Т.В. Тратинко, Д.А. Малиновская
Белорусский государственный университет, Минск
Анализ деятельности учреждений различных уровней демонстрирует, что одним из перспективных направлений, которое показывает положительные результаты, является рассмотрение социальной защиты и социальной работы с точки зрения системного подхода. В этом контексте эти области рассматриваются как целостные системы, ориентированные на решение широкого спектра социальных и личностных проблем человека.
Широко распространенной является точка зрения, согласно которой влияние характеризуется как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности работника учреждения социальной защиты оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие и сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова работника, его убеждения, но и его личностные качества. С другой стороны в процессе воздействия на клиента работник социальной защиты неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности работника.
Знания и опыт, приобретенные в процессе учебы и жизненной практики, являются фундаментальной основой способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опыт применяются, прежде всего, в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу [2].
Другая сфера применения знаний и умений – дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.
Важное место отводится специализации работника социальной защиты в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи пожилым и инвалидам, третьи – в работе с детьми, у которых нет родителей и др. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам [1].
Развитие социальной сферы требует подготовки специалистов различных уровней и профилей, способных эффективно решать множество разнообразных задач социальной работы:
- специалисты управленческого уровня, работающие в комитетах, фондах, ассоциациях и территориальных центрах социального обслуживания населения, являются ведущими экспертами в различных областях социальной сферы. Они занимаются диагностированием текущей ситуации, прогнозированием развития, выявлением противоречий, разработкой программ разрешения конфликтов и выступают в качестве экспертов по социальным проектам и программам;
- специалисты, занимающиеся работой с семьей, предоставляют медико-социальную и психолого-педагогическую помощь матери и ребенку. Они проводят личные и анонимные консультации с семьями, содействуют коррекции внутрисемейных отношений и выполняют другие функции в данной области;
- специалисты личностного (контактного) уровня непосредственно взаимодействуют с личностью и предоставляют консультативную и социально-профилактическую помощь;
- специалисты, работающие в социальных службах (наркологических центрах, кризисных психологических центрах, приютах для подростков, интернатах для престарелых и т. д.), выполняют специфические функции в рамках своей специализации;
- трудотерапевты, работающие по оказанию помощи инвалидам.
Система социальной защиты населения предполагает комплексное взаимодействие всех уровней и профилей специалистов в сфере социальной работы. Как и все проблемы с которыми сталкивается человек (психологические, медицинские, юридические, экономические, экологические и другие), каждая социальная служба и их специалисты (социальные работники, психологи, юристы, экологи, этнологи, аниматоры, медицинские социальные работники и другие) нацелены на работу с детьми и взрослыми, а также на поддержку семьи и общности в обществе [1].
Процесс формирования конструктивных копинг-стратегий в ситуациях стрессовой нагрузки у сотрудников учреждений социальной защиты требует осознания причин возникающего стресса. Понимание и осознание факторов, способствующих стрессу, способствует разработке эффективных стратегий адаптации и справления с ним.
Развитие навыков мышления обратной связи, т.е. анализа собственных реакций на стрессоры, выявление негативных паттернов поведения и их коррекция, является важным аспектом процесса преодоления стресса.
Рациональное управление временем, разработка планов работы, определение приоритетов задач и их распределение по времени способствует снижению уровня стресса и повышению производительности.
Поддержка со стороны коллег и руководства, выражающаяся в общении, эмоциональной поддержке и помощи в сложных ситуациях, играет важную роль в снижении стресса у сотрудников учреждений социальной защиты.
Поиск внутренних и внешних ресурсов для справления со стрессом, включая развитие личных качеств, внутренней мотивации, а также использование внешних и профессиональных ресурсов (консультации специалистов, психологическая поддержка), играет важную роль в достижении психологической адаптации к стрессовым ситуациям.
Эффективное использование стратегий проблемного справления со стрессом (например, планирование действий для решения проблемы, поиск альтернативных решений) способствует снижению уровня стресса и повышению чувства контроля над ситуацией.
Активное применение стратегий эмоционального контроля (например, выражение своих эмоций, общение о причинах стресса) способствует регулированию своих эмоций и улучшению психологического благополучия.
Развитие навыков социальной поддержки и коммуникации с окружающими людьми поможет увеличить уровень социальной поддержки, что в свою очередь может снизить уровень стресса и повысить адаптацию к сложным ситуациям.
Стимулирование развития личных ресурсов, таких как самоэффективность, саморегуляция и умения решать проблемы, способствует повышению уровня адаптивности и снижению воздействия стрессоров на психологическое благополучие сотрудников учреждений социальной защиты.
Проведение обучающих практических семинаров и тренингов по управлению стрессом и развитию конструктивных копинг-стратегий поможет сотрудникам учреждений социальной защиты освоить новые навыки и способы справления с трудностями, возникающими в рабочей деятельности.
Регулярное проведение мониторинга уровня стресса сотрудников учреждений социальной защиты позволяет оперативно выявлять проблемные ситуации и принимать меры по их предотвращению или снижению негативного воздействия на психическое состояние персонала.
Внедрение программ профилактики и управления стрессом на рабочем месте, включающих обучающие мероприятия, регулярные консультации психологов и психотерапевтов, способствует улучшению психического здоровья сотрудников и снижению риска профессионального выгорания.
Для успешной реализации рекомендаций по управлению стрессом среди сотрудников учреждений социальной защиты требуются определенные условия:
1. Лидерство и поддержка руководства играют ключевую роль в обеспечении успешной интеграции и поддержке инициатив по управлению стрессом на рабочем месте. Руководство должно активно выражать поддержку и выделять ресурсы для реализации мероприятий по управлению стрессом.
2. Обучение и профессиональное развитие являются важными аспектами поддержки сотрудников. Доступ сотрудников к образовательным программам, тренингам и семинарам по управлению стрессом способствует развитию навыков и стратегий справления с трудностями.
3. Создание благоприятной и поддерживающей среды в организации способствует эффективному управлению стрессом. Важно создавать открытую и поддерживающую атмосферу для комфортного общения, взаимодействия и решения проблем.
4. Регулярная оценка и мониторинг уровня стресса среди сотрудников является необходимым шагом для оценки эффективности мероприятий. Мониторинг позволяет своевременно реагировать на изменения, а также адаптировать программы управления стрессом.
Литература
1. Тратинко, Т.В. Организационно-педагогические условия профессионально-личностного развития будущих специалистов по социальной работе / Т.В. Тратинко // Вышейшая школа. – 2015. – № 4. – С. 58–62.
2. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.