Автор: Голубова Юлия Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: село Вольное
Организация: МБОУ МО "Кошехабльский район" "СОШ№9" Республика Адыгея
Проект: Вне проекта

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

 

Нет ничего сильнее слова

Менандр  (древнегреческий драматург)

 

   Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку -  владение словом.

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить и правильно выражать свои мысли.

Современная жизнь требует от ученика   : свободного владения языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение  грамотно  высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Актуальность

     Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Работая над своей творческой темой,  на практике   столкнулась с противоречием -  между общим снижением уровня культуры речи учащихся  и  требованием общества в развитии речевой  грамотности .

Отсюда,  возникает  проблема : Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

Цель данной методической работы - формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом на уроках русского языка и литературы.

Для реализации поставленной цели определила  следующие задачи:


1) использовать  на уроках русского языка и литературы формы и методы, мотивирующие интерес к чтению и  развитию речи учащихся;

2) создать методическую копилку  тематического текстового материала

3) разработать способы практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

3) вовлечь во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявить одаренных в лингвистическом
отношении детей;

4) продолжить сотрудничество с педагогом – библиотекарем  с целью вовлечения обучающихся  в деятельность клуба «Читайка», а также  детской театральной студии.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.

Методы проекта: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика (обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование); обобщение полученных результатов; подведение итогов.

Основополагающие принципы проекта:

  • целостность
  • научность
  • модульность
  • системность
  • доступность

  Новизна

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения , использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных
методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока).
Опыт работы по теме «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» потребовал внести следующие изменения:

• корректирование  календарно-тематического планирования по русскому языку и литературе;

• анализ и освоение нового учебно-методического комплекта по русскому языку под редакцией  М.М.Разумовской  и П.А. Леканта, включение их опыта и рекомендаций в свою систему работы;

• углубление знаний учащихся по предмету через внеурочную деятельность;

• творческое комплексное применение известных педагогических технологий П.Я.Гальперина,  Л.С. Выготского;

• организация работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
Внесенные изменения являются одним из условий профессиональной успешности представленного опыта.

Прогнозирование результатов

•      повышение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы;

• прочное усвоение знаний по предметам,

  • повышение результативности обучения;

• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Гипотеза:  целенаправленное  и систематическое использование   разных видов  работ с текстом на уроках русского языка и литературы  способствует  формированию у обучающихся коммуникативной компетенции, что также   позволит им значительно повысить качество знаний по предметам.

Основная часть

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Согласно стратегии Н. Н. Сметанниковой, кандидата психологических наук, автора и разработчика стратегии подхода к обучению чтения. Основой является, алгоритм умственных действий и операций в работе с текстом. Разработанная стратегия чтения помогает лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохраняют и воспитывают культуру чтения.

И на помощь учителю приходит знакомый, отработанный годами, но от этого еще более эффективный способ – Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Тема моей работы соотносится также и с методической темой   школы «Формирование умений работы с текстом»

Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников — одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность  обучающегося  играет  основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности учителя. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний,  как в устной, так и в письменной речи.

   Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Для реализации творческой темы изучала труды И.И. Срезеневского и  П.Я.Гальперина.

Анализируя труды ученых лингвистов  я пришла к выводу,  о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.

И.И.Срезневский считал, что цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна.

Мне близка методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Согласно его теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов), для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее изученного материала.

 Наиболее результативными приемами и формами  при работе с текстом на уроках русского языка и литературы являются :

• комплексная работа с текстом;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• различные виды диктантов;

• работа с текстами-миниатюрами;

• составление синквейнов к тексту;

• коммуникативные и игровые ситуации.

Особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Считаю результативным следующий план анализа текста любого типа речи:
        1. Выразительное чтение текста.

        2. Словарная работа.

        3. Тема текста.

       4. Идея текста.

       5. Тип текста.

       6. Стиль текста.

       7. Выразительные средства речи и их роль.

Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока, которая состоит из следующих этапов:

• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

• планирование (школьники вникают в содержание и идею текста, размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);

• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);

• итоговая творческая работа.

Все это, в системе,  позволяет обобщить материалы в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, готовятся к выразительному чтению и т. п. Для меня важен не только результат, но и процесс работы учащихся.
Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
На всех видах данных уроков стремлюсь создать особую образовательную ситуацию, когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности.

Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий: технологий проблемного обучения,  технологии интегрированного обучения,  информационных технологий и  внеурочных форм организации деятельности.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность нестандартные виды уроков:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-игра.

Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Одна из важнейших функций языка коммуникативная. Поэтому,  понятно, что, осуществляя обучение детей русскому языку, литературе, словесности, учитель обязан различными способами развивать навыки грамотной устной и письменной речи, учить детей в различных жизненных ситуациях применять свои знания, умения и навыки.

Чтобы мотивировать такую работу на уроках создаю жизненные узнаваемые ситуации, которые близки и знакомы детям (инсценировки, деловые игры, исследования часто встречающихся в жизни предметов и их свойств).

В старших классах  организую диспуты, дискуссии, где обсуждаем  образы и поступки  литературных героев, показывающие взаимоотношения между людьми. Моя задача, как учителя  русского языка и литературы –  нужно правильно организовать на уроке ту речевую среду, которая поможет детям почувствовать гармонию и красоту русской речи.

 В процессе обучения русскому  языку необходимо обращать внимание и на речетворческое осмысление того или иного слова, глубина которого измеряется прежде всего значениями, представленными в различных лингвистических словарях и справочниках. Можно рассмотреть любое слово. Например, слово “звезда” во всем его многообразии значений: т. е. лексическое, этимологическое, символическое, мифологическое, ассоциативное, художественно-образное, т. е. поведение слова в художественном тексте.
Лексическое значение слова проверяется учащимися по толковому словарю.
Например: Звезда – 1. Небесное тело, видимое глазом как светящаяся точка.
               Утренняя звезда.
               В синем небе звезды блещут.
               В синем море волны хлещут.
(А. С. Пушкин)
               2. О выдающем человеке, знаменитости. (переносное значение)
                Звезда балета, звезда эстрады.
3. Геометрическая фигура с выступающими углами, а также  предмет, имеющий такую форму.
                Елочная звезда.
Фразеология.
Звезд с неба не хватает.
Звезда первой величины.
Восходящая звезда.
Родиться под счастливой звездой.
Путеводная звезда.

Этимологическое значение слова определяется по словарю.
Звезда – общеславянское … Образовано с помощью суффикса – да от сущ. gvoidъ, являющегося “звонким” дублетом слова kvoitъ (совр. свет.).
Художественное (образное) значение слова определяется в художественном тексте в процессе анализа. Например:

Задание.

Запишите стихотворение Н. Рубцова. Какое настроение передает поэт? Определите тему, основную мысль текста. Какие слова повторяются, как это связано с содержанием стихотворения? Подготовьтесь к выразительному чтению: для этого проанализируйте внимательно строение, пунктуационное оформление предложений, отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение, определите место коротких и более продолжительных пауз, обратите внимание на интонацию сложных предложений, восклицательного предложения.
Звезда полей
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью,
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним.
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

1. Выучите стихотворение наизусть, затем запишите его по памяти и сверьте запись.
2. Вспомните поэтические строки, в которых есть слово звезда. Почему оно в лирике Н. Рубцова является ключевым словом?
3. Вспомните стихотворения других поэтов (Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Ахматовой, Заболоцкого…), в которых встречается образ звезды. Понаблюдайте, в каком значении употребляется в этих текстах многозначное слово звезда. Подумайте, почему образы звезды, света, огня, противопоставленные образам тьмы, мрака, темноты, так часто встречаются в русской поэзии.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Системная работа  с текстом на уроках русского языка и литературы помогает обучающимся   успешно выполнить задания контрольно-измерительных материалов  в итоговой аттестации, а также  требования стандарта :

·        кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;

·        собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;

·        строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

·        составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

·        писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

·        писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

·        создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

Результативность работы

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• повышение  интеллектуального развития обучающихся, что позволяет  добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

  • Развитие  творческого подхода к решению учебных задач,
  • совершенствуется речевое развитие;

• повышается культурный уровень обучающихся, что помогает стать коммуникативной личностью.

Данная методическая разработка (или ее компоненты) были представлены на разных уровнях: опыт обсуждался на заседании ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ  учителей русского языка и литературы.

Периодически пополняются страницы персонального сайта методическими материалами. В рамках методики работы с текстом мною разработана программа элективного курса «От текста к творчеству».
Вышеизложенный опыт   работы с текстом  учителя русского языка и литературы  применим как на отдельно взятом уроке русского языка и литературы, так и в системе уроков  в средних и старших классах.

Заключение

 Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.

10 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий