«ВЗАИМОСВЯЗИ РЕСУРСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»
Хамзина А.А.- аспирант 3 года обучения.
Фахрутдинова Л.Ф. – доктор психологических наук, доцент ИПиО
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Аннотация: В данной статье изучается психологическое благополучие, жизнестойкость и переживание военных специалистов. Вышеперечисленные ресурсные характеристики напрямую зависит от того, насколько человек доволен своей жизнью и индивидуальными способностями. Современная реальность жизни и службы, экстремальный характер выполняемых задач часто приводят лиц, причастных к воинской службе, к большим психологическим трудностям на фоне не высоких возможностей их решения. В этот момент у некоторых постепенно теряется ощущение благополучия, смысла действий и навыки преодоления жизненных проблем. При формировании компетенции и показателей для успешной профессиональной деятельности военных специалистов важно учитывать не только психологические и физиологические особенности личности, а также их подготовленность к стрессам.
В современном обществе особое внимание уделяется психологии благополучия. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально - экономических, экологических, физических, морально-волевых и конечно же духовных. Центральное место здесь занимает изучение того, насколько человек удовлетворён своей жизнедеятельностью, профессиональным благополучием от чего эта удовлетворенность зависит и какие предпосылки заложены в природе самого человека. Поэтому и исследование переживания профессионального благополучия как феномена - сущности внутренней жизни человека представляется весьма актуальным для решения как теоретических, так и прикладных задач человекознания.
Однако одни люди, несмотря на травмирующие условия жизни, череду потерь и негативных событий, остаются жизнестойкими, активными, сохраняют надежду на лучшее и веру в людей, а другие, на чью долю не выпало и десятой части испытаний, доставшихся первым, кажутся сломленными, живут без радости и осложняют жизнь другим людям. Бесспорно, ответ на вопрос о причинах сохранения и развития субъектности вопреки вызовам времени лежит в плоскости исследования «внутренних сил» человека.
В этом контексте значительный интерес представляет проблема ресурсов, позволяющих человеку демонстрировать высокие достижения, успешно справляться с требованиями жизни, совладать с разнообразными стрессами, как повседневными, так и экстремальными и хроническими, испытывать удовлетворение собственной жизнью, то есть чувствовать себя и быть подлинным хозяином – субъектом – собственной жизни. Именно ресурсы как «позитивные черты личности» (М.Е.Р. Seligman, М. Csikszentmihalyi, 2000), внутренние силы, существенно расширяют возможности человека, повышают его ценность в глазах окружающих, делают его более успешным, продуктивным, жизнестойким. Можно сказать, что ресурсы – это фактор эффективности и осознанности жизни, «значимый капитал для каждой личности» [1]. Существует два аспекта в использовании понятия «ресурс»: во-первых, оно используется как полидисциплинарное в самых разных науках (в философии, географии, геологии, экономике), во-вторых, как внутридисциплинарное в различных отраслях психологии. Рассмотрим поподробнее понятие «ресурс», как «внутридисциплитарное».
Военная служба - особый вид деятельности, предъявляющий к человеку повышенные требования, как физические, так и психологические [1, с.53]. Одним из основных показателей, характеризующих успешность профессиональной деятельности военного специалиста, является его психологическое благополучие и жизнестойкость [2, с.54].
Современная реальность жизни и службы, экстремальный характер выполняемых задач часто приводит лиц, причастных к воинской службе,
к большим психологическим трудностям на фоне не высоких возможностей их разрешения т.к. происходит борьба между инстинктом самосохранения и чувством долга. У некоторых военных специалистов под влиянием отрицательных воздействий понижается чувствительность, замедляется реакция на внешние раздражители, нарушается координация и устойчивость движений, ослабляется внимание и память. Обращаясь к идеальному образу психически здорового военного специалиста мы выделяем следующие характеристики: умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный овладеть воинской специальностью, находится в организованном воинском коллективе и переносит повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья.
Стоит заметить, что портрет современного военнослужащего существенно изменился: он стал не менее «деятельным», но и более «нуждающимся», в том числе в специальной психологической и социальной помощи. Следовательно, наличие высокого уровня психологического благополучия гарантирует военному специалисту способность эффективного функционирования в сложных боевых условиях, без наличия витальной угрозы [2, с.55].
Перед Вооруженными Силами всегда стоят новые и ответственные задачи по обеспечению суверенности и территориальной целостности государства, постоянной готовности противостоять угрозам, а также по защите других жизненно важных интересов страны.
Во - вторых выполняя поставленные Верховным Главнокомандующим задачи, офицеры и солдаты должны быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей безопасность страны и защиту конституционных прав и свобод граждан от внешних и внутренних нарушений, что подразумевает создание профессионального офицерского корпуса, эффективно организующего и обеспечивающего выполнение этих задач.
В- третьих на современном этапе, в служебно-боевой деятельности, военные активно используют новейшие информационные технологии и суперсовременную военную технику, участвуют в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан в воинской сфере, что требует непрерывного повышения профессионального военного образования, психологического благополучия.
Названные выше факторы существенно повышают требования к качеству Вооружённых сил, и, первую очередь к личному составу. Решающую роль в выполнении частями и подразделениями служебно-боевых задач играет офицерский корпус. Именно их профессионализм и личностный потенциал (мотивации, целевые установки, жизнестойкость, переживания, стрессоустойчивость, адаптивные психологические способности и т.д) в значительной степени определяет успешность в профессиональной деятельности и психологическое благополучие в целом. Изучение опыта подготовки курсантов военных вузов показало, что их, в основном, обучают военным действиям, выживанию в условиях экстремальных ситуаций, но не предполагают, что молодые офицеры могут столкнуться с проблемами связанными с социально-экономическими: (быт, досуг, жилье, заработная плата и т.д), социально-психологические: взаимоотношения в семье, взаимоотношения с коллегами, с начальством, подчиненными и др. Поэтому взаимосвязи ресурсных характеристик жизнедеятельности военных специалистов напрямую сказываются на переживании ими своего профессионального благополучия.
Первое упоминание «благополучие» встречается в книге «Этика» Аристотеля. Гуманистическая психология, сформировавшаяся в 1950-годы, заинтересовалась изучением высших, специфически человеческих проявлений людей, которые ранее игнорировались - развитие, любовь, творчество, ценности и т.п. Основоположники данного направления: К. Юнг с его теорией индивидуализации, Мария Ягода с идеями позитивного психического здоровья, Г. Олпорт с теорией о зрелости личности, Карл Роджерс, который ввел понятие «полноценно функционирующего человека», и Абрахам Маслоу, первый психолог, употребивший термин «позитивная психология», уделявший особое внимание самоактуализации [3, с.320].
В начале XX века психологическое благополучие стало объектом научного исследования после того как в 1957 году Всемирная организация здравоохранения сформулировала и ввела в свой устав понятие «психического здоровья». Термин «Благополучие» в преамбуле ВОЗ от 1948 г. обозначает многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, экономических и духовных факторов. Этот продукт - результат влияния генетической предрасположенности среды и особенности индивидуального развития. При этом каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Особенный упор делается на позитивный аспект психического здоровья: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Само понятие психологического благополучия можно рассматривать на субъективном и объективном уровне.
Cубъективное благополучие личности - интегральное социально-психологическое образование, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющее большое значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. Объективное благополучие личности - понятие более широкое. Оно нередко бывает мало связано с ощущением личного благополучия конкретного человека [4, с.97].
Феномен «жизнестойкости» также как и психологическое благополучие является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека с установкой на решение проблем и их преодоление. Философы из направления школ стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) поднимали важный вопрос о возникновении эмоциональных переживаний человека, связанных не с происшедшими событиями, а именно отношениям к этим событиям. Осмысливалась установка на то, что никакие невзгоды не могут причинить вред человеку против его воли [5, с. 98].
Понятие жизнестойкость «hardiness», в переводе с английского означает «крепость, выносливость» введено С. Мадди, С. Кобейса, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциональной психологии и прикладной области психологии стресса. Отечественный исследователь А.А. Леонтьев первый предложил обозначить описываемую характеристику на русском языке как «жизнестойкость»
Жизнестойкость - мера способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Она включает в себя следующие компоненты: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность компонентов и жизнестойкость в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счёт стойкого совладения (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых. Следующее определение несомненно играет ведущую роль в жизнедеятельности любого человека [6,с.849].
Все вышеперечисленные ресурсные характеристики зависимы от категорий переживания. При этом нельзя обойтись без когнитивного компонента – оценки, но уже не в социальном аспекте сравнения, а в сравнении со своими переживаниями, имеющимися в жизненном опыте, т.е. ретроспективной и перспективной оценки.
Переживание – это психологическая категория, определяющая явление самосознания, интегрирующее бытийность и субстанциональность субъективного мира человека, проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта, выступающее для субъекта как психическая деятельность по «переработке» получаемых впечатлений и встраивания их в образы внутреннего и внешнего мира.
К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Л.С. Выготский. "Переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания". Роль первоэлемента предметной области психологии отвел Рубинштейн Л.С. Переживание и знание - согласно его взгляду, два полюса этой области. "Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Переживание это первично, прежде всего - психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер".
Итак, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объективное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл. Рубинштейн выделяет два типа (или уровня) переживаний. Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния в качестве данных ему - как никому другому. Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни. В дальнейший анализ категории переживания Рубинштейн не углублялся. Более того, он поставил переживание в решающую зависимость от знания. Последнее же дано субъекту в другой, отличной от переживания категории образа как единственного известного нам психологического коррелята познавательного отношения субъекта к миру (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.)
Переживания субъекта могут классифицироваться в соответствии с классификацией психических явлений (процессы, состояния и качества); в соответствии с функциями психики: регуляторной (эмоции, воля), отражательной (ощущение, восприятие, представление, мышление) и интегративной (сознание, память); в соответствии с уровнями психической иерархии (психофизиологическим и телесно-физическим, психологическим, социально-психологическим); в соответствии с модальностями психики (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум).
Переживания могут рассматриваться в соответствии с той или иной психологической категорией: сознанием (степенью осознанности и включенности рефлексивного компонента, «комплекс-качества» и «гештальт-качества» Ф.Крюгера); деятельностью (конструктивные и деструктивные переживания); образом (фантазия, восприятие-переживание и др.); потребностью (телесные, творческие, эмоциональные, со-переживания и пр.), а также в соответствии с мерой отчужденности от собственной аутентичности, от внутреннего Я, самости [8].
Таким образом, мы можем говорить о психологическом благополучии как о переживании определенных чувств по отношению к себе и своей жизни в конкретный период времени, называя его «переживание».
Психологическое благополучие личности является, на наш взгляд, интегративным понятием, включающим в свое содержание ряд психологических категорий: категорию «образ» как осознанный стиль жизни или образ желаемых целей; категорию «мотив» как побуждение к достижению индивидуально значимых целей или реализации желаемого образа жизни; переживание как чувства, которые «уведомляют» его об отношениях со средой, как чувства, которые испытывает индивид, сопоставляя свои усилия, действия к достижению желаемой цели или образа жизни, с тем, что он достиг в реальности или с тем, чего смогли достичь другие; категорию «эмоции» как эмоциональная оценка себя, своих достижений, степени удовлетворенности собой и своей жизнью.
.
Список использованной литературы:
1. Соловьёв С.Л. Ресурсы личности [электроный ресурс]/С.Л.Соловьёва//Медицинская психология в России: электр. Научный журнал.- 2010- № 2. Режим доступа: URL: http://medpsy.ru
(дата обращения 25.08.2010).
2. Зайцев, А.Г. Психолого-педагогическое обеспечение здоровья военнослужащих/ А.Г. Зайцев, А.В. Смуров, Г.К. Зайцев// Военно-медицинский журнал. – 2010. – Т. 331, №3. – С. 53-55.
3. Дохолян С, Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. - 2002. -№ 6.
4. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. 320 с.
5.Психологическое здоровье человека. А.В. Шувалов. Вестник ПСТГУ IV Педагогика. Психология. 2009 г. Выпуск 4 (15), с.81-101.
6. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С.95-130
7. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. – 676 с (63,25 п.л.).