания и заботы со стороны родителей, могут развить убеждения о собственной недостаточности и неполноценности. Они могут чувствовать себя ненужными и неспособными преуспеть в жизни [5, с. 78–81]. Эти убеждения могут привести к низкой мотивации, депрессии и другим психологическим проблемам.

Люди с различными психическими расстройствами особенно чувствительны к детской травме. Например, пограничное расстройство личности (ПРЛ) характеризуется нестабильностью в отношениях, эмоциональной сфере, восприятии себя, импульсивностью и тенденцией к суицидальным мыслям. Люди, страдающие от ПРЛ, испытывают страдания и часто мучительные эмоции. Диагностика и коррекция такого расстройства достаточно сложны.

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) является серьезным психическим расстройством, которое часто связано с неблагоприятным детским опытом. Неблагоприятные детские события, такие как физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, злоупотребление в семье, недостаток внимания и поддержки, развод родителей, потеря близких или болезнь, могут стать катализатором для развития ПРЛ у подростков и взрослых [4, с. 34–36].

Одним из характерных признаков ПРЛ является неустойчивость в межличностных отношениях, которая часто отражает сложные динамики, заложенные в неблагоприятном детском опыте. Люди с ПРЛ могут испытывать сильные чувства страха близости и одновременно бояться отвержения или брошенности. Это может быть результатом недостатка заботы и эмоциональной поддержки в детстве, когда доверие к близким людям было нарушено или не развито.

Более того, неблагоприятный детский опыт может оказать значительное влияние на формирование убеждений о себе у людей с ПРЛ. Они могут начать верить, что они неполноценны, не достойны любви и уважения, что является результатом травматических событий и неблагоприятных отношений в детстве. Эти убеждения могут стать источником низкой самооценки, депрессии и тревоги у людей с ПРЛ.

Пограничное расстройство личности также часто сопровождается сильными эмоциональными колебаниями и нестабильностью настроения, которые могут быть связаны с неблагоприятными детскими событиями. Например, люди с ПРЛ могут переживать интенсивные эмоции, такие как гнев, страх и отчаяние, которые могут быть вызваны воспоминаниями о травматических событиях из прошлого.

Однако важно отметить, что не все люди, подвергнутые неблагоприятному детскому опыту, развивают ПРЛ. Генетические и биологические факторы также могут играть роль в развитии этого расстройства. Кроме того, психотерапия и поддержка могут помочь людям с ПРЛ разработать стратегии для управления своими эмоциями и отношениями, а также изменить дисфункциональные убеждения о себе и мире вокруг себя [6, с. 87–89].

В исследовании приняло участие 50 респондентов, 25 из которых имеют пограничное расстройство личности, и 25 здоровые в возрасте от 18 до 25 лет.

Эмпирическое исследование: количественный анализ данных, статистический анализ данных.

Опросник для диагностики пограничного расстройства личности (форма S). Методика представляет собой личностный опросник, разработанный на основе диагностических критериев пограничного расстройства личности согласно DSM-III-R и DSM-IV в 2012 году коллективом авторов (Т. Ю. Ласовская, С. В. Яичников, Ю. В. Сарычева, Ц. П. Короленко).

Опросник дисфункциональных убеждений при пограничном расстройстве личности (Personality Belief Questionnaire – Borderline Personality Disorder, PBQ-BPD), в адаптации А. М. Максимова, А. Б. Холмогорова (2011).

Международный опросник неблагоприятного детского опыта (The Adverse Childhood Experiences (ACE)) (Vincent J. Felitti), Robert F. Anda).

Теоретико-методологическим основанием исследования данной курсовой работы являются следующие подходы: Теория Аарона Бека — это психологическая модель, разработанная американским психиатром и психотерапевтом Аароном Беком в середине XX века. Эта теория сосредотачивается на когнитивных аспектах психопатологии, и в основе её лежит предположение о том, что наши мысли, убеждения и оценки могут влиять на наши эмоции и поведение.

Согласно теории семейной системы, динамика семейных отношений играет ключевую роль в формировании поведенческих и эмоциональных паттернов у членов семьи. Дисфункциональные образцы поведения и коммуникации внутри семьи могут стать источником психологических проблем у ее членов, включая пограничное расстройство личности.

В ходе исследования была выявлена взаимосвязь между дисфункциональными убеждениями и неблагоприятным детским опытом у людей с пограничным расстройством личности. Корреляции между различными шкалами также были обнаружены, причем некоторые из них имеют высокий коэффициент корреляции, что может свидетельствовать о сильной взаимосвязи между этими конкретными аспектами психического состояния. Все обнаруженные корреляции являются статистически значимыми на уровне p <0.01.

Результаты анализа указывают на значительное воздействие неблагоприятного детского опыта на формирование психического благополучия, что проявляется в патологических чертах индивидуальности. Это подчеркивает важность раннего выявления и психологической поддержки детей, переживших неблагоприятный детский опыт, с целью предотвращения развития серьезных психических расстройств в будущем. Люди, страдающие от пограничного расстройства личности, часто проявляют высокий уровень дисфункциональных убеждений, зависимостей и защитных механизмов, что может быть обусловлено негативным детским опытом. Эти выводы могут послужить основой для разработки эффективных стратегий лечения и поддержки для данной категории пациентов.

 

Библиографические ссылки

  1. Бек, А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности/ А. Бек, А. Фримен // Журнал практической психологии и психоанализа №2 – 2003г.
  2. Вельтищев, Д.Ю. Расстройства личности / Д.Ю. Вельтищев // Психиатрия: справочник практического врача / под ред. проф. А.Г. Гофмана – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2017. – С. 308-331.
  3. Herman, J. L. Trauma and recovery / J.L. Herman – 1992.
  4.  Obneli. A. Shyness as a behavioural problem and its’ effects on adolescents’ social behaviour and academic achievements: implication for effective guidance and counselling / Obneli A. // Journal of Teaching and Education – 2015. №4. Vol. 3. P. 275 – 284.
  5. Paris, J. Treatment of borderline personality disorder: A guide to evidence-based practice / J. Paris – 2008.
  6.  Rogers, C. R. A Theory of Therapy, Personality, and Interpersonal Relationships: As Developed in the Client-Centered Framework / C. R. Rogers // Psychology: A Study of a Science. Formulations of the Person and the Social Context – 1959. – Vol. 3. – P. 184–256.
  7. Van der Kolk, B. A. The body keeps the score: Brain, mind, and body in the healing of trauma. / B.A. Van der Kolk – 2014.
26 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий