Автор: Ачинович Тереза Иосифовна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ачинович Тереза Иосифовна,

Нестерович Мария Анатольевна,

 

Белорусский государственный университет, г. Минск

 

 

Актуальность темы. Традиционно, главным институтом воспитания является семья, потому что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В окружении близких людей, в общении с ними, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей, также одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель – ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее состояния и направлений будущего развития.

Анализ предшествующих исследований и публикаций. Родительские установки оказывают влияние на личностные факторы развития ребенка, обуславливающие его способность приобретения социальных компетенций. Мы опираемся на работы В. Н. Дружинина [2], Е. А. Савиной [3], в результате чего мы определили, что дисгармоничность системы родительских установок определяется шаблонностью, стереотипичностью, неадекватной ролью ребенка в семье, неспособностью установить близкие эмоциональные отношения с ребенком, неспособностью уважать ребенка. В целом, рассматривая виды родительских установок, мы видим, что они предопределяют отношение к ребенку [5].

Термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности [1].

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития социальной науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Целью исследования является изучение взаимосвязи родительских установок с самооценкой и эмоциональным благополучием детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования: раскрыть понятие и сущностные характеристики родительских установок; охарактеризовать понятие и особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста; описать влияние родительских установок на формирование самооценки и эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста; изучить выраженность родительских установок и сформированность самооценки и эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста; охарактеризовать взаимосвязь родительских установок с самооценкой и эмоциональным благополучием детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; диагностические методики: методика PARI, опросник «Взаимодействие родитель – ребенок», методика «Тест на определение тревожности», «Эмоциональная цветопись», «Лесенка», «Какой я?»; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении современных исследований специфики особенностей детско-родительских отношений с детьми старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования практическими психологами при организации коррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми-дошкольниками.

Основное содержание. Выраженность родительских установок была выявлена с помощью методики PARI (Е.С. Шефер) и опросника И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок».

Результаты, полученные в ходе диагностики родителей по методике PARI, были обработаны и представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Анализ показателей по методике PARI

 

Признаки

Высокие баллы

Средние баллы

Низкие баллы

1

Предоставление ребенку возможности высказаться, вербализация

11 семей (22%)

19 семей (38%)

20 семей (40%)

2

Чрезмерная забота, оберегание ребенка от трудностей

20 семей (40%)

8 семей (16%)

22 семей (44%)

3

Зависимость от семьи

28 семей (56%)

12 семей (20%)

10 семей (24%)

4

Подавление воли

13 семей (26%)

10 семей (56%)

28 семей (18%)

5

Ощущение самопожертвования

14 семей (26%)

18 семей (36%)

23 семей (46%)

6

Опасение обидеть, причинить вред ребенку

11 семей (22%)

17 семей (34%)

22 семей (44%)

7

Семейные конфликты

19 семей (38%)

9 семей (18%)

22 семей (44%)

8

Раздражительность

11 семей (22%)

11 семей (22%)

28 семей (56%)

9

Излишняя строгость

15 семей (30%)

12 семей (24%)

23 семей (46%)

10

Исключение внутрисемейных влияний

28 семей (56%)

12 семей (24%)

10 семей (20%)

11

Сверхавторитет родителей

15 семей (30%)

15 семей (30%)

20 семей (40%)

12

Подавление агрессивности

14 семей (28%)

15 семей (30%)

21 семей (42%)

13

Неудовлетворенность ролью хозяйки

23 семей (46%)

14 семей (28%)

13 семей (26%)

14

Партнерские отношения

27 семей (54%)

10 семей (20%)

13 семей (26%)

15

Развитие активности ребенка

28 семей (56%)

7 семей (14%)

15 семей (30%)

16

Уклонение от конфликта

10 семей (20%)

30 семей (60%)

10 семей (20%)

17

Безучастность мужа

30 семей (60%)

8 семей (16%)

12 семей (24%)

18

Подавление сексуальности

12 семей (24%)

17 семей (34%)

21 семей (42%)

19

Доминирование матери

10 семей (20%)

12 семей (24%)

28 семей (56%)

20

Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

12 семей (24%)

15 семей (30%)

23 семей (46%)

21

Уравненные отношения

15 семей (30%)

12 семей (24%)

23 семей (46%)

22

Стремление ускорить развитие ребенка

18 семей (36%)

15 семей (30%)

17 семей (34%)

23

Несамостоятельность матери

10 семей (54%)

13 семей (26%)

27 семей (20%)

На основании полученных данных по методике PARI (Е.С. Шефер) можно констатировать, что в исследуемых семьях представлены все стили родительского воспитания.

По опроснику И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», получили параметры по десяти шкалам в баллах и выделили уровни взаимодействия родителя с ребёнком, получили следующее данные: высокий уровень – 40% родителей, средний уровень – у 33% родителей, низкий уровень – у 27% родителей взаимодействия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровни взаимодействия родителя с ребенком

На основании полученных данных можно констатировать, что родители, принимавшие участие в исследовании по методике «Взаимодействие родитель-ребенок», наряду с повышенным контролем, требованием безоговорочного послушания и дисциплины ребенка, проявляют сотрудничество и кооперацию со своими детьми.

После проведения процедуры диагностики дошкольников по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, полученные первичные данные были проанализированы, вычислен индекс тревожности, составлена сводная таблица данных. Далее данные индекса тревожности были соотнесены с ключом, определен уровень тревожности, на основании полученных результатов составлена аналитическая диаграмма (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Уровень развития тревожности дошкольников

 

По методике «Тест на определение тревожности» было выявлено, что 56% детей дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, 8% респондентов обладают средним уровнем тревожности; и 36% детей старшего дошкольного возраста обладают низким уровнем тревожности.

Следующим этапом деятельности стало изучение эмоционального самочувствия детей дошкольного возраста с помощью методики А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись». Полученные зафиксировали в таблице, на основании которой создали аналитическую диаграмму данных эмоционального самочувствия дошкольников (рисунок 3).

Рисунок 3 – Данные эмоционального самочувствия дошкольников

 

По методике «Эмоциональная цветопись» выявили, что 36% детей обладают тревожным эмоциональным самочувствием; 24% – чувствуют себя спокойно; 20% дошкольников испытывают радость; 14% респондентов плохо себя чувствуют; 6% детей старшего дошкольного возраста испытывают скуку.

В ходе выполнения методики «Лесенка» ответы детей фиксировались в протоколе. Также был выполнен опрос родителей с целью определения влияния оценивания родителями детей на формирование самооценки школьников. Проанализировав ответы детей, для большей наглядности отображения результатов составим сводную диаграмму (рисунок 4).

Рисунок 4 – Выраженность уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста

Анализируя данные, представленные на рисунке 4, можно отметить, что выбор 5 ступеньки характерен для 40% школьников (20 детей), 4 ступеньки – 20% (10 детей), 3 ступеньки – 24% (12 детей), 2 ступеньки – 16% (8 детей).

Таким образом, можно отметить, что для большинства детей младшего школьного возраста (60%) характерен средний с тенденцией к высокому и высокий уровень самооценки (4 и 5 ступеньки). Дети умеют оценивать себя и свою деятельность, у них сформировано положительное отношение к себе. Ребенок считает себя самым лучшим среди своих сверстников.

Однако и для значительного количества детей (40%) характерен средний с тенденцией к низкому уровень самооценки (2 и 3 ступеньки). Дети умеют оценивать себя и свою деятельность, у них сформировано положительное отношение к себе.

Проанализировав ответы родителей, мы выявили, что большинство родителей высоко оценили своего ребенка: 52,5% поставили своего ребенка на 5 ступеньку, 15% – на желтую. Средний уровень оценивания (размещение ребенка на 3 ступеньке) продемонстрировали 17,5% родителей. Но также стоит отметить, что 15% отнесли своего ребенка на 2 ступеньку.

Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Какой Я» представлены в виде аналитической диаграммы (рисунок 5).

Рисунок 5 – Сформированность самооценки детей старшего дошкольного возраста

Анализируя данные, представленные на рисунке 5, можно отметить, что для 52% детей характерен средний уровень самооценки. Адекватная самооценка респондентов может говорить об эмоциональном благополучии детей. Они склонны анализировать свое поведение и адекватно оценивать себя и свою деятельность. Они уверены в себе и уравновешены, идут на контакт с другими людьми.

У 20% детей диагностирован высокий уровень самооценки, у 6% - очень высокий. Заниженная самооценка дошкольников (13% - низкий уровень и 9% - очень низкий) может свидетельствовать об отрицательном или негативном отношении к себе, а также о неуверенности в своих силах. Может быть связана с непониманием ребенком своей значимости, высоким требованиям родителей и окружающих. Но, с другой стороны, это может быть ситуативная реакция на проблему, с которой ребенок еще не справился.

Для определения взаимосвязи родительских установок с самооценкой с эмоциональным благополучием детей старшего дошкольного возраста выполнен статистический анализ данных коэффициентом ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков [4].

Выводы. В ходе исследования было выявлено, что существует:

– положительная взаимосвязь между общим эмоциональным фоном поведения ребёнка и тревожностью ребенка в детско-родительских отношениях ( = 0,526 при значимой корреляции на уровне 0,05). Данный факт свидетельствует о том, что проявление тревожности в детско–родительских отношениях формирует проявления тревожности в дошкольном возрасте;

– отрицательная взаимосвязь между самооценкой дошкольников и конфликтностью в детско-родительских отношениях (  = –0,451 при значимой корреляции на уровне 0,05). Данный факт свидетельствует о том, что конфликтность в детско-родительских отношениях формирует низкую самооценку у детей старшего дошкольного возраста;

– положительная взаимосвязь между вербализацией в детско-родительских отношениях и эмоциональным самочувствием дошкольников ( = 0,478 при значимой корреляции на уровне 0,05). Данный факт свидетельствует о том, что возможность высказаться в детско-родительских отношениях формирует спокойное и радостное самочувствие дошкольников;

– положительная взаимосвязь между подавлением воли и тревожностью дошкольников (  = 0,282 при значимой корреляции на уровне 0,05). Данный факт свидетельствует о том, что наличие в детско-родительских отношениях подавления воли ребенка формирует у ребенка проявления тревожности.

Подводя итоги работы, важно отметить, что эффект результатов исследования работы только доказывает успешность направления исследования, и подразумевает дальнейшее развитие изучения эмоционального состояния и самооценки в детско-родительских отношениях, овладения способами, методами и технологиями, которые помогут дошкольникам и их родителям справляться в трудных и кризисных эмоциональных ситуациях.

Рекомендуемые направления последующей работы: обучение педагогов, детей и их родителей способам избавления от тревожности и повышения уровня самооценки; использование данных исследования и статистики в процессе дальнейшего совершенствования психологической работы в учреждениях дошкольного образования, организация коррекционной работы в данном учреждении; проведение психологического просвещения среди родителей по причинам возникновения повышенной детской тревожности.

 

Список литературы

 

1.Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М.: ООО «Проект – Ф», 2001. – 203 с. - ISBN 5-901815-05-X. - Текст : непосредственный.

2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2012. – 176 с. - ISBN 5-469-00131-8. - Текст : непосредственный.

3. Савина, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. - М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с. - ISBN 5-89353-057-8. Текст : непосредственный.

4.Стволыгин, К.В. Методология и методы исследования в социальной работе: учебно-методический комплекс / К.В. Стволыгин. – Минск: РИВШ, 2021. – 300 с. - ISBN 978-983-586-427-2. - Текст : непосредственный.

5. Мелехова, Е.А. Родительские установки и образ ребенка у взрослых в связи с их психологическим благополучием / Е.А. Мелехова. - Текст : электронный // Психология, основная образовательная программа «Психическое здоровье». - СПбГУ, 2017. - URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a6f88307966e12684eea281.pdf (дата обращения 29.02.2022).

 

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий