Автор: Макеенок Наталия Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: Ялта
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ялтинская средняя школа №4"
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Конспект урока. Литературное чтение С. Михалков "Котята"

 

Литературное чтение

Класс 1

Учитель Макеенок Наталия Александровна

Тема: С.В. Михалков "Котята"

Цели:

– познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова;

– развивать речь, память, логическое мышление, интерес к чтению, расширяя опыт самостоятельного чтения;

– совершенствовать навыки выразительного чтения;

– воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные: находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы,

Личностные:  проявлять положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим.

Регулятивные: планировать свои  действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников,  самостоятельно оценивать свои знания.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 Коммуникативные:     использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологические высказывания, выслушивать мнение партнёра, работая в паре или в группе, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: портрет С. Михалкова,  выставка книг, раздаточный материал,  «Песенку про котенка», словарь чувств

Ход урока:

   1. Организация начала урока

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Игра. «Азбука хороших слов».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В»  

2. Самоопределение

- Итак, в путь. Кто это?

Загадка.

В блюдце нет следов сметанки

Ни снаружи, ни с изнанки!

Какой «пушистик» это место

Языком натёр до блеска?                (Котёнок)
 

- Поднимите руку, у кого есть друг – котёнок?

- Какой он, опишите?

- За что вы любите его?

- А можно любить за что  то? Как нужно  любить?

- Главный герой нашего урока будет….

- Как нужно прочитать о  друге?

- Сможем на уроке…

- У нас получится…..

- А кто написал произведение о котятах?

- Продолжите ряд «Дядя ….»,   «А что у …», «Мой…..», «Зайка -…» (выставка книг)

- Кто объединяет все эти названия? (С. Михалков) (портрет)

- Значит, сегодня будем читать произведение……

3 Работа по теме

Чтобы красиво, правильно читать, в  начале работы продекламируем скороговорку

Мышка кошке  
Сшила сапожки.  
Кошка мышке 

Сшила штанишки

 

- Прочитайте с разной интонацией.

- Молодцы.

- Кто сшил кошке сапожки?

- Что сшила кошка мышке?

- Почему они друг другу сделали подарки?

Вот и ребята вам сделали подарки, подготовили сообщения о кошках.. Давайте их послушаем.  (  проектная работа)

Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по-разному.

В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала сама, ее хоронили, осыпая ее сухими мышками. Верили, что она живет в потустороннем мире.

В Европе кошку преследовали - думали, что в нее вселяется дьявол и она приносит в дом несчастье. Особенно не везло черным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье

На Руси кошку защищала Церковь. Она стоила столько же, сколько бык.

Кошка - обыкновенный зверек. У нее очень тонкий слух, она очень чистоплотна, часто умывается. Но слизывает кошка не только грязь, а собственный запах. Все кошки - охотники, они охотятся из засады. У них очень острое зрение. Кошки видят в темноте, помогают им усы. Ходят бесшумно, когти прячут в подушечки.

- Подберите близкие по значению слова к слову «котята».

- Почему животных называют братьями нашими меньшими?

-Как человек, каждый из нас, должен относиться к братьям нашим меньшим?

-Котята любят отдыхать, играть и мы тоже отдохнём.

4Физминутка

Выполним упражнение «Добрая кошечка». Спинку разогнули, лицо доброе, «мяу» - ласково. «Сердитая кошечка» - спинку округлили, лицо хмурое, «мяу» - сердито.

Киска на ребят глядит

Вот так, вот так!

(Повороты головы в стороны.)

Хвостиком она играет

Вот так, вот так!

5 Продолжение работы

Продолжим работу.

Откройте учебник на стр. 106 и прочитайте название стихотворение   С. В. Михалкова.

 - Рассмотрим иллюстрацию к стихотворениюЧто вы можете сказать о девочке на рисунке?

- Как вы думаете, почему девочка такая веселая?

- Познакомившись с произведением, мы узнаем, были ли вы правы в своем предположении.

- Понравилось вам произведение С.В. Михалкова?

-Какие чувства у вас  вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка улыбалась?

– О чём автор хочет рассказать ребятам?

- Сколько было котят? Как их звали? 

– Какими они были?

-Прочитайте описание каждого.

 - Почему ребята приглашали к себе гостей?

- Какого котенка вы выбрали бы себе? Почему?

Назовите пары слов, которые можно считать рифмой.

Выборочное чтение.

-Зачитайте, как назвали ребята котят.

- Описание котят.

-Что делают котята весь день.

- Загляните под парту, снимите  рисунок. Переверните мордочку котенка. Перед вами пример, который нужно решить. А после цепочкой зачитать пример и ответ.

- Что можете сказать об ответах первого и последнего примеров? Т. е. это какие примеры? (круговые примеры)

10 -5

6+2

8 -3

1 +6

2 +2

7 - 4

 9 - 9

3 + 1

7 2-

2 + 3

- Какие ассоциации возникают со словом «котята»?

Давайте отдохнем и послушаем «Песенку про котенка».

-   У вас на парте лежит словарик чувств, выберите слова, которые помогут охарактеризовать ваше настроение во время прослушивания песенки.

- Зачитайте слова из словарика чувств, которые вы выбрали.

-Продолжим наш путь,  разделимся на группы.

У вас на парте лежит пластилин. Каждой группе нужно вылепить одного  котенка,  корзинку и придумать небольшую историю, которая могла произойти с вашим героем.

- Давайте  проверим, что у вас получилось.

Молодцы. Вы хорошо поработали. Здорово получилось.

Используя слова, записанные на доске, придумайте свое  стихотворение

котята, мышата, пошли, зверята.

- Молодцы. Прекрасные стихотворения  получились.

- Подберите слова, характеризующие котят.

- В каких произведениях встречаются котята?

- Где в нашем городе можно увидеть героев сказок ? ( На Поляне сказок)

- Поднимите руки, кто бывал на Поляне сказок? С какими героями там встретились? Кто больше всего нравится? Почему?

-Как вы относитесь к любимому герою?

- Почему именно этих героев мы встречаем на Поляне сказок?

- Как человек должен относиться к братьям нашим меньшим? Почему?

- Как можно охарактеризовать людей, которые любят и заботятся о животных?

- Приятно ли общаться с такими людьми? Почему?

«Что такое человек без  зверей?  Если все звери исчезнут, человек осиротеет и

тоже погибнет, поскольку то, что случилось с животными, произойдет и с человеком».

- Как понимаете эту фразу?

- Почему могут исчезнуть животные?

- Что мы можем сделать, чтобы этого не произошло?

-Что вы делаете?

Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные, по отношению к людям. Любите и берегите их!

6 Рефлексия

 – Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось, понравилось?

– Какие сведения, полученные на уроке, пригодятся вам?

– Кто доволен своей работой?

КОТЯТА

-Подберите 2  имени существительных к этому слову

- 3 прилагательных

- 4 глагола

- Составьте 1 предложение со словом «котята».

Молодцы, вы хорошо поработали.  Скажите себе «Я - молодец».

Наш урок окончен.

7 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий