Автор: Каргаполова Елена Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: село Знаменское, Сухоложского района, Свердловской обл.
Организация: МБОУ ЗСОШ №8
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Игра-викторина «Урал в годы Великой Отечественной войны»

 

Пояснительная записка

1.1.  Цели интеллектуальной   игры:

Обучающая: конкретизирует и способствует закреплению знаний по истории Великой Отечественной войны и роли  Урала в ратных подвигах страны.

Развивающая: способствует накоплению знаний обучающихся о роли Урала в трудовых и ратных подвигах страны,  развивает познавательный интерес, мыслительные процессы.

Воспитательная: формирует чувство патриотизма и любви к Родине через изучение истории Великой Отечественной войны и участия Урала в ратных подвигах.

 1.2.Актуальность выбранной темы.

Меняются поколения, меняются политические, социальные и экономические основы государства, но неизменной остаётся задача формирования патриотизма населения как важнейшего источника процветания Отечества и его народов.

В 2020 году  отмечается  юбилейные дата -  75-лет   Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией.

Беспримерный героизм, мужество и стойкость проявил народ России в противостоянии врагу во имя достижения Великой Победы.

1.3. Форма мероприятия – интеллектуальная игра.

В интеллектуальной игре школьниками осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость. Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, добиться результатов.
Интеллектуальная  игра «Урал в годы Великой Отечественной войны» помогает формированию универсальных учебных действий, на которые направлен образовательно-воспитательный процесс игрового взаимодействия:

  • обеспечение социальной компетентности и учёт позиции других людей, партнёров по общению и деятельности,
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество,
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,
  • учёт разных мнений.

Творчество школьники проявляют в подготовке приветствия команд. Им предстоит придумать название,  девиз, эмблему команды.

1.4.    На какой возраст рассчитано мероприятие.

Школьники 14-17 лет (8-11 класс)

1.5.   Этапы мероприятия. Распределение времени по этапам.

Этап

Содержание

Время

(мин.)

1

Организационный.

За день до начала игры члены команды подают заявки на участие руководителю школьного музея. Перед началом организаторы игры на доске рисуют табло, в кабинете готовят игровые места для команд и болельщиков, оборудуют место для жюри, устанавливают проектор и экран, включают музыку.

5

2

Начало и ход игры

Создание благоприятного эмоционального настроя

и постановка цели игры.

Приветствие команд и болельщиков. Ознакомление игроков и болельщиков с правилами проведения игры. До участников доводится информация о составе жюри.

30

3

Подведение итогов игры

Награждение победителей. Поощрение организаторов и их помощников в проведении игры. Объявление благодарности всем школьникам за помощь в организации игры.

5

4.

Уборка кабинета.

10

1.6.  Использование ТСО и наглядности.

Мультмедийная презентация содержания вопросов.

1.7. Индивидуальная и коллективная работа обучающихся.

В интеллектуальной игре предполагается коллективное обдумывание ответа игроков на вопрос и требуется применение продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Индивидуальные поручения в подготовительный период способствуют воспитанию у школьников ответственности за порученное дело.

1.8. Практическая значимость работы.

Достоинство интеллектуальной  командной игры заключается в том, что она опирается на мотивы общения:

  • Школьники, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
  • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

Познавательная командная игра способствует использованию не только моральных мотивов, но и познавательных:

  • В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
  • Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
  • В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера. 
  • Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
  • Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.      

Содержание игры «Урал в годы Великой Отечественной войны» оказывает  эмоциональное воздействие на воспитанников, вызывает интерес и имеет несомненный   воспитательный   эффект.

На основе знакомства с историей Великой отечественной войны происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории и истории родного края.


План-содержание

Подготовительный этап

Перед игрой целесообразно провести классные часы на тему «Великая Отечественная война», «День народного подвига Урала», «Уральский добровольческий танковый корпус», изучить соответствующую литературу, подобрать наглядные пособия.

Участники игры и их роли:

Четыре команды по 4 человека   каждая.

Организаторы – 3 человека (обязанности – поиск и формулировка 20 вопросов, подсчёт баллов, наблюдение за временем, подведение итогов, награждение).

Болельщики – все желающие.

Ведущий – ученик 11 класса.

Организаторы игры  и их помощники:

2  человека – оформляют кабинет.

1 человек – рисует на доске таблицы предстоящей игры и контролирует выставление баллов после ответа команд во время игры.

Табло итогов

Команда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

Русичи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Твёрдый орешек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эврика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умники

    

    

    

    

    

    

    

    

    

 

 

 

    

    

    

Ход  игры

«Урал в годы Великой Отечественной войны»  

Ведущий: Добрый день, здравствуйте, дорогие гости! Я, на правах хозяики, рада  вас  приветствовать. Мы  собрались здесь, чтобы провести игру, посвященную юбилейным датам Великой Отечественной войны.

Правила  игры.

Интеллектуальная игра  «Урал в годы Великой Отечественной войны» будет проходить по правилам всем известной игры  «Брейн – ринг».                                      

     На сцене вы видите два игровых стола, за которые впоследствии сядут две команды, чтобы  сразиться в первом интеллектуальном бою. Бой закончится, когда одна из команд наберет 5 очков, т.е. в сумме даст 5 правильных ответов на мои вопросы, посвященные Великой Отечественной войне и роли  Урала в трудовых и ратных подвигах страны.

   Выигравшая команда остается за игровым столом и участвует в следующем интеллектуальном бою, а ее соперник определяется с помощью жеребьевки. Команды победители сойдутся в решающем бою за звание победительницы интеллектуально-познавательной игры.

Ведущий: Уважаемые игроки, внимание! Я хочу напомнить вам правила игры  «Брейн – ринг». После того, как я произнесу вопрос, у вас есть время на его обдумывание и обсуждение –  одна минута. Нужно как можно быстрее обсудить вопрос, или, зная правильный ответ, нажать на кнопку звонка.                            

 Если команда, нажавшая на кнопку, дает правильный ответ, разыгрывается второе очко, если нет, - у их соперников есть еще 20 секунд на обсуждение вопроса, но перед тем, как ответить, они также должны нажать на кнопку. Я советую командам посадить рядом с кнопкой игрока, имеющего хорошую реакцию, т.к. от быстрого нажатия на кнопку может зависеть победа вашей команды.                                                                                       

После того как я задам вопрос и произнесу: «Время!», раздается вот такой звуковой сигнал.

Ведущий: Только после этого команды могут обсуждать вопрос или нажимать на кнопку. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, разыгрываются следующие  4 очка. Время будет определять по секундомеру мой помощник. Жюри  ведет  счет игры. Звуковые сигналы будет подавать….

Я так же хочу представить  людей, без которых, по-моему, невозможно проведение этой программы. Они сидят в первом ряду зала. Это – члены жюри, которые будут помогать мне в спорной ситуации признать победу той или другой команды.

Идет представление жюри

Итак, правила игры понятны всем? Я прошу команды за столами приготовиться к игре. А зрителей хочу предупредить, что подсказки из зала

Недопустимы. В случае подсказки вопрос будет снят, а автора подсказки я попрошу покинуть зал. Команды готовы? Начинаем игру. Разыгрываем одно очко.

(звучит гонг)

Внимание вопрос! (зачитывается вопрос). ВРЕМЯ!

 ВОПРОСЫ ИГРЫ: 

«Урал в годы  Великой Отечественной войны»                       

1

Когда на запад эшелоны,

На край пылающей земли

Ту мощь брони незачехленной

Стволов и гусениц везли,

Тогда, бывало поголовно

Весь фронт огромный повторял

Со вздохом нежности сыновней 

Два слова:  «батюшка Урал».

Вопрос: Из какого произведения эти строки  и кто автор? Время!

Ответ: Поэма «За далью даль» Александра Твардовского.

2

Вопрос:  Когда состоялся Парад Победы? Время!

Ответ: 24 июня 1945 года

3

Вопрос: в каких городах по указанию Государственного Комитета Обороны были созданы три танковых завода-гиганта? Время!                                                                                           

Ответ: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске.

4

Вопрос:   Г.К.   Жуков - один из ярчайших полководцев 20 века. Его называли русским солдатом с маршальскими погонами на плечах. Сколько раз полководцев был удостоен звания Героя Советского Союза? Время!                                                                                                                   

Ответ: четырежды

5

Вопрос: Как назывался танк, построенный на средства свердловских школьников?  Время!

Ответ: «Школьник Свердловска»

6

Вопрос: В каком городе  был создан комбинат  «Танкоград»?  Время!

Ответ: в Челябинске

7

Вопрос: Кто возглавил первую комсомольско - молодежную бригаду на  Уралмаше, уменьшившую время обработки танковой башни до 4 часов 10 минут при норме 18 часов?  Время!

Ответ: М.Ф. Попов

8

Вопрос: Назовите фамилию жителя Курганской области,

который  на собственные сбережения купил танк Т-34 и стал его командиром. На этом танке, который был трижды подбит,  он учувствовал в параде Победы. Время!

Ответ: И.С. Андреев

9

Вопрос: Сколько наших земляков - уральцев было удостоено звания  «Герой Советского Союза»?  Время!

Ответ: 1005

10

Вопрос: Какого женского имени фашисты боялись как огня? Время! 

Ответ: Катюша

11

Вопрос: В годы войны  населению резко не хватало многих товаров, особенно обуви. Какую обувь, до 10 тыс. пар ежемесячно, выпускал Ижевский машина -  строительный завод?  Время!

Ответ: лапти

12

Вопрос: Как называли наши солдаты и уралмашевцы мощную самоходку

 СУ-122,  легко расправлявшуюся с немецкими  «тиграми» и «пантерами»? Время!                                                                 

Ответ: «Зверобой».

13  

Вопрос: Какие соединения, части и подразделения входили в состав Уральского добровольческого танкового корпуса? Время!

Ответ: Танковая бригада, мотострелковая бригада,  разведывательная рота, медико-санитарный взвод, артиллерийский полк самоходной артиллерии, Гвардейский минометный дивизион, батальон связи, мотоциклетный батальон.

14                                                                                                                                                       Вопрос: В сентябре 1941 года 4 первых советских дивизий стали Гвардейскими. Одна из них - уральского формирования.  Как она называлась? Время !           

Ответ:  3-я Гвардейская стрелковая дивизия.

15                                                                                                                         

Зафиксировано, что во время Великой Отечественной войны звание

«Герой Советского Союза»  в  дивизиях получали человек 10-15. Абсолютный  рекорд, зафиксированный в вооруженных силах, это - 106 Героев Советского Союза в дивизии, сформированной на Урале в 1942 г. Что это за дивизия и в каком городе она формировалась? Время! 

Ответ:  167 стрелковая дивизия   сформирована в г. Сухой Лог.   

16

Вопрос: Назовите наших земляков - летчиков, дважды Героев Советского Союза. Время!       

Ответ: Одинцов Михаил Петрович,  Речкалов Григорий Андреевич. 

17

Вопрос:  Назовите дату выхода первого танка Т-34 из проходной Уралмаша. Время!

Ответ: 21 сентября 1942 года

18

Вопрос: Автоматическая сварка танковой брони под флюсом была впервые в мире применена в Нижнем Тагиле. Кто автор этого метода? Время!                                                                                   

Ответ:   академик Евгений Оскарович Патон.

19

Вопрос:  В  феврале - апреле 1943 года на Урале было сформировано уникальное соединение. Как оно называлось? Время!                                                                                                                                                                                                                                                            Ответ: УДТК (Уральский Добровольческий Танковый Корпус)

20

Вопрос: Кто из уроженцев Свердловской области отличился при взятии Рейхстага?  Время!

Ответ: Неустроев Степан Андреевич, уроженец  с. Талица  Сухоложского района.

21

Вопрос:  Кто был первым  командиром 30-го танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны? Время!

Ответ: Командиром корпуса был назначен генерал-майор танковых войск Г.С. Родин, опытный танкист, командовавший до этого танковыми частями, вернувшийся в строй после тяжелого ранения.                                                                                           

22

Вопрос:  Имя кого из маршалов Советского Союза присвоено 10-й гвардейской,  Уральско - Львовской, Ордена Октябрьской революции, Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова, добровольческой танковой дивизии.   В каком году и за что УДТК было присвоено это имя? Время!

Ответ: 16 июня 1967 года за   высокие результаты    в боевой учебе ему

 присвоено имя маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского.

23

Вопрос: Сколько  заявлений было подано в марте – мае 1943 года от добровольцев Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской)

областей и сколько уральцев было отправлено  в Уральский добровольческий танковый корпус. Время!

Ответ: от трудящихся Урала поступило  110 тысяч заявлений с просьбой о

зачислении  в корпус. Из них только  9660 человек было внесено в  списки личного состава,  в 12 раз меньше.

24

Вопрос: На какой медали времен Великой Отечественной войны увековечен танк Т-34?  Время!

Ответ: на медали «За отвагу»

25

Вопрос: Когда получила первое боевое крещение 4-ая танковая армия,

 а вместе с ней и 30-й Уральский Добровольческий танковый корпус? Назови дату, год крещения и боевую операцию. Время!

Ответ: 11 марта 1943 года Народный комиссар обороны присвоил корпусу наименование – 30-й Уральский Добровольческий танковый корпус. В торжественной обстановке добровольцам было вручено оружие и боевая техника. 

   Первое боевое крещение во время Орловской  операции.

26

Вопрос: Сколько боевых орденов и медалей вручено   УДТК и его воинам? Время!

Ответ:

На знаменах 15 частей корпуса –  54 ордена, среди них ордена Суворова и Кутузова второй    степени.     

    За период участия в Великой Отечественной войне воинам корпуса вручено 42 368 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 гвардейцам корпуса присвоено звание  Героя Советского Союза.

27

5 августа 1943 года в Москве состоялся  первый салют  в честь доблестных воинов, в их числе были и уральские добровольцы? За освобождение, каких городов были даны залпы салюта? Время!

Ответ: за освобождение Орла и Белгорода. УДТК корпус получил боевое крещение севернее Орла.

28

Какое военное событие января 1944 года, участником  которого была Свердловско-Львовская гвардейская танковая бригада рассматривается военными теоретиками как образец высокого тактического искусства и боевого мастерства при форсировании водных преград? Время!

Ответ:  Захват минированного моста через Варту. На каждом  его опорном столбе были подвешены огромные ящики с  взрывчаткой. Взвод Юдина Н.Л.,  внезапно ворвавшись на мост, перебил его охрану, уничтожил 7 огневых точек противника. Саперы разминировали 60-тонный мост и батальон В.Г. Скринько проехали по нему на другой берег.               

         Ведущий: Ребята, сегодня в игре мы вспомнили основные этапы  военной истории  России и нашего Уральского края. Почетная обязанность каждого гражданина страны уважения и любви к своему государству. Наступило время подведения итогов. Обратим внимание на наше Табло. Слово предоставляем нашему жюри.

Жюри комментирует итоги. Поощряет организаторов и их помощников в проведении игры. Вручает призы.

             Ведущий: Уважаемые друзья, спасибо за участие в игре. До новых встреч!

 


Список   использованной литературы:

  1. Александров С.Г. Золотые звезды свердловчан. - Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1967.
  2. «Долгое эхо войны», составители Быков Л.П. и Зашихин. Екатеринбург: ИД  «Сократ».  2005. – 200 с.
  3. «Добровольцы Урала»: К юбилею создания Уральского добровольческого танкового корпуса. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2008. – 176 с.
  4. Календарь краеведа: Краткая летопись событий уральской истории. Памятные даты 2013 года  / Сост. Т.Н. Федорова – Екатеринбург: ГБОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 136 с.
  5. Народный подвиг    /К 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса. – Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2012. – 144 с.
  6. «… Прошу не отказать». – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. – 224 с.
173 Мне нравится
Поделиться:

Комментарии к материалу

Илья
20.01.2020
Некоторые вопросы, на мой взгляд, слишком сложны, некоторые некорректны (Когда 4-я танковая армия приняла боевое крещение. А 4-я танковая армия какого формирования имеется ввиду? Ведь впервые она была сформирована в 1942 году и, естественно, участвовала в боях задолго до начала Курской битвы), некоторые просто ошибочны (Медаль "За отвагу учреждена в 1938 году, когда никакой "тридцатьчетверки" не было и в помине и танк на медали изображался многобашенный)
 

Оставить комментарий