Автор: Иванова Татьяна Викторовна
Страна: Российская Федерация
Город: Московская обл, Балашиха г.о., мкр.Железнодорожный
Организация: МБОУ"Гимназия11"
Проект: Фестиваль-конкурс "Вдохновение"

Пушкинский вечер

 

      Вед: 

Вечером  26 мая  солнце  заходило, не  зная  о  том, что  у  него  появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц  вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели  березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".

Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Моск­ве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .

 

 

 

 

/звучит стихотворение о Пушкине/

 

Вед: 

Наш вечер мы  сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем

окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.

/звучит полонез, и бальники исполняют танец/

Вед:

 Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, ко­торая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.  

                                                                                                                                                                 Детские впечатления необычайно

сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .

 

..

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое. . . .

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

 О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/

 

Вед:  

В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.

/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/

 

 

Вед:  

 Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.  

/звучит стихотворение "Муза"/

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,

По звонким скважинам пустого тростника

Уже наигрывал я слабыми перстами        

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов.

С утра до вечера в немой тени дубрав

Прилежно я внимал урокам девы тайной,

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув  локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала,

Тростник был оживлен божественным дыханием

И сердце наполнял святым очарованьем.

Вед: 

Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.

Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеис­тов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и вер­ность .

/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.

Вед:

В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...

Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.

(звучит стихотворение «Сон»)

Друзья мои, как утро здесь прекрасно!

В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.

Как юный день сияет гордо, ясно!

Светлеет все; друг друга перегнав,

Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;

Еще роса над свежей муравой;

Златых озер, недвижно дремлют волны.

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине,

Крутых холмов устаньте на вершине,

И в долгу ночь глубок ваш будет сон..

 

 

 

Вед:

Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…

Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…

 

Вед:

Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…

(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)  

В саду лицейский ветер верховодит,

Кленовый желтый лист припал к стеклу,

И Катенька Бакунина проходит

Царевною по Царскому селу.

 

Идет она легко, неторопливо,

И строгий взор, и недоступный вид.

Из окон все глядит на это диво,

А Саша Пушкин дольше всех глядит.

 

Он некрасив, ему шестнадцать.

Она постарше. Очень хороша.

И может сердце в клочья разорваться,

И стонет африканская душа.

 

Потом стихи придут, как наважденье

И он напишет «Слёзы» и «Окно»

И «Завещание» и «Наслажденье»

И «К ней», и «К живописцу» заодно.

 

Красавица. Художница. Вся в чёрном.

На фоне пламенеющей листвы

Она прошла в порыве непокорном,

Не повернув надменной головы...

 

Вед:   

 Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем.   Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.

(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)

Вед:   

 «Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Ми­хайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...»                            ( Звучит романс)

 

 

 

Вед:

Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.

Как девочка тонкая, бледная,

Едва достигнув совершеннолетия,

В день свадьбы знала ли она,

Что вышла замуж за бессмертие?

Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...

(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Вед:

 «А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.

Одно мерило всех мерил,

Что он ей верил,

Верил свято

И перед смертью говорил:

Она ни в чем не виновата.

(Звучит песня о Н. Гончаровой)

Вед:

Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:

Театр уж полон; ложи блещут,

Партер и кресла - все кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина Она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит как пух от уст Эола,

 

 

 

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет...

(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)

 

Вед:   

Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.

(закончить, назвав «Цыганы»)...

Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.

 

(Стих. «Цыганы»)

Над лесистыми берегами,

В час вечерней тишины,

Шум и песни под шатрами

И огни разложены

Здравствуй, счастливое племя!

Узнаю твои костры;

Я бы сам в иное время

Провожал сии шатры.

Завтра с первыми лучами

Ваш исчезнет вольный след,

Вы уйдете - но за вами

Не пойдет уж ваш поэт.

Он бродячие ночлеги

И проказы старины

Позабыл для сельской неги

И домашней тишины.

( Звучит романс из оперы «Цыганы»)

Вед: 

 И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.

(Исполняется французская кадриль на 4 пары)

 

Вед: 

По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:

 

              ...Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

 

 

 

 

Вед:  

И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный,

Чета мелькает за четой...

(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)

Вед:  

 « При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»

И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения

( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)

 

 

 

 

Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина

/На фоне тихой музыки/

 

                                                                                                  Автор- составитель Иванова Т.В.

                                                                                                                                                                                                                                            

      Вед: 

Вечером  26 мая  солнце  заходило, не  зная  о  том, что  у  него  появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц  вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели  березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".

Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Моск­ве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .

 

 

 

 

/звучит стихотворение о Пушкине/

 

Вед: 

Наш вечер мы  сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем

окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.

/звучит полонез, и бальники исполняют танец/

Вед:

 Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, ко­торая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.  

                                                                                                                                                                 Детские впечатления необычайно

сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .

 

..

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое. . . .

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

 О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/

 

Вед:  

В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.

/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/

 

 

Вед:  

 Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.  

/звучит стихотворение "Муза"/

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,

По звонким скважинам пустого тростника

Уже наигрывал я слабыми перстами        

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов.

С утра до вечера в немой тени дубрав

Прилежно я внимал урокам девы тайной,

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув  локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала,

Тростник был оживлен божественным дыханием

И сердце наполнял святым очарованьем.

Вед: 

Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.

Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеис­тов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и вер­ность .

/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.

Вед:

В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...

Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.

(звучит стихотворение «Сон»)

Друзья мои, как утро здесь прекрасно!

В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.

Как юный день сияет гордо, ясно!

Светлеет все; друг друга перегнав,

Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;

Еще роса над свежей муравой;

Златых озер, недвижно дремлют волны.

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине,

Крутых холмов устаньте на вершине,

И в долгу ночь глубок ваш будет сон..

 

 

 

Вед:

Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…

Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…

 

Вед:

Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…

(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)  

В саду лицейский ветер верховодит,

Кленовый желтый лист припал к стеклу,

И Катенька Бакунина проходит

Царевною по Царскому селу.

 

Идет она легко, неторопливо,

И строгий взор, и недоступный вид.

Из окон все глядит на это диво,

А Саша Пушкин дольше всех глядит.

 

Он некрасив, ему шестнадцать.

Она постарше. Очень хороша.

И может сердце в клочья разорваться,

И стонет африканская душа.

 

Потом стихи придут, как наважденье

И он напишет «Слёзы» и «Окно»

И «Завещание» и «Наслажденье»

И «К ней», и «К живописцу» заодно.

 

Красавица. Художница. Вся в чёрном.

На фоне пламенеющей листвы

Она прошла в порыве непокорном,

Не повернув надменной головы...

 

Вед:   

 Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем.   Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.

(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)

Вед:   

 «Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Ми­хайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...»                            ( Звучит романс)

 

 

 

Вед:

Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.

Как девочка тонкая, бледная,

Едва достигнув совершеннолетия,

В день свадьбы знала ли она,

Что вышла замуж за бессмертие?

Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...

(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Вед:

 «А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.

Одно мерило всех мерил,

Что он ей верил,

Верил свято

И перед смертью говорил:

Она ни в чем не виновата.

(Звучит песня о Н. Гончаровой)

Вед:

Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:

Театр уж полон; ложи блещут,

Партер и кресла - все кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина Она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит как пух от уст Эола,

 

 

 

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет...

(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)

 

Вед:   

Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.

(закончить, назвав «Цыганы»)...

Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.

 

(Стих. «Цыганы»)

Над лесистыми берегами,

В час вечерней тишины,

Шум и песни под шатрами

И огни разложены

Здравствуй, счастливое племя!

Узнаю твои костры;

Я бы сам в иное время

Провожал сии шатры.

Завтра с первыми лучами

Ваш исчезнет вольный след,

Вы уйдете - но за вами

Не пойдет уж ваш поэт.

Он бродячие ночлеги

И проказы старины

Позабыл для сельской неги

И домашней тишины.

( Звучит романс из оперы «Цыганы»)

Вед: 

 И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.

(Исполняется французская кадриль на 4 пары)

 

Вед: 

По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:

 

              ...Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

 

 

 

 

Вед:  

И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный,

Чета мелькает за четой...

(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)

Вед:  

 « При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»

И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения

( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)

 

 

 

 

Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина

/На фоне тихой музыки/

 

                                                                                                  Автор- составитель Иванова Т.В.

                                                                                                                                                                                                                                            

      Вед: 

Вечером  26 мая  солнце  заходило, не  зная  о  том, что  у  него  появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц  вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели  березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".

Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Моск­ве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .

 

 

 

 

/звучит стихотворение о Пушкине/

 

Вед: 

Наш вечер мы  сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем

окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.

/звучит полонез, и бальники исполняют танец/

Вед:

 Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, ко­торая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.  

                                                                                                                                                                 Детские впечатления необычайно

сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .

 

..

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое. . . .

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

 О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/

 

Вед:  

В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.

/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/

 

 

Вед:  

 Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.  

/звучит стихотворение "Муза"/

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,

По звонким скважинам пустого тростника

Уже наигрывал я слабыми перстами        

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов.

С утра до вечера в немой тени дубрав

Прилежно я внимал урокам девы тайной,

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув  локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала,

Тростник был оживлен божественным дыханием

И сердце наполнял святым очарованьем.

Вед: 

Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.

Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеис­тов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и вер­ность .

/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.

Вед:

В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...

Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.

(звучит стихотворение «Сон»)

Друзья мои, как утро здесь прекрасно!

В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.

Как юный день сияет гордо, ясно!

Светлеет все; друг друга перегнав,

Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;

Еще роса над свежей муравой;

Златых озер, недвижно дремлют волны.

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине,

Крутых холмов устаньте на вершине,

И в долгу ночь глубок ваш будет сон..

 

 

 

Вед:

Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…

Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…

 

Вед:

Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…

(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)  

В саду лицейский ветер верховодит,

Кленовый желтый лист припал к стеклу,

И Катенька Бакунина проходит

Царевною по Царскому селу.

 

Идет она легко, неторопливо,

И строгий взор, и недоступный вид.

Из окон все глядит на это диво,

А Саша Пушкин дольше всех глядит.

 

Он некрасив, ему шестнадцать.

Она постарше. Очень хороша.

И может сердце в клочья разорваться,

И стонет африканская душа.

 

Потом стихи придут, как наважденье

И он напишет «Слёзы» и «Окно»

И «Завещание» и «Наслажденье»

И «К ней», и «К живописцу» заодно.

 

Красавица. Художница. Вся в чёрном.

На фоне пламенеющей листвы

Она прошла в порыве непокорном,

Не повернув надменной головы...

 

Вед:   

 Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем.   Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.

(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)

Вед:   

 «Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Ми­хайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...»                            ( Звучит романс)

 

 

 

Вед:

Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.

Как девочка тонкая, бледная,

Едва достигнув совершеннолетия,

В день свадьбы знала ли она,

Что вышла замуж за бессмертие?

Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...

(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Вед:

 «А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.

Одно мерило всех мерил,

Что он ей верил,

Верил свято

И перед смертью говорил:

Она ни в чем не виновата.

(Звучит песня о Н. Гончаровой)

Вед:

Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:

Театр уж полон; ложи блещут,

Партер и кресла - все кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина Она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит как пух от уст Эола,

 

 

 

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет...

(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)

 

Вед:   

Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.

(закончить, назвав «Цыганы»)...

Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.

 

(Стих. «Цыганы»)

Над лесистыми берегами,

В час вечерней тишины,

Шум и песни под шатрами

И огни разложены

Здравствуй, счастливое племя!

Узнаю твои костры;

Я бы сам в иное время

Провожал сии шатры.

Завтра с первыми лучами

Ваш исчезнет вольный след,

Вы уйдете - но за вами

Не пойдет уж ваш поэт.

Он бродячие ночлеги

И проказы старины

Позабыл для сельской неги

И домашней тишины.

( Звучит романс из оперы «Цыганы»)

Вед: 

 И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.

(Исполняется французская кадриль на 4 пары)

 

Вед: 

По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:

 

              ...Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

 

 

 

 

Вед:  

И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный,

Чета мелькает за четой...

(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)

Вед:  

 « При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»

И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения

( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)

 

 

 

 

Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина

/На фоне тихой музыки/

                                                                                                  Автор- составитель Иванова Т.В.

                                                                                                                                                                                                                                            

      Вед: 

Вечером  26 мая  солнце  заходило, не  зная  о  том, что  у  него  появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц  вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели  березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".

Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Моск­ве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .

 

 

/звучит стихотворение о Пушкине/

 

Вед: 

Наш вечер мы  сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем

окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.

/звучит полонез, и бальники исполняют танец/

Вед:

 Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, ко­торая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.  

                                                                                                                                                                 Детские впечатления необычайно

сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .

..

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое. . . .

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

 О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/

Вед:  

В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.

/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/

Вед:  

 Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.  

/звучит стихотворение "Муза"/

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,

По звонким скважинам пустого тростника

Уже наигрывал я слабыми перстами        

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов.

С утра до вечера в немой тени дубрав

Прилежно я внимал урокам девы тайной,

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув  локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала,

Тростник был оживлен божественным дыханием

И сердце наполнял святым очарованьем.

Вед: 

Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.

Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеис­тов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и вер­ность .

/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.

Вед:

В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...

Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.

(звучит стихотворение «Сон»)

Друзья мои, как утро здесь прекрасно!

В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.

Как юный день сияет гордо, ясно!

Светлеет все; друг друга перегнав,

Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;

Еще роса над свежей муравой;

Златых озер, недвижно дремлют волны.

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине,

Крутых холмов устаньте на вершине,

И в долгу ночь глубок ваш будет сон..

Вед:

Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…

Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…

Вед:

Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…

(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)  

В саду лицейский ветер верховодит,

Кленовый желтый лист припал к стеклу,

И Катенька Бакунина проходит

Царевною по Царскому селу.

Идет она легко, неторопливо,

И строгий взор, и недоступный вид.

Из окон все глядит на это диво,

А Саша Пушкин дольше всех глядит.

Он некрасив, ему шестнадцать.

Она постарше. Очень хороша.

И может сердце в клочья разорваться,

И стонет африканская душа.

Потом стихи придут, как наважденье

И он напишет «Слёзы» и «Окно»

И «Завещание» и «Наслажденье»

И «К ней», и «К живописцу» заодно.

Красавица. Художница. Вся в чёрном.

На фоне пламенеющей листвы

Она прошла в порыве непокорном,

Не повернув надменной головы...

Вед:   

 Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем.   Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.

(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)

Вед:   

 «Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Ми­хайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...»                            ( Звучит романс)

Вед:

Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.

Как девочка тонкая, бледная,

Едва достигнув совершеннолетия,

В день свадьбы знала ли она,

Что вышла замуж за бессмертие?

Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...

(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Вед:

 «А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.

Одно мерило всех мерил,

Что он ей верил,

Верил свято

И перед смертью говорил:

Она ни в чем не виновата.

(Звучит песня о Н. Гончаровой)

Вед:

Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:

Театр уж полон; ложи блещут,

Партер и кресла - все кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина Она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит как пух от уст Эола,

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет...

(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)

Вед:   

Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.

(закончить, назвав «Цыганы»)...

Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.

(Стих. «Цыганы»)

Над лесистыми берегами,

В час вечерней тишины,

Шум и песни под шатрами

И огни разложены

Здравствуй, счастливое племя!

Узнаю твои костры;

Я бы сам в иное время

Провожал сии шатры.

Завтра с первыми лучами

Ваш исчезнет вольный след,

Вы уйдете - но за вами

Не пойдет уж ваш поэт.

Он бродячие ночлеги

И проказы старины

Позабыл для сельской неги

И домашней тишины.

( Звучит романс из оперы «Цыганы»)

Вед: 

 И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.

(Исполняется французская кадриль на 4 пары)

Вед: 

По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:

              ...Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

Вед:  

И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный,

Чета мелькает за четой...

(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)

Вед:  

 « При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»

И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения

( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий