Автор: Мацкевич Майя Геннадьевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук
Проект: Вне проекта

Тренинг развития эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности студентов

 

Мацкевич Майя Геннадьевна
Белорусский государственный университет
г.Минск, Беларусь

Научный руководитель - Климушко Е.И. 
старший преподаватель

 

Тренинг развития эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности студентов

Эмоциональный интеллект представляет собой сочетание эмоциональных и социальных навыков, таких как способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управление эмоциями и самомотивация [1]. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, а их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. По П. Сэловею, в структуру эмоционального интеллекта входят следующие компоненты: распознавание собственных эмоций, наличие эмоций, понимание эмоций других людей, самомотивация [4; 5].

Существует множество методов измерения эмоционального интеллекта. Современные методы диагностики эмоционального интеллекта условно делятся на две группы - методы, основанные на решении задач (на основе моделей способностей) и методы, основанные на самоотчете (на основе смешанных моделей). В методах, основанных на решении проблем, испытуемым предлагается решение проблемы определения эмоций, умения их описывать, понимания их состава и взаимосвязей, умения ими управлять. Методы самоотчета и самооценки предлагают работу с абстрактными ситуациями, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться, или с более конкретными ситуациями [2; 3].

В данной работе предлагается программа тренинга для развития эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности стдуентов, который может стать дополнительным интсруемнтом формирования психологического благополучия молодежи. Цель тренинга - развитие эмоционального интеллекта и повышение уровня коммуникативной толерантности.

Время занятия: 2,5 часа

Количество участников: не более 15

Разминка

УПРАЖНЕНИЕ «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: позволить участникам подвигаться, что способствует снятию мышечного напряжения и внутренней зажатости. Если внимательно понаблюдать за участниками во время выполнения упражнения, то можно увидеть, насколько они эмоционально вовлечены в тренинговый процесс или, наоборот, отстранены от группы.

Время: 10-15 мин.

Кол-во участников: 15.

Ход разминки:

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, и ведущий называет какую-либо цифру, участники должны, взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек.

Упражнение можно усложнить и сделать его более интересным. Ведущий просит объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.). Задание выполняется веселее, если участникам к тому же запрещается разговаривать.

Рефлексия:

  1. Были ли у вас трудности с этим упражнением?
  2. Что вам понравилось больше?

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕТАЮЩИЕ ИМЕНА»

Цель: знакомство, запоминание имён, развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения в группе.

Время: 10-15 мин.

Кол-во участников: 15.

Инструментарий: мяч (из подручных средств), либо клубок.

Ход разминки:

Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он бросает кому-то из группы этот мяч, называя при этом свое имя: «Я — Емельян», «Я — Ефросинья». Этот раунд игры продолжается до тех пор, пока каждый не представится по крайней мере по одному разу.

Далее участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч: «Внимание, Жанна!»

Получивший мяч должен поблагодарить кидавшего: «Спасибо, Зина!» Здесь тоже каждый должен поучаствовать минимум один раз.

После того как и этот раунд закончен, в игру вбрасывается второй мяч, и игра продолжается с двумя мячами сразу.

Игру можно проводить не с двумя мячами, а с одним клубком. Ведущей рукой человек кидает клубок следующему, а неведущей придерживает нитку, натягивая ее между собой и партнером, — тогда к концу игры в кругу оказывается сотканным целое полотно.

Рефлексия:

1. Тяжело ли вам было запоминать имена?

2.  Были ли те, кого было запомнить легче и те, кого вы так и не запомнили?

3. Что вам понравилось/ не понравилось?

Основная часть

УПРАЖНЕНИЕ «ЧАСЫ»

Цель: развитие внимания; сокращение эмоциональной дистанции между участниками в группе;

Время:15-20 мин.

Кол-во участников:12.

Ход упражнения:

Участники садятся в круг.

— Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты (психолог обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате, ты (психолог обращается к следующему по часовой стрелке участнику) — цифрой 2, ты — цифрой 3 и т. д. (в результате все цифры на циферблате часов оказываются распределенными между участниками.)

Наши часы, как и положено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например, 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (маленькая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Рефлексия:

1. Было ли вам сложно? И что было сложным?

2. Что вам понравилось/не понравилось?

3. Как вы себя ощущали до/ во время/ после упражнения?

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕОПОЛЬД»

Цель: развитие коммуникативных навыков, развить умение находить подход к людям.

Время: 25 мин.

Кол-во участников: 12-15.

Материалы: карточки с кличками котов.

Ход упражнения

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Рефлексия:

  1. Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
  2. Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
  3. Доверяете ли вы людям в жизни?
  4. Доверяют ли вам люди?
  5. Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ»

Цель: Развитие эмоционального интеллекта, понимания чужих и осознания своих эмоций, личностный самоанализ, развитие самопонимания.

Время: 10-20 мин

Ход упражнения:

Каждый участник пробует выделить, что в его характере кажется ему самым важным, существенным, и облечь эту «главную идею своей личности» в краткую формулу например:

«Лед и пламень», «Как бы чего не вышло» и пр.). Группа садиться полукругом. Каждый участник представляется группе, сначала называя своё имя в тональности, отвечающей «главной идее» (бурно, резко, настойчиво или же мирно, застенчиво, смущенно), а затем приводит соответствующее высказывание. Группа обсуждает, чьи представления произвели

Наиболее впечатление или же были самыми неожиданными, расширяющими знание о данном человека в новом русле.

Рефлексия:

  1. Было ли вам сложно выделить самое важное в своем характере?
  2. Как вы считаете, вы справились с поставленной задачей?
  3. Что было для вас сложным?
  4. Вам было тяжело/легко понять других?
  5. Как вы себя чувствуете?

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОБЛЕМЫ»

Цель: развитие эмоционального интеллекта, развитие навыков управления своими эмоциями.

Время: 15-25 мин.

Кол-во участников: не более 15.

Ход упражнения:

Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.

Рефлексия:

  1. Как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали?
  2. Было ли вам полезно?
  3. Что вам понравилось, а что нет?
  4. Что полезного вы вынесли для себя после данного упражнения?

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Время:15 мин.

Количество участников: 15.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

УПРАЖНЕНИЕ «ДЕТЕКТИВ»

Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие внимания, отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Время:20-35 мин.

Количество участников: 10-15.

Ход упражнения:

Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок», после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

Рефлексия:

  1. Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую? Почему?
  2. Вам было комфортно?
  3. Что полезного вы вынесли для себя после этого упражнения?

Заключительный этап

УПРАЖНЕНИЕ «РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самооценки и самопрезентации.

Время:15 мин.

Количество участников: 10-15.

Ход упражнения:

Участникам предлагается прорекламировать самих себя. Каждый в течение 2-3 минут придумать рекламу, представляющую его самого как «лучший мире продукт». Если необходимо, к рекламе привлекаются другие участники. Представление должно соответствовать стилю коммерческого рекламного ролика и длиться не более 30 секунд.

Рефлексия:

  1. Что полезного вы вынесли для себя после этого занятия?
  2. Что особенно вам запомнилось?
  3. Чего вам не хватало?
  4. Ваши впечатления?

Библиографические ссылки: 

  1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. 
  2. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 – 36. 
  3. Люсин, Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2009. – 349 с.
  4. Mayer J.D Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso. – Psychological Inquiry, 2004. – №3. – P. 197—215.
  5. Mayer, J.D Emotional Intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso. – Toronto: Multi-Health Systems, 2002. –526 p.
20 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий