Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о жизни растительном и животном мире весной.
Задачи:
развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь:
- развивать наблюдательность и познавательную активность;
- развивать мелкую моторику; речевое дыхание.
воспитательная:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
обучающие:
- уточнить и закрепить знания детей об изменениях в природе весной;
- расширять представления детей о простейших связях в природе.
Предполагаемый результат: дети могут активно поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Расширение словарного запаса за счет слов: лес, тепло, потомство, просыпаться, медведица - медвежонок, заяц - зайчонок, белка - бельчонок.
Материал и оборудование:
звуки птиц (сорока), изображение сороки, фонограмма песни "Мы едем, едем, едем", мольберт или флонелеграф, мнемотаблица "Признаки ВЕСНЫ", развивающие игры В.В. Воскобовича "Фонарики", карточки "Зайка", блоки Дьенеша, карточка "Мишка", палочки Кьюзенера, карточки "Елочка", изображение- картинки формата А4:берлока, дупло, куст; маска - Поезд..., 3 мобраза - костюма для взрослых(медведица, зайчиха, бельчиха), 4 мягкие игрушки: медвежонок, зайчонок (белый и серый), бельчонок.
1 часть
Организационный момент.
Воспитатель:
(Раздается стрекотание сороки)
Ребята, что это за звук? Как называется птичка, которая так поет?
По лесу она летает,
Все всегда про всех узнает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут ее.... (СОРОКА)
Где она живет?
Ребята, она принесла нам письмо, от лесных жителей, интересно, что же нам пишут? (достает конверт, читает):
«Срочно, срочно, приходите,
И нам быстро помогите!
В лес опять пришла весна ,
Происходят чудеса!"
Ребята, а вам интересно что сейчас происходит в лесу? Какое время года на улице? (весна)
А как мы с вами это узнали?
Рассматривание мнемотаблицы "Признаки Весны"...(деты прилепляюткарточки с признаками весны: светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки, на крышах появились сосульки, на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки, появилась первая травка, расцвели подснежники, прилетают первые перелётные птицы из жарких стран, поднялись после зимней спячки дикие животные, люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Воспитатель: Я предлагаю нам отправиться в лес и посмотреть, какие чудеса происходят в лесу весной! А на чем нам туда добраться? (варианты ответов детей)
Давайте сядем в поезд, воспитатель надевает маску одному из детей, остальные встают друг за другом и поедем в весенний лес.
(фонограмма песенки "Мы едем, едем, едем")
2 часть
Воспитатель: Итак, мы с вами приехали в лес. Дети останавливаются у изображения берлоги. Берлога "шевелится " (педагог накрыт белой тканью). Ребята, кто же здесь живет?( медведь), как называется дом у медведя? (берлога). Правильно – это берлога. Осенью медведи ложатся в берлогу на зимнюю спячку, а в конце зимы у медведицы в берлоге рождаются детеныши (медведица вылезает из берлоги с медвежонком), как они называются? (медвежата)
Медведица: Ой, ребята, помогите нам пожалуйста! Плачет мой сыночек- медвежонок...вот вы любите играть? А играете вместе, дружно? А у вас есть друзья? А у него нет....вот расстроился он...
Воспитатель: Ребята, что же делать! Ведь играть с друзьями так весело и интересно! И группа наша как называется? (ответы детей)
Посмотрите у нас есть "Блоки Дьенеша" мы ведь можем помочь медвежонку! Выложим ему друзей -медвежат!
Боки Дьенеша -"Медведь"
(дети выкладывают силуэт медведя на карточках или рядом)
Медведица: А давайте теперь все вместе поиграем!
Игра - потешка "Мишка косолапый"
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
Спасибо, ребята, помогли нам!
Во время игры с медведицей воспитатель переодевается в зайчиху.
Медведица: Ну ребята, давайте я помогу вам пройти дальше, ведь одним детям нельзя гулять в лесу. Только идти по лесу надо тихо, чтобы не испугать лесных жителей. Смотрите, мы подошли к кустику, а здесь под кустом чей то дом! Интересно кто здесь может жить? (ответы детей).Ребята, вы слышите, кто то плачет?
(выходит зайчиха, плачет, вытирает слезы)
Медведица: Зайчиха - мама, здравствуй, что случилось?
Зайчиха:
Здесь живем мы под кустом,
У зайчаток родной дом.
Мои зайчатки - озорные ребятки,
Чего испугались
И быстро разбежались!
Вы поможете их найти?
(ответы детей)
Давайте выйдем на полянку и посмотрим где могут быть зайчики?
(воспитатель предлагает выложить изображение зайчика из "Фонариков")
Развивающие игры В.В. Воскобовича"Фонарики" - "Зайчик"
Зайчиха: Ребята! Спасибо! Помогли мне, спасли моих зайчат! Нашли их! разве можно т мамы убегать!?
(Ответы детей)
Давайте поиграем все вместе!
П\и "Зайка серенький сидит"
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на корточки с закрыть лицо руками)
Зайчиха: (достает из под фартука белого зайчонка)
Ребята, посмотрите, какое чудо! раньше у меня сыночек был беленький, беленький! А сейчас (достает серого зайца, убирает белого) он стал серенький! Почему!? (ответы детей)
Вот какие чудеса в весеннем лесу!
3 часть
Ну что же отправляемся дальше!? Давайте попрощаемся с медведицей! Пойдет она к своему медвежонку!
(дети подходят к изображению дупла не дереве)
Ой, а чей же это дом! Какого лесного жителя?
Давайте отгадаем загадку!
Не мышь, не птица,
В лесу резвится
На деревьях живет,
И орешки грызет… (белка)
Да, правильно здесь живет белка!
Как называется домик у белки? (Дупло)
(прибегает белка)
Белка: Ой беда, беда, беда!!! Разыгралась непогода, ветер сильный все деревья повалил, негде мне с моим детишками жить!
Воспитатель: Ребята, а как называются дети у белки? (бельчата) И правда, как быть, плохо без домика, и холодно и опасно! Как мы можем помочь? (ответы детей)
Посмотрите, а я вижу наши волшебные палочки, давайте посадим елочки на полянке, а наша белочка выберет себе большую красивую елку и будет там жить, да еще друзей своих позовет!
Палочки Кьюзенера - "Елочки"
Белка: Как здорово! Вот сколько новых деревьев в нашем лесу появилось! Спасибо вам ребята! давайте с вами поиграем!
Хороводная игра " Елочка"
(дети прощаются с белкой, во время игры с белкой, воспитатель -зайчиха переодевается)
3 часть
Воспитатель:
Посмотрите, около пенёчка под снегом я вижу яркое пятнышко. Что это? (искусственный цветок укрыт белой ватой)
Воспитатель: Правильно. Это первый цветок. Его называют подснежником.
Почему?
(Этот цветок- самый первый из всех цветов и появляется из – под снега)
Давайте, с него сдуем снег.
(Дети очень сильно дуют –речевое дыхание).
Дети подбегают к цветку и хотят его сорвать. Воспитатель останавливает.
Воспитатель: Подснежники рвать нельзя – они занесены в красную книгу. Ими можно только любоваться. Мы с вами вернемся в детский сад и нарисуем для мамочки такой красивый первый весенний цветок!
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Садимся в поезд, кто у нас самый первый... (дети образуют поезд и едут под фонограмму песенки "Веселые друзья")
Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Кого мы встретили в лесу? (ответы детей).
Правильно, ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, много говорили о ее признаках, встретили лесных жителей, узнали где они живут, как называются их детеныши и помогли им! Вы были очень внимательными и осторожными! думаю у нас с вами еще много путешествий впереди!!!