Автор: Хамзина Асемгуль Арыстановна
Страна: Казахстан
Город: Кокшетау
Организация: Аспирант 3 курса Казанского Федерального Приволжского Университета
Проект: Вне проекта

«ВЗАИМОСВЯЗИ РЕСУРСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

 

225352УДК 159.99
«Взаимосвязи ресурсных характеристик жизнедеятельности военных специалистов и переживания ими профессионального благополучия» 
Хамзина А.А, Фахрутдинова Л.Р. –д.п.н, доцент  
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г. Казань, Россия
liliarf@mail.ru, asema_1992.hamzina@bk.ru 

Annotation:
            Psychological welfare and hardiness of military professionals directly depends on how satisfied a person is with his life and individual abilities.
           The military service makes high demands on personnel, which are often accompanied by various workloads, while the sense of happiness, the sense of welfare and the skills of solving life's problems are lost simultaneously.
    When forming key competencies and indicators of successful professional activity, it is very important to take into account not only the psychological and physiological characteristics of the individual, but also his/her preparedness for stress.
Аннотация: В данной статье изучается  психологическое благополучие, жизнестойкость и переживание военных специалистов. Вышеперечисленные ресурсные характеристики напрямую зависит от того, насколько человек доволен своей жизнью и индивидуальными способностями. Современная реальность жизни и службы, экстремальный характер выполняемых задач часто приводят лиц, причастных к воинской службе, к большим психологическим трудностям на фоне не высоких возможностей их решения. В этот момент у некоторых постепенно теряется ощущение благополучия, смысла действий и навыки преодоления жизненных проблем. При формировании компетенции и показателей для успешной профессиональной деятельности военных специалистов важно учитывать не только психологические и физиологические особенности личности, а также их подготовленность к стрессам.  
Key words: psychological welfare,experience,hardiness, professional activity of military specialists
Ключевые слова: психологическое благополучие, жизнестойкость, переживание
       
         В современном обществе особое внимание уделяется психологии благополучия. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально - экономических, экологических, физических, морально-волевых и конечно же духовных. Центральное место здесь занимает изучение того, насколько человек удовлетворён своей жизнедеятельностью, профессиональным благополучием  от чего эта удовлетворенность зависит и какие предпосылки заложены в природе самого человека. Поэтому и исследование переживания профессионального благополучия как феномена - сущности внутренней жизни человека представляется весьма актуальным для решения как теоретических, так и прикладных задач человекознания. 
        Однако одни люди, несмотря на травмирующие условия жизни, череду потерь и негативных событий, остаются жизнестойкими, активными, сохраняют надежду на лучшее и веру в людей, а другие, на чью долю не выпало и десятой части испытаний, доставшихся первым, кажутся сломленными, живут без радости и осложняют жизнь другим людям. 
Бесспорно, ответ на вопрос о причинах сохранения и развития субъектности вопреки вызовам времени лежит в плоскости исследования «внутренних сил» человека. 
         В этом контексте значительный интерес представляет проблема ресурсов, позволяющих человеку демонстрировать высокие достижения, успешно справляться с требованиями жизни, совладать с разнообразными стрессами, как повседневными, так и экстремальными и хроническими, испытывать удовлетворение собственной жизнью, то есть чувствовать себя и быть подлинным хозяином – субъектом – собственной жизни. Именно ресурсы как «позитивные черты личности» (М.Е.Р. Seligman, М. Csikszentmihalyi, 2000), внутренние силы, существенно расширяют возможности человека, повышают его ценность в глазах окружающих, делают его более успешным, продуктивным, жизнестойким. Можно сказать, что ресурсы – это фактор эффективности и осознанности жизни, «значимый капитал для каждой личности» [4].  Существует два аспекта в использовании понятия «ресурс»: во-первых, оно используется как полидисциплинарное в самых разных науках (в философии, географии, геологии, экономике), во-вторых, как внутридисциплинарное в различных отраслях психологии. Рассмотрим поподробнее понятие «ресурс», как «внутридисциплинарное».
         Военная служба - особый вид деятельности, предъявляющий к человеку повышенные требования, как физические, так и психологические [1, с.53]. Одним из основных показателей, характеризующих успешность профессиональной деятельности военного специалиста, является его психологическое благополучие и жизнестойкость [2, с.54].
        Современная реальность жизни и службы, экстремальный характер выполняемых задач часто приводит лиц, причастных к воинской службе, 
к большим психологическим трудностям на фоне не высоких возможностей их разрешения т.к. происходит борьба между инстинктом самосохранения и чувством долга. У некоторых военных специалистов под влиянием отрицательных воздействий понижается чувствительность, замедляется реакция на внешние раздражители, нарушается координация и устойчивость движений, ослабляется внимание и память. Обращаясь к идеальному образу психически здорового военного специалиста мы выделяем следующие характеристики: умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный овладеть воинской специальностью, находится в организованном воинском коллективе и переносит повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья.
        Стоит заметить, что портрет современного военнослужащего существенно изменился: он стал не менее «деятельным», но и более «нуждающимся», в том числе в специальной психологической и социальной помощи. Следовательно,  наличие высокого уровня психологического благополучия гарантирует военному специалисту способность эффективного функционирования в сложных боевых условиях, без наличия витальной угрозы [2, с.55]. 
        Перед Вооруженными Силами всегда стоят новые и ответственные задачи по обеспечению суверенности и территориальной целостности государства, постоянной готовности противостоять угрозам, а также по защите других жизненно важных интересов страны. 
Во - вторых выполняя поставленные Верховным Главнокомандующим задачи, офицеры  и солдаты должны быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей безопасность страны и защиту конституционных прав и свобод граждан от внешних и внутренних нарушений, что подразумевает создание профессионального офицерского корпуса, эффективно организующего и обеспечивающего выполнение этих задач.
         В- третьих на современном этапе, в служебно-боевой деятельности, военные активно используют новейшие информационные технологии и суперсовременную  военную технику, участвуют в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан в воинской сфере, что требует непрерывного повышения профессионального военного образования, психологического благополучия.
        Названные выше факторы существенно повышают требования к качеству Вооружённых сил, и, первую очередь к личному составу.  Решающую роль в выполнении частями и подразделениями служебно-боевых задач играет офицерский корпус. Именно их профессионализм и личностный потенциал (мотивации, целевые установки, жизнестойкость, переживания, стрессоустойчивость, адаптивные психологические способности и т.д) в значительной степени определяет успешность в профессиональной  деятельности и психологическое благополучие в целом. Изучение опыта подготовки курсантов военных вузов показало, что их, в основном, обучают военным действиям, выживанию в условиях экстремальных ситуаций, но не предполагают, что молодые офицеры могут столкнуться с проблемами связанными с социально-экономическими: (быт, досуг, жилье, заработная плата и т.д), социально-психологические: взаимоотношения в семье, взаимоотношения с коллегами, с начальством, подчиненными и др. Поэтому взаимосвязи ресурсных характеристик жизнедеятельности военных специалистов напрямую сказываются на переживании ими своего профессионального благополучия.
        Первое упоминание «благополучие» встречается в книге «Этика» Аристотеля. Гуманистическая психология, сформировавшаяся в 1950-годы, заинтересовалась изучением высших, специфически человеческих проявлений людей, которые ранее игнорировались - развитие, любовь, творчество, ценности и т.п. Основоположники данного направления:  К. Юнг с его теорией индивидуализации, Мария Ягода с идеями позитивного психического здоровья, Г. Олпорт с теорией о зрелости личности,  Карл Роджерс, который ввел понятие «полноценно функционирующего человека», и Абрахам Маслоу, первый психолог, употребивший термин «позитивная психология», уделявший особое внимание самоактуализации [1, с.320].
         В начале XX века психологическое благополучие стало объектом научного исследования после того как в 1957 году Всемирная организация здравоохранения сформулировала и ввела в свой устав понятие «психического здоровья». Термин «Благополучие» в преамбуле ВОЗ от 1948 г. обозначает многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, экономических и духовных факторов. Этот продукт - результат влияния генетической предрасположенности среды и особенности индивидуального развития. При этом каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Особенный упор делается на позитивный аспект психического здоровья: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Само понятие психологического благополучия можно рассматривать на субъективном  и объективном уровне.
        Cубъективное благополучие личности - интегральное социально-психологическое образование, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющее большое значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. Объективное благополучие личности - понятие более широкое. Оно нередко бывает мало связано с ощущением личного благополучия конкретного человека [3, с.97].
        Феномен «жизнестойкости» также как и психологическое благополучие  является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека с установкой на решение проблем и их преодоление.                             Философы из направления школ стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) поднимали важный вопрос о возникновении эмоциональных переживаний человека, связанных не с происшедшими событиями, а именно отношениям к этим событиям. Осмысливалась установка на то, что никакие невзгоды не могут причинить вред человеку против его воли [7, с. 98].
        Понятие жизнестойкость «hardiness», в переводе с английского означает «крепость, выносливость» введено С. Мадди, С. Кобейса, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциональной психологии и прикладной области психологии стресса. Отечественный исследователь А.А. Леонтьев первый предложил обозначить описываемую характеристику на русском языке как «жизнестойкость» 
        Жизнестойкость - мера способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя сбалансированность и не снижая успешность деятельности.                          Она включает в себя следующие компоненты: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность компонентов и жизнестойкость в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счёт стойкого совладения (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых. Следующее определение несомненно играет ведущую роль в жизнедеятельности любого человека [6,с.849].
Все вышеперечисленные ресурсные характеристики зависимы от категорий переживания. При этом нельзя обойтись без когнитивного компонента – оценки, но уже не в социальном аспекте сравнения, а в сравнении со своими переживаниями, имеющимися в жизненном опыте, т.е. ретроспективной и перспективной оценки.
Переживание – это психологическая категория, определяющая явление самосознания, интегрирующее бытийность и субстанциональность субъективного мира человека, проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта, выступающее для субъекта как психическая деятельность по «переработке» получаемых впечатлений и встраивания их в образы внутреннего и внешнего мира. 


К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Л.С. Выготский.  "Переживание вводится как единица сознания, где все  основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания". Роль первоэлемента предметной области психологии отвел Рубинштейн Л.С. Переживание и знание - согласно его взгляду, два полюса этой области. "Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Переживание это первично, прежде всего - психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как  индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер".
         Итак, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объективное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл. Рубинштейн выделяет два типа (или уровня) переживаний. Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния в качестве данных ему - как никому другому. Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни т.е. переживание зависит от знания. Последнее же дано субъекту в другой, отличной от переживания категории образа как единственного известного нам психологического коррелята познавательного отношения субъекта к миру (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.)
         Переживания субъекта могут классифицироваться в соответствии с классификацией психических явлений (процессы, состояния и качества); в соответствии с функциями психики: регуляторной (эмоции, воля), отражательной (ощущение, восприятие, представление, мышление) и интегративной (сознание, память); в соответствии с уровнями психической иерархии (психофизиологическим и телесно-физическим, психологическим, социально-психологическим); в соответствии с модальностями психики (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум). 
         Сами переживания рассматриваются в соответствии с той или иной психологической категорией: сознанием (степенью осознанности и включенности рефлексивного компонента, «комплекс-качества» и «гештальт-качества» Ф.Крюгера); деятельностью  (конструктивные и деструктивные переживания); образом (фантазия, восприятие-переживание и др.); потребностью (телесные, творческие, эмоциональные, со-переживания и пр.), а также в соответствии с мерой отчужденности от собственной аутентичности, от внутреннего Я, самости [5].
        Таким образом, теперь мы можем говорить о психологическом благополучии как о переживании определенных чувств по отношению к себе и своей жизни в конкретный период времени, называя его «переживание».
Психологическое благополучие личности военных специалистов  является интегративным понятием, включающим в свое содержание ряд психологических категорий: категорию «образ» как осознанный стиль жизни или образ желаемых целей; категорию «мотив» как побуждение к достижению индивидуально значимых целей или реализации желаемого образа жизни; переживание как чувства, которые «уведомляют» его об отношениях со средой, как чувства, которые испытывает индивид, сопоставляя свои усилия, действия к достижению желаемой цели или образа жизни, с тем, что он достиг в реальности или с тем, чего смогли достичь другие; категорию «эмоции» как эмоциональная оценка себя, своих достижений, степени удовлетворенности собой и своей жизнью.

Список использованной литературы:

1. Дохолян С, Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. - 2002. -№ 6.
2.  Зайцев,  А.Г.  Психолого-педагогическое  обеспечение  здоровья  военнослужащих/ А.Г. Зайцев, А.В. Смуров, Г.К. Зайцев// Военно-медицинский журнал. – 2010. – Т. 331, №3. – С. 53-55. 
3. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997.  320 с.
4. Соловьёв С.Л. Ресурсы личности [электроный ресурс]/С.Л.Соловьёва//Медицинская психология в России: электр. Научный журнал.- 2010- № 2. Режим доступа: URL: http://medpsy.ru 
(дата обращения 25.08.2010).
5. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. – 676 с (63,25 п.л.).
6. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С.95-130
7. А. В. Шувалов. Психологическое здоровье человека. Вестник ПСТГУ IV Педагогика. Психология. 2009 г. Выпуск 4 (15), с.81-101.
 

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий