Автор: Т.В. Тратинко, А.Н. Рабущищ
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Социально-психологические особенности молодых специалистов

 

Социально-психологические особенности молодых специалистов

 

Т.В. Тратинко, А.Н. Рабущищ

Белорусский государственный университет, Минск

 

Современное общество остро нуждается в профессионально мобильных специалистах, готовых самостоятельно и грамотно принимать решения и нести ответственность за их проведение в жизнь.

Понятие "молодые специалисты" употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле – юридическое понятие, при котором молодыми специалистами в течение трех лет после окончания считаются выпускниками высших и средних специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения. В широком смысле – это молодежь с высшим и средним специальным образованием в возрасте до 31 года, составляющая особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других поколений.

Молодые специалисты, вступающие на трудовой путь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, могут столкнуться с различными социально-психологическими аспектами в начале своей профессиональной карьеры. Ниже приведены некоторые из них [1]:

        1. Адаптация к новому рабочему окружению. Для молодых специалистов, только что окончивших обучение, важным является процесс адаптации к новой рабочей среде, коллективу и требованиям конкретной должности. Этот период может быть сопряжен с различными стрессовыми ситуациями, неопределенностью и требованиями к профессиональной деятельности.
        2. Построение профессиональной идентичности. Молодым специалистам важно определить свои профессиональные цели, структурировать свои профессиональные знания и навыки, развивать свою карьеру и стремиться к профессиональному росту. Процесс построения профессиональной идентичности может быть сложным и требовать времени и усилий.
        3. Межличностные отношения в коллективе. Важным аспектом для молодых специалистов являются взаимоотношения с коллегами, руководством и другими участниками трудового процесса. Умение эффективно коммуницировать, строить рабочие отношения и решать конфликты важно для успешной адаптации и работы в команде.
        4. Профессиональное самосовершенствование. Для молодых специалистов важно постоянное развитие своих профессиональных навыков, обучение, участие в профессиональных мероприятиях и курсах. Стремление к самосовершенствованию способствует росту профессиональных компетенций и повышению качества профессиональной деятельности.

Специфическими социальными и возрастными особенностями молодых специалистов являются:

  • труд молодых специалистов в основном исполнительский, менее творческий;
  • начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые специалисты получают и меньшую заработную плату. Это сказывается на уровне удовлетворения их потребностей;
  • относясь к старшей возрастной группе молодежи, молодые специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков и меньшей степенью внушаемости, а с другой стороны – имеют, по сравнению со своими сверстниками, меньший стаж (опыт) практической работы;
  • молодые специалисты обладают большей мобильностью, передовыми знаниями и профессиональной подготовкой, в результате чего представляют для организации особую ценность.

Профессиональная самореализация для человека является одним из важнейших социально одобряемых смыслов жизни, соответственно, потребность личности в «профессиональной идентичности» выступает по значимости на одно из первых мест.

Нами было проведено исследование самоэффективности в сфере предметной деятельности у молодых специалистов (по результатам методики Диагностика самоэффективности (Маддукс, Шеер)).

В ходе исследования  было выявлено, что среднее значение выраженности социального благополучия – 28,27; психологического благополучия – 25,18; материального благополучия – 26,5; физического – 24,32 и духовного 26,05. Средние значения по всем шкалам показали удовлетворительный уровень субъективного благополучия у молодых специалистов, что говорит об удовлетворенности основными сферами жизни специалистов.

В ходе исследования нами были установлены корреляционные взаимосвязи между:

самоэффективностью предметной деятельности и духовным благополучием (r=0,171, p=0,044);

самоэффективностью межличностного общения и социальным благополучием (r=0,294, p=0,033);

самоэффективностью межличностного общения и психологическим благополучие (r=0,177, p=0,024).

Таким образом, молодые специалисты сталкиваются с рядом психологических особенностей, связанных с формированием своей профессиональной идентичности.

Важным аспектом является процесс самоопределения и определения своих профессиональных целей и ценностей. В частности, на уровне личности важны представления о необходимых качествах профессионала, соотнесение это с собственными освоенными компетенциями, уверенность в том, что можно и успешно применить в решении профессиональных задач.

На уровне среды (профессиональной и образовательной) на формирование профессиональной идентичности будут оказывать влияние ценности и нормы, модели поведения, транслируемые в той или иной среде представителями профессионального сообщества и выступающие одновременно требованиями к профессионалу.

На уровне личности препятствовать или способствовать формированию идентичности будут ее психофизиологические особенности, полученные навыки, компетенции и профессиональные качества. В то же время нельзя не учитывать социокультурные условия, уровень экономического развития территории, реализуемую кадровую государственную политику, в том числе транслируемую через средства массовой информации.

Литература

  1. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональныйн опыт личности / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2007. – 246 с.
5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий