Социально-психологические особенности молодых специалистов
Т.В. Тратинко, А.Н. Рабущищ
Белорусский государственный университет, Минск
Современное общество остро нуждается в профессионально мобильных специалистах, готовых самостоятельно и грамотно принимать решения и нести ответственность за их проведение в жизнь.
Понятие "молодые специалисты" употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле – юридическое понятие, при котором молодыми специалистами в течение трех лет после окончания считаются выпускниками высших и средних специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения. В широком смысле – это молодежь с высшим и средним специальным образованием в возрасте до 31 года, составляющая особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других поколений.
Молодые специалисты, вступающие на трудовой путь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, могут столкнуться с различными социально-психологическими аспектами в начале своей профессиональной карьеры. Ниже приведены некоторые из них [1]:
Специфическими социальными и возрастными особенностями молодых специалистов являются:
Профессиональная самореализация для человека является одним из важнейших социально одобряемых смыслов жизни, соответственно, потребность личности в «профессиональной идентичности» выступает по значимости на одно из первых мест.
Нами было проведено исследование самоэффективности в сфере предметной деятельности у молодых специалистов (по результатам методики Диагностика самоэффективности (Маддукс, Шеер)).
В ходе исследования было выявлено, что среднее значение выраженности социального благополучия – 28,27; психологического благополучия – 25,18; материального благополучия – 26,5; физического – 24,32 и духовного 26,05. Средние значения по всем шкалам показали удовлетворительный уровень субъективного благополучия у молодых специалистов, что говорит об удовлетворенности основными сферами жизни специалистов.
В ходе исследования нами были установлены корреляционные взаимосвязи между:
самоэффективностью предметной деятельности и духовным благополучием (r=0,171, p=0,044);
самоэффективностью межличностного общения и социальным благополучием (r=0,294, p=0,033);
самоэффективностью межличностного общения и психологическим благополучие (r=0,177, p=0,024).
Таким образом, молодые специалисты сталкиваются с рядом психологических особенностей, связанных с формированием своей профессиональной идентичности.
Важным аспектом является процесс самоопределения и определения своих профессиональных целей и ценностей. В частности, на уровне личности важны представления о необходимых качествах профессионала, соотнесение это с собственными освоенными компетенциями, уверенность в том, что можно и успешно применить в решении профессиональных задач.
На уровне среды (профессиональной и образовательной) на формирование профессиональной идентичности будут оказывать влияние ценности и нормы, модели поведения, транслируемые в той или иной среде представителями профессионального сообщества и выступающие одновременно требованиями к профессионалу.
На уровне личности препятствовать или способствовать формированию идентичности будут ее психофизиологические особенности, полученные навыки, компетенции и профессиональные качества. В то же время нельзя не учитывать социокультурные условия, уровень экономического развития территории, реализуемую кадровую государственную политику, в том числе транслируемую через средства массовой информации.
Литература