Автор: Кузнецова Ирина Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: село Вольное
Организация: МБОУ МО "Кошехабльский район" "СОШ№9" Республика Адыгея
Проект: Вне проекта

Описание обобщенного опыта работы по теме: "Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников"

 

“Весь огромный мир вокруг меня,

надо мной и подо мной полон

неизведанных тайн. И я буду их

открывать всю жизнь, потому, что

это самое интересное, самое

увлекательное занятие в мире!”

 

Тема самообразования:

Использование компьютерных технологий как фактор развития познавательных интересов младшего школьника.

Цель:

Активизация познавательной деятельности младшего школьника путём внедрения информационно – компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Задачи:

  • Совершенствовать и обновлять методику проведения уроков и внеклассных мероприятий на основе внедрения ИКТ
  • Развивать благоприятную и активизирующую на познавательную активность атмосферу, обучать школьников навыкам самоконтроля, развивать творческий потенциал учащихся.
  • Внедрять  в учебный процесс современные педагогические технологии и средства обучения.
  • Ориентироваться на учебные и общеобразовательные программы, направленные на развитие индивидуальности ученика. 
  • Сформировать оптимальные условия для того, чтобы мотивы переросли в познавательный интерес, затем в познавательную активность и, наконец, в познавательную деятельность

Актуальность темы. Современный учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии, потому что это способствует:                                                                                            

  • повышению уровня функциональной грамотности педагога в сфере новых информационных технологий;
  • развитию успешного сотрудничества учителя с обучающимися;
  • снижению трудоемкости процесса контроля обучающихся;

развитию познавательных интересов обучающихся  к интеллектуально – творческой деятельности.

Введение.

Моя тема самообразования – Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе. Почему именно ИКТ?

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации.

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов «Начальная школа», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приемах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения.

Информационно – коммуникационные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Ещё в детстве я мечтала о путешествиях и открытиях, недаром любимым предметом в школе у меня была география. Но жизнь сложилась так, что я стала просто учителем. Просто и не просто, ведь теперь я не просто первооткрыватель маленьких человеческих душ, мне приходится быть ещё и капитаном. И, когда на тебя смотрят десятки глазёнок с надеждой и полным и безоговорочным доверием, просто стыдно быть плохим капитаном.

Когда в школе только появились несколько компьютеров, и уже была возможность разнообразить процесс обучения и воспитания, я с удовольствием ухватилась за эту мысль и начала применять по мере возможности различные компьютерные средства. Тогда это казалось прорывом, а сегодня даже вспоминать смешно, как два года назад на уроке географии в 6 классе я использовала сразу два процессора и громоздких монитора: один, чтобы показать презентацию классу, на другом шло поочерёдное тестирование учащихся, и методист комитета образования был просто восхищён увиденным.

Наблюдая за работой учителей одной из московских гимназий два года назад, мы восхищались: вот это да, нам бы такие технологии. Прогресс идет стремительно, и то, что вчера казалось невозможным, сегодня становится реальностью.

Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные.

Задача учителя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми знаниями; создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.

Одним из способов управления познавательной деятельностью, учитывая, что у младших школьников преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому предмету, является внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Использование ИКТ на различных предметах в начальных классах позволяет перейти от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием применения педагогических технологий. Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня достичь этого помогает использование ИКТ в обучении.

4.1.  Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью внедряются в учебный процесс электронные средства обучения.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.

Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д., позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов уроков с ИКТ.

Так, в демонстрационном режиме на уроке используется один компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов.

           

Для организации индивидуальной работы урок проводится в кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься самостоятельно за персональным компьютером. Техническое оснащение нашей школы позволяет проводить тестирование группы детей в своём кабинете используя одновременно 4-5 ноутбуков.

Таким образом, комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке. (Приложение  №1)

Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала. При планировании урока, по-моему, удобнее оформлять конспект в форме таблицы, в которой деятельность учителя и ученика расписана по этапам урока.

При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Использование ИКТ  я обернула в пользу так незаслуженно забытых  учителями оргмоментов  к уроку. Для мобилизации и положительного настроя детей на урок в оргмоментах я использую различный материал по развитию речи, которого в моей копилке множество,

                                     

различные игры со словами, например, мои ученики очень любят игру «Наборщик».

Тема урока. Местоимение.

  1. Орг. момент.

Надо за 2 минуты «набрать» в тетради слова из букв слова местоимение.

                                                  

 

           Иногда, проведя анализ ошибок в работах детей, использую какое либо правило в стихотворной форме: и интересно, и полезно вспомнить.

                                                  

И главное, ИКТ сделало этот этап урока ярким, интересным, запоминающимся, а значит более эффективным и, что не мало важно, занимающим мало времени на уроке.

В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран, учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делится на группы каждая из которых работает в своем режиме.

При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.

                       

 

 

 

 

Очень нравится ребятам работать в программе «Начальная школа. Компьютер урока».

                          

  • Имеет дидактические цели;
  • использует оптимальное сочетание учебных и развлекательных элементов;
  • позволяет сохранять статистические результаты;
  • соответствует возрастным особенностям развития детей;
  • имеет ограниченную длительность (3-5 мин);
  • помощь (речь, текст);
  • игровые элементы (графика, звук).

Всё это способствует активизации познавательную деятельность, здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и ощущение виртуального мира.

                         

При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной.

К сожалению, для начальной школы качественных обучающих программ разработано недостаточно. В своей работе я пользуюсь электронным учебным изданием по русскому языку «Наставник», «Фраза» включающий материал со 2 по 4 класс. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Программы помогают реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему).

Отличную  помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Например, на уроке по теме «Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь» использовалась энциклопедия «Кирилл и Мефодий», электронная презентация, включающая репродукции картин и информацию о творчестве художника. Мультимедийные возможности диска «Третьяковская галерея» позволили учащимся при рассмотрении картины прослушать интересную лекцию специалистов. Ребята узнали о художнике много нового, увидели его замечательные картины, включились в работу над сочинением с большим желанием и интересом.

Очень удобно пользоваться экраном при написании зрительных диктантов, при контрольном списывании, при работе с деформированным текстом. Например, на уроке по теме «Текст, тема, заголовок» использовалась электронная презентация, которая позволила моделировать текст, совершенствуя его.

                              

Для повышения эффективности словарной работы, мною собран и систематизирован материал на тему «Словарная работа в 3 классе с применением двуязычия» (приложение №2), где дано лексическое значение слова, словоформы, картинки, а также познавательные сведения, элементы фольклора народа манси, устного народного творчества. На основе этого материала составила мультимедийное пособие,

                                                                                                      которое с удовольствием предложила своим коллегам и, надеюсь, что этот материал им поможет в работе. Ведь это здорово, когда столько материала собрано в одном месте. Использовать его можно и в программе Word, и когда готовишь урок с использованием презентации, при изучении словарного слова просто делаешь ссылку на нужный слайд.

                                                                   

          Данная работа позволяет расширить словарный запас ребёнка, кругозор, знакомит с красотой и образностью языка, носит познавательный характер, а также повышает мотивацию. Использование двуязычия поможет привлечь внимание ребят к живому слову, пробудит интерес к истории языка, пробудит желание искать и находить исторические корни других слов, подтолкнёт к исследованиям и возможно маленьким открытиям.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. И во многом это заслуга ИКТ.

4.2.  Применение ИКТ на уроках математики позволило мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу и самый большой плюс в том, что это позволило проиллюстрировать различные действия и задачи.

                                            

Особенно применение ИКТ на уроках математики активизировало тех детей, которым очень тяжело представить ситуацию на слух. Например, при изучении темы «Решение задач на движение» использование компьютерных технологий помогает им увидеть всё не только наглядно,                                                                                                              но и в движении в программе  Flash Player.  

Ярко и в хорошем темпе, а значит и намного эффективнее проходит устный счёт с использованием ИКТ. Зная, что дети младшего школьного возраста имеют наглядно-образное мышление, очень важно строить ох обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И тогда даже отстающие по предмету ученики с удовольствием включаются в работу, не говоря уже о детях с высокими учебными возможностями, которые с радостью находят свои пути решения различных задач.

4.3. Применение ИКТ  на уроках литературного чтения позволяет максимально иллюстрировать их, сделать яркими и привлекательными. Получив возможность  выхода в Интернет, мы с учениками с удовольствием совершаем Интернет- экскурсии по местам, где жили писатели. Это вызывает интерес не только к литературным произведениям, но и к тем, кто их создал.

Намного интереснее, и значит эффективнее, стала проходить словарная работа на уроках чтения. При работе со значением слов возможно их легко проиллюстрировать. Это конечно было возможно и раньше, но, сколько требовалось времени, чтобы найти нужную тебе иллюстрацию. Теперь же с доступностью Интернет нужно только выбрать лучшее.

На уроках литературного чтения я, для полноты ощущения от восприятия литературного произведения часто использую художественные и музыкальные произведения. Это даёт свои результаты: дети с удовольствием иллюстрируют прочитанные произведения, создают авторские книжки-малышки на различные темы, придумывают продолжения прочитанного. Дети стали намного внимательнее относиться к классическим музыкальным произведениям.

Например, в цикле уроков «Знакомство с Сергеем Есениным» использовала презентацию с фотографиями писателя и его семьи, запись авторского прочтения произведения, записи песен на стихи писателя. Это значительно повысило интерес к творчеству Есенина, на заключительный урок учащиеся, посетив библиотеки, принесли книги этого автора, и с удовольствием выразительно читали его стихи, непредусмотренные программой.

При работе над скоростью чтения использую слайды с электронными тренажёрами,

                                                   

 

программу для проверки скорости чтения

                                          

4.4. · Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее на уроках изучения  окружающего мира использую  мультимедийные хрестоматии  «Природа Ханты-Мансийского округа», «Уроки МХК», пользуюсь материалами учебных электронных  изданий компании «Кирилл и Мефодий». Прекрасные видеозарисовки, яркие иллюстрации раскрывают богатство и красоту животного и растительного мира.     А современная детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия» помогает разнообразить урок использованием интерактивных карт и тренажёров, игр, показом различных опытов и сюжетов, панорам природных зон.  Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.

Информационные технологии позволяют нам отправиться хоть на край света. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению. На этапах закрепления  и проверки знаний, при фронтальной работе очень удобно использовать интерактивные кроссворды. 
                                   

Создание раздаточного материала в программе Word занимает мало времени. Применяя несколько ПК удобно тестировать детей в программе Excel.

Один раз в неделю мы после уроков играем в компьютерную игру «Живая планета». Выводим её на большой экран и всем классом обследуем один квадрат на карте. Дети называют это урок-праздник. Они вместе выполняют задания, спорят по различным вопросам, высказывая своё мнение и доказывая его. Анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни.

Применение на уроке компьютера позволяет за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить образно изучаемый материал и показать завораживающую красоту мира.

4.5. Хочется сказать и несколько слов об уроках художественно-эстетического цикла.  

Очень нравится моим ученикам, когда на уроке музыки мы поём в программе Каrаоке Player

                                       

Использование этой программы позволяет не только быстро заучить песню и петь её в нужном темпе, но и повысить скорость чтения.

А когда в нашем классе появился синтезатор, мы пытаемся использовать ещё и это окно в данной программе.

К сожалению я не умею в совершенстве играть на каком либо инструменте, что позволило бы мне обучать детей музыке в полной мере, но средства ИКТ позволяют показать детям лучшие образцы классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Огромную помощь кроме Интернета, где можно найти готовые уроки по истории искусства и знакомства с жизнью и творчеством композиторов, скачать их произведения и тексты песен, совершать путешествия, например, в музей музыкальных инструментов, мне при подготовке и проведении уроков оказывают диски по искусству и музыке («Уроки МХК», «Кирилл и Мефодий», «Шедевры музыки»). При компоновке музыкального материала на урок я использую программу Audacity.

Для уроков ИЗО я нашла в Интернете и использую листы (слайды) с поэтапным изображением предметов

                       

                       

Для уроков технологии использую слайды – технологические карты изготовления различных изделий.

На уроках технологии ученики моего класса работают над различными проектами. Создавая презентации этих проектов.

           

В заключении хочу поделиться вот каким опытом. Родителям своих учеников я посоветовала использовать дома электронное пособие «Правила по русскому языку и математике», разработанное моей коллегой из города Нукус; тренажёр «Таблица умножения»; тренажёр по выработке навыков скорочтения; диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия; программы «Фраза» и «Отличник». Те, у кого есть дома ПК, а это теперь уже 55% детей моего класса пользуются этими продуктами ИКТ, и это приносит свои результаты. Повысился уровень знаний по предметам.

 

А группа детей, которым очень нравится работать на компьютере, выполнила интересный проект «Презентация «Живая азбука»». В своём проекте они использовали Интернет, для иллюстрирования презентации, анимацию, гиперссылки, запись звука.  (приложение)

                             

Учащиеся неоднократно подтверждали свои знания:

  • на школьных олимпиадах;
  • в районной олимпиаде; в этом году участвовало 5 человек, Владимиров Павел награжден дипломом призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников за 2 место по математике
  • в интернет-олимпиаде ЭМУ; участвовало 14 человек по 5 предметам в 1 и 2 туре, заняли не плохие места. Особо можно выделить Владимирова Павла, который занял в олимпиаде по информатике 4 место из 231 в нашем регионе и 10 место среди общего количества участникам. Ребята всем классом участвовали в 3  командном туре олимпиады ЭМУ. В настоящее время участвуют в 4 туре «Перспектива».

Заключение.

       Итак, в результате использования информационных технологии в образовательной деятельности, учебный процесс, направленный на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности учащихся, окрасился заинтересованностью и творческим поиском детей; активизировалась  мыслительная  деятельность  каждого. Процесс обучения стал не скучным, однообразным, а творческим. Эмоциональный фон урока стал более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. 

Дети стали проявлять  творческий подход к выполнению нестандартных заданий,  стали - инициативными, настойчивыми и трудолюбивыми. Легче стало активизировать все психические процессы учеников (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебного процесса.

Учащиеся быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, успешного их сотрудничества в учебном процессе.

 

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий