Хамзина А.А.
г. Кокшетау, Казахстан
(Научный руководитель: кандидат социологических наук, доктор PhD социальных наук Изтелеуова Л.И.)
Семейное волонтёрство, как инновационная и воспитательная деятельность.
В современном обществе во многих странах огромное внимание уделяется волонтёрству. Существует несколько видов волонтёрства: социальное, экологическое, донорство, событийное, спортивное, культурное, медиа – волонтёрство, волонтёры общественной безопасности и волонтёры – медики. Но такое направление, как семейное волонтерство обретает особую актуальность. Семья выступает как социальный институт и рычаг для формирования полноценной личности.
Семейное волонтёрство – деятельность, основанная на добровольной основе, в которой участвуют двое или более членов семьи, в том числе из разных поколений: супруги, родители, с детьми, дедушки и бабушки, сестры и братья. Оно даёт возможность стать частью социально значимых проектов. Важным преимуществом является то, что оно существенно экономит время и приносит пользу обществу. В Казахстане и в России данное направление только зарождается, когда в развитых странах давно распространено. Посредством семейного волонтерства каждый из представителей семьи приобщается к новым видам деятельности и тем самым воспитует своё поколение личным наглядным примером.
Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у личности социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является волонтёрство, как инновационный воспитательный подход [5].
Под термином «волонтёрство» понимается неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность, направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. На сегодняшний день институт волонтёрства совместно с институтом семьи распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества [3,с.35-38].
Волонтёрство, как социально-педагогический феномен, зародилось в США, где уже в 19 веке волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. В 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками.
С тех пор волонтёрство успело набрать размах и приобрести популярность во всем мире. Динамика развития волонтёрства стала наиболее заметна в конце XX века. Волонтёрство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. На 11-м конгрессе Международной ассоциации волонтеров в Париже, 14 сентября 1990 года была принята Всеобщая декларация волонтеров, в которой определены смысл, цели и основные принципы движения волонтеров в мире. Декларация написана в соответствии с Всеобщей Декларацией Прав Человека 1948 г. и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 года и исходит из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации». Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития [2, с. 9].
Перечислим основные виды волонтерской деятельности, которые могут использоваться семьей в решении проблем семейного воспитания: — Активно-деятельностное волонтерство (розыск пропавших, помощь пострадавшим, сбор мусора и т. д.). — Информационно-коммуникативное волонтерство (сбор и распространение информации, создание и поддержка сайтов, создание просветительских материалов, буклетов, памяток и т. д.). — Социально-психологическое волонтерство (работа на «телефонах доверия», коммуникативная поддержка людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, социальный приют пострадавших, жертв насилия и т. д.). — Социально-благотворительное волонтерство (сбор средств для нуждающихся, организация добровольческих акций, прямое пожертвование средств и вещей и т. д.). Основными условиями эффективности использования волонтерства в решении проблем семейного воспитания, по нашему мнению, являются: — совместное участие в данном процессе детей и родителей (со стороны взрослых это может выражаться как в непосредственной добровольческой деятельности, так и в информировании и мотивированном отборе вместе с ребенком подходящих им проектов; в контроле за его волонтерской деятельностью (во избежание непредумышленных правонарушений), в оценке полученных результатов и т. д.); — ориентация на те виды добровольческой деятельности, которые максимально соответствуют потребностям ребенка (восполняют дефицит его активности в определенных областях; удовлетворяют его познавательные или социальные интересы, помогают решить те или иные проблемы и т. д.); — наглядность результативности волонтерских проектов (получение обратной связи от организаторов, обсуждение последствий тех или иных акций для участников и объектов волонтерской работы, оценка «вклада» ребенка в решение крупных социальных или экологических проблем и т. д.). Механизм решения психологических проблем детей и взрослых через социальновостребованную деятельность был открыт еще австрийским психотерапевтом Альфредом Адлером в самом начале XX в. [1].
Сегодня, принципы гуманистической педагогики и психологии (например, идея свободы личности или идея индивидуализации) толкают взрослых на ограждение ребенка от получения им опыта созидания, опыта преодоления трудностей, опыта коллективной деятельности и коллективной ответственности, поэтому именно волонтерская деятельность, на наш взгляд, имеет большой потенциал для восполнения социального опыта ребенка и самого домочадца. Обозначим основные преимущества использования волонтерской деятельности в решении проблем семейного воспитания. К психологическим ресурсам волонтерства можно отнести повышение самооценки детей, создание и дальнейшее расширение их коммуникативного поля, увеличение возможностей поддержки ребенка теми сообществами, с которыми он взаимодействует как равноправный член, развитие познавательных процессов и личности ребенка в целом. В некоторых случаях волонтерская деятельность может стать средством социально психологической реабилитации ее участников. Педагогический ресурс волонтерства включает получение и «обработку» социального и коммуникативного опыта ребенка, получение навыков, необходимых в его образовательной и социальной жизни, формирование его ценностно-смысловой сферы и развитие взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей.
По нашему мнению, опыт добровольческой деятельности, приобретенный ребенком с помощью объединенных усилий образовательных учреждений, общественных организаций и самой семьи, задаст принципиально новый вектор и самой системе образования: именно консолидация этих социальных институтов вокруг решения разных социальных проблем, в том числе проблем семейного воспитания, сделает образование заботой всего общества. Семейное волонтёрство выступит основным воспитательным процессом для подрастающего поколения.
Волонтёрство, как идея социального служения почти столь же древняя как и понятие «социум». История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи.
Благотворительность, милосердие, добровольчество являются фундаментальными историческими традициями, свойственными народу Казахстану. Их проявление встречались еще в древности, а с приходом в среду кочевников мусульманства стали систематическими. Как отмечает Ерофеева К.В. в своем исследовании «Традиции волонтёрства в кочевом обществе казахов (XVI-начало XX вв.)» являлась всемерная поддержка сородичей и соплеменников скотом, продуктами и бытовыми предметами, необходимыми для их жизнеобеспечения, в случаях стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. Также совершались добровольные пожертвования в пользу родственников при потере ими кормильца и в других неблагоприятных ситуациях, и тенденции волонтёрства возрастали в военной сфере и социально-политической жизни кочевников. «Защита, покровительство, помощь своим сородичам, — отмечал известный востоковед Б.Я. Владимирцов, — были основными обязанностями рода, семьи».
Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является волонтёрство, как инновационный воспитательный подход [4, с.10-17].
Таким образом, хочется ещё раз подчеркнуть значимость и роль всей волонтёрской деятельности в любой стране и отметить, что каждый человек должен вносить свою лепту в развитие родного города, страны и волонтёрство в этом случае не исключение.
Список литературы
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д, 1998.
2. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи. Опрос ВЦИОМ 18–19 июня 2011 г. Пресс-выпуск № 1785. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713 (дата обращения 04.11.2012)
3. Костина Л. М., Хоменко И. А. Продуктивная социально-востребованная деятельность как основа психологической безопасности личности // Народное образование. № 7. 2012. С. 267–272
4. Лыгина, М. А. Методологические основы реализации воспитательной функции социальной работы / М. А Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 16. – С. 10-17
5. Потенциал и пути развития филантропии в России / Под ред. И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона. М.: ГУ ВШЭ, 2010.