Автор: Мокринская Ирина Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар
Организация: МБДОУ «Детский сад № 57»
Проект: Вне проекта

Рекомендации для родителей по закреплению знаний у детей по теме «Весна»

 

Уважаемые родители.   

Предлагаем Вам закрепить полученные знания детей по лексической теме «Весна». Данный материал поможет в игровой форме закрепить знания детей.

✓ Спросите у ребенка: Какое время года наступило?(наступила весна). Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий. (март, апрель, май).

Расскажи, какие изменения в природе произошли весной (приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран возвращаются птицы, животные просыпаются от зимней спячки, меняют свои шубки, готовятся к появлению детенышей. Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка).

Понаблюдайте с детьми и предложите им объяснить: что такое проталины, капель, первоцвет.

Расскажите, чем занимаются люди весной на полях, в садах и огородах. Какие инструменты люди используют для работы в садах и огородах? (копают землю, готовят грядки для посадки растений, удобряют почву, пересаживают рассаду, сажают цветы и деревья, белят стволы деревьев, защищая их от насекомых, на полях готовятся к севу пшеницы и т.д. инструменты: лопата, грабли, лейка, пила, кисть).

 

✓ Лексический словарь по теме.

Словарь существительных: погода, месяц, март, апрель, май, оттепель, проталины, лужи, ручьи, льдины, дождь, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки, подснежники, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, гром, молния и т.д.

Словарь прилагательных: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, быстрый, перелётные, проворные, хрупкий, душистый, нежный, весенний и т.д.

Глагольный словарь: наступила, пришла, трещит, гнать, звенеть, ломается, журчат, пробивается, набухают, расцветают, просыпается, прилетают, щебечут, поют, вьют гнёзда, выводят птенцов, сверкает, гремит, греет и т.д.

Словарь наречий: ярко, ласково, тепло, дождливо, весело, солнечно, быстро и т.д.

 

✓ Вспомните и назовите пословицы и поговорки о весне, весенние приметы.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Весною сверху печет, а снизу морозит.

- Весенний день год корм.

- Апрель, с водою — май с травою.

- Апрельский цветок, ломает снежок.

- Апрельские ручьи землю будят.

- Длинные сосульки — к долгой весне.

- Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне -быть холодному лету. 

- Из березы течет много сока - к поздней осени.

- Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно - лето сухое будет.

 

✓ Поучите стихи с детьми.

Травка зеленеет

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей... 

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...     Автор: Алексей Плещеев

 

✓ Почитайте детям.

- В. Бианки «Как звери и птицы весну встречают», «Три весны», «Апрель», 

 «Подкидыш»;

- Г. Ладонщиков «Помощники весны»;

- Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»;

- М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену»;

- Г. Скребицкий «Лесной голосок»;

- Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», 

 «Бегство цветов»;

- И. Соколов-Микитов «Ранней весной», «Лесные картинки», «Весна в лесу»;

- В. Сухомлинский «Как воробушки ждали солнца», «Девочка и ромашка»;

- А. Толстой «Весна»;

- К. Ушинский «Весна»;

- Э. Чарушин. «Большие и маленькие»;

- Э. Шим «Чем пахнет весна», «Камень, ручей, сосулька и солнце».

 

✓ Артикуляционная гимнастика «Весна»

- Упражнение «Капель стучит по крыше» - поднять кончик языка за верхние 

  зубы к альвеолам и произносить: «Тдд - тдд-тдд»)

- Упражнение для челюсти: «После зимней спячки». Медведь проснулся после

зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом.  

- Имитация зевания. На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней 

 челюстью вправо-влево.

- Упражнения для губ: «Кораблики плывут по волнам». Попеременно 

  приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

- Упражнение «Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться в

 исходное положение. 

- Упражнения для языка: «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» 

  язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать 

  положения «острого» и «широкого» языка(иголочка- лопатка). 

- Упражнение «Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю 

   губу, чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

 

✓ Поиграйте с ребёнком:

 

«Посчитайте птиц». 

Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться, то птицы уже начали радоваться теплу. С ребенком можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки

 

«Пускайте солнечных зайчиков». 

Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Попускайте солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.

 

«Пускаемся в плавание по луже».

Смастерите дома кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.

 

«Назови ласково».

Солнце – солнышко (дождь, солнце, лужа, почка, лист, туча, ручей, проталина, подснежник).

 

«Один- много».

Почка – почки (дождь, солнце, лужа, почка, лист, туча, ручей, проталина, подснежник, ветка).

 

«Сосчитай 1-2-5».

Одна набухшая почка, две набухшие почки, пять набухших почек. (распустившийся цветок, весенний день, длинная сосулька, птичье гнездо, голосистый скворец, маленькая проталинка, первый подснежник).

 

«Подбери правильно».

Пришла – весна.​​Плывут – …

Дует – …​​​Бегут – …

 

«Назови слова-признаки».

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое ...

Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая …

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя …

Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое …

Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые …

 

«Назови слова-действия».

Весной солнце (что делает?) – греет, припекает, ласкает …

Весной сосульки под солнцем (что делают?) – тают, капают, сверкают …

Весной на деревьях почки (что делают?) – набухают, лопаются …

Весной ручьи (что делают?) – бегут, журчат, звенят …

Весной птицы (что делают?) – возвращаются, прилетают, вьют …

Весной лёд на реке (что делает?) – трещит, ломается, плывёт …

Весной подснежники (что делают?) – появляются, расцветают …

Весной травка (что делает?) – пробивается, растёт, зеленеет …

 

«Продолжи предложение».

Сосулька капает, а сосульки? (капают).

Подснежник зацветает, а подснежники? (зацветают).

Ручей бежит, а ручьи? (бегут).

Облако плывет, а облака? (плывут).

Почка набухает, а почки? (набухают).

 

«Скажи наоборот».

Снег мягкий, а лед … (твердый).

Солнце горячее, а ветер … (холодный).

День длинный, а ночь … (короткая).

Ручей бежит быстро, а облака плывут … (медленно).

Зимой холодно, а весной … (тепло).

 

«Скажи, как?».

Если день солнечный, то на улице (как?) – солнечно.

Если день жаркий, то на улице (как?) – жарко.

Если день ветреный, то на улице (как?) – ветрено.

Если день дождливый, то на улице (как?) – дождливо.

Если день теплый, то на улице (как?) – тепло.

 

«Семейка слов».

Весна – веснушка, веснянка (обрядовая песня), весенний, по-весеннему.

 

«Четвертый лишний».

Ручей, капель, снегопад, проталины.

Снег, снегопад, снежинка, сосулька.

Резиновые сапоги, зонт, плащ, брюки.

Игра «Что лишнее?»

Определить, какая из примет лишняя, и объяснить, почему.

- Тает снег, улетают на юг перелётные птицы, начинается капель, появляются

 проталины. 

- Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает 

  мать-и-мачеха.

- Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, 

 грачи начинают строить гнёзда.

- С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и 

 опадают, просыпается медведь.

 

Игра «Скажи правильно»

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птичка или листочки?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

 

Вспомни и назови, кто у кого детеныш и птенец:

у медведицы - ……….. ​у барсучихи - ……….. 

у лисицы - ……………. ​у волчицы - ………….. 

у зайчихи - …………… ​у ежихи - ……………. 

у скворчихи - ………….. ​у сороки - …………… 

 

Прослушай текст, ответь на вопросы в конце текста полными предложениями.

​Подснежники. 

По опушкам лесов, на солнечных полянках ранней весной расцветают подснежники. Снег еще не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются цветы. Это подснежники - первые весенние цветы нашего леса.  

Что ты узнал из рассказа о подснежниках? Когда они расцветают? Где растут? Какого они бывают цвета? Какие еще весенние цветы ты знаешь?

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

​Как привет капели звонкой, 

​Называется... 

 

✓ Пальчиковая игра

Весна на ладошках»

 Ура! Весна уже пришла    (Хлопаем в ладоши)

 Капель на улице слышна. ​(Взмахиваем кистями рук по очереди.)

 Кап-кап, кап-кап. ​​ (Стучим указательным пальцем правой руки по 

ладошке левой руки)

Кар-кар и чик-чирик –  ​(Ритмично соединяем большой палец с четырьмя остальными, сложенными щепотью - клюв)

 Весенний шум и гам и крик.   (Хлопаем в ладоши)

 

«Цветок»

Нежный цветок появился в лесу, ​    (Из кистей обеих рук, соединённых в 

  запястьях – «Цветок»)

Первым встречает он солнце, весну.  («Солнышко» из обеих рук)

Утром весенним раскрыл лепесток,  (Соответственно)

В мягкой землице его корешки. ​ (Соединить ладони тыльными сторонами, 

пальцы опустить вниз) 

 

 

Уважаемые родители!

Играйте, читайте, смотрите, творите совместно с детьми! 

И вы получите много незабываемых впечатлений от совместно проведенных минут с детьми.   

 

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий