Автор: Богус Сулима Абубакировна
Страна: Российская Федерация
Город: село Вольное
Организация: МБОУ МО "Кошехабльский район" "СОШ№9" Республика Адыгея
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

«Педагогический потенциал народной культуры в начальной школе»

 

Актуальность

Программа « Педагогический потенциал народной культуры» носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовать работу по ознакомлению учащихся с ведущими цен­ностными ориентациями в единстве и взаи­мосвязи учебной и внеучебной деятельности. Так, этнокультурный компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, это ду­ховная история России и Адыгеи; языковая культура, искусство.

Приоритетным в программе является чувственно-эмоцио­нальное проживание школьниками красоты родной земли, погружение в мир музы­кальной и художественной культуры, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего народа.

В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осу­ществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельнос­ти детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонациональ­ного и трудового города.

Необходимо организовать по­исково-исследовательскую деятельность уча­щихся, которая способствует формированию у детей отношения к познанию как к духов­но-нравственной потребности. Это отноше­ние выстраивается как открытие  умения чувствовать и размышлять во временной перс­пективе, утверждаясь в социуме.

        Модернизация образования совершенно не предполагает отказ от замечатель­ных достоинств и ценностей, характерных для  народной культуры. А поэтому задачу педагогов  мы видим в том, чтобы ненавязчиво, увле­ченно и потихонечку возвращать детей в русло истинной народной  культуры, с ее духовностью, соборностью, красотой и неизбывностью. И в этом смысле  национальная школа является замечательным хранителем, воспи­тателем и распространителем народной культуры, нацеленной на духовно – нравственное развитие личности.

        Новизна

Многие программы, нацеленные на возрож­дение народной  культуры, построены на «праздниках народного» календаря.  Такой подход может создать у детей представление о народной культуре как сплошном празднич­ном действе, зрелище, призванном только веселить и развлекать народ. Совершенно упускается при этом из виду, что реальная история народа связана, прежде всего, с многообразными видами трудовой деятельности, с повседневной, зачастую очень тяжелой, работой. Формирование у детей ценностного отношения семье, к честному повседневному труду как основе жиз­ненного благополучия - одна из наиболее актуальных задач современной педагогической деятельности.

Содержание программы

В качестве формы планирования воспитательной работы выбран план-сетка по месяцам по основным направлениям воспитательной рабо­ты, что позволяет своевременно корректировать проводимую работу, вписывать возникающие в течение года дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями.

Реальность педагогической действительности  заставила нас обратиться к пробле­ме формирования у детей ценностного отношения к отношению в семье, к честному повседневному труду, как основе жиз­ненного благополучия и проблеме формирования здорового образа жизни  воспитанников, как основопола­гающей проблеме воспитания.

Наша программа воспитательной деятельности выстраивается сту­пенчато, в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

С этой целью план воспитательной работы разделен по нескольким  направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи:

  • « Я и Отечество» - воспитание патриотизма, любви к Родине, ответственности и чувства справедливости; формирование мотивов к изучению истории своей страны, села. Использование педагогического потенциала русской народной культуры.(Работа по программе «Педагогический потенциал народной культуры»).
    • « Я и здоровый образ жизни ( ЗОЖ)» - привитие норм здорового образа жизни и  безопасного поведения, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

 ( Работа по программе « Школа – территория здоровья»).

    • « Я и природа» - воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к природным ресурсам и природе своего села.
    • « Я и семья» - формирование навыков взаимодействия семьи и школы, воспитание нравственных качеств характера ребенка.
    • « Мой мир знаний» - развитие мотивации к изучению учебных предметов, расширение кругозора учащихся.
    • « Я – человек»- всестороннее развитие личности ребенка, выявление и развитие его творческих и интеллектуальных способностей.
    • « Я познаю себя» - развитие умения общаться, дружить; воспитание дисциплинированности и взаимовыручки.
    •  « Я – Я» - помочь   почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность; помочь осознать    изменения, произошедшие при   переходе с дошкольного образования к школьному обучению; формиро­вать    умение высказывать свою      точку зрения  и  от­стаивать свое мнение; помочь осознать свою индивидуаль­ность в коллективе.
    •  « Я – другой» - формиро­вать навыки восприятия и   принятия мнений     и суждений сверстников. Учить умению  со­относить свои   жела­ния с воз­можностями других.  Развивать навыки владения­  си­туацией    с разных   по­зиций.
    • « Я – общество» - формиро­вать   нормы ролевого по­ведения. Готовить к взаимодей­ствию с раз­личными со­циальными институтами, группами   и организа­циями. Формиро­вать навыки группового взаимодей­ствия.
    •  « Я –  мир» - интел­лектуаль­ное  позна­ние мира. Понима­ние единст­ва мира че­рез   приня­тие  тезиса «Мы - со­граждане».

Данная программа обращена прежде всего к ребенку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.

       Для возрождения России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и станови­лись субъектами собственной жизнедеятель­ности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству.

Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву меж­этнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализи­руется значимость этнокультурного образо­вания, обеспечивающего духовно-нравствен­ное становление личности, формирования этнокультурной самоидентификации как не­обходимой составляющей ее мировоззрен­ческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

При разработке программы « Педагогический потенциал  народной культуры» был сделан упор следующие позиции:

  • Любые глобальные проблемы, с кото­рыми сталкивается общество, неизбежно ска­зываются и на состоянии образования. Сфера образования, не­сомненно, имеет самое непосредственное от­ношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые сегодня все более явственно дают о себе знать.
  • Человечество вступило в XXI век не только с выдающимися достижениями в науке и технике, литературе и искусстве, но и вместе с событиями, связанными с междуна­родным терроризмом, межнациональными и религиозными распрями, реальной опаснос­тью ядерного взаимоуничтожения, неспособ­ностью общества к анализу современных эт­ических конфликтов, их прогнозированию и управлению. Этнос — форма существования.      Потребность в возрождении духовно нравственных ценностей, единства и целост­ности Российского государства актуализирует  ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения  системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных тра­диций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального социума.

— Этнокультурное образование — целе­направленно организованный процесс фор­мирования у подрастающего поколения  позиции, обеспечивающей ему ориентацию и полноценное функционирова­ние в современном многонациональном соци­уме на основе общечеловеческих ценностей.

   Цель программы:

  • поиск новых педагогиче­ских технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности;
  • формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на духовно-нравственных традициях Оте­чества;
  • воспитание высоких духовных, нравственных, патриотических, эстетических и трудовых представле­ний у учащихся.

  Задачи:

  • духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение учащихся к истории и культуре Отечества;
  • знакомство с бытом, обычаями, традициями наших предков;
  • изучение   истории   Адыгеи и России,   ее   духовного   и   историко-культурного        наследия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • воспитание любви к ближнему и уважения к старшим;
  • воспитание культуры поведения;
  • создание дружного и сплоченного коллектива;
  • воспитание трудолюбия через конкретные дела.

 

Разрабатывая данную программу, мы исходили из того, что отстоять и приумно­жить ценности народной культуры, сохра­нить свою самобытность, приобрести разви­тое самосознание возможно только тогда, ког­да каждый с детства будет погружен в культу­ру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патрио­том своей  родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огром­ную культуру и постичь выдающиеся ценнос­ти мировой цивилизации.

В процессе отождествления ребенок ак­тивно принимает общественно выработанные ценности, способы деятельности, опыт чело­веческого бытия. С помощью механизма отождествления (идентификации) он входит в мир культуры, осваивает приемы, технологии использования этой культуры как средства са­моразвития, а следовательно, и последующе­го развития общества, деятельным членом ко­торого становится по мере своего взросления и приобретения самостоятельности. Именно эту функцию — самореализации, самоактуа­лизации человека — и обеспечивает меха­низм обособления. Благодаря ему развиваю­щаяся личность реализует свою насущную потребность — быть индивидуально пред­ставленным обществу в деятельности, обще­нии, в собственном образе жизни.

Оба указанных механизма, естественно, действуют в единстве. Они тесно взаимосвя­заны. Однако обособление человека может произойти только в том случае, если ему предшествует идентификация. Как известно, каждый человек отождествляет себя с опреде­ленным полом, профессией, национальнос­тью, культурой, многообразными социальны­ми ролями. Это происходит, как правило, на трех уровнях:

культурном (ценностная, духовная идентичность);

  • социальном (включенность в опреде­ленные социально-культурные институты — ролевая, статусная идентичность);
  • личностном, психологическом — спо­собность удерживать целостный образ своего «Я» на разных жизненных этапах.

Отсутствие идентичности становится ос­новной причиной душевных заболеваний чело­века и общества. Невозможность отождествить себя в социальном плане рождает внутриличностные конфликты, разрушает образ «Я».

Как известно, обретение идентичности (как на индивидуальном, так и на обществен­ном уровне) предполагает три вектора духов­ных усилий личности и общества в целом: воссоединение (или идентификация) со своей историей, прошлым; обретение идентичности в настоящем; видение своего будущего.

Идентичность с настоящим — это насы­щение актуального социально-культурного пространства образами современников, воп­лощающих лучшие нравственные качества отечественной культуры.

Идентификация с будущим предполагает его предварительное проектное видение в форме национальной идеи.

Приоритетным в программе является духовно – нравственное воспитание, чувственно-эмоцио­нальное проживание школьниками красоты родной земли, погружение в мир музы­кальной и художественной культуры, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего народа.

В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осу­ществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельнос­ти детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонациональ­ного и трудового города.

         Народная традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками слу­жившие основой воспитания и просвещения россиян.

Современная система образования должна стать главным фактором реа­лизации богатейшего духовно-нравственного потенциала народной традиционной культуры в целях восстановления лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психофизиологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально-культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.

       В наследовании детьми лучших духовно-нравственных ценностей и стереотипов поведения, характерных для народной  традиционной культуры, заключается, на мой взгляд, основное предназначение современного культурного образования.

Стереотип поведения  человека  выделяется в качестве одного из главных признаков любого этноса. Он рассматривается  как особый по­веденческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, когда потомство перенимает от родителей поведенческие стереотипы.

В каждой народности существуют определенные нормы, стереотипы взаи­моотношений между человеком и коллективом, а также сте­реотип поведения народа в ландшафтной среде. Таким образом, два типа связей «Человек - человек (коллектив)» и «Человек - природная среда» имеют в этносе устойчивый, определяемый традицией, характер. Соответст­венно, каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде, духовно-нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям.

      В современных моделях образования с этнокультурным компонентом необходимо сделать акцент на тех ценностях русской традиционной культу­ры( многие из которых очень созвучны с традициями и обычаями адыгского народа), которые наиболее актуальны для решения современных проблем об­щества и которые особенно важно передать современным российским де­тям. Среди них необходимо выделить:

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ

      Анализ материнства в культурно-историческом контексте показывает, что издревле на Руси мать являлась для ребенка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, ее колыбельные песни, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, выпеченный ее руками хлеб или вышитая скатерть, нормы от­ношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребенку огромную со­циальную информацию, в том числе - о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него образы - идеалы. Материнство иг­рало важнейшую роль в создании и трансляции культурных ценностей, яв­ляясь уникальным механизмом объединения природного (биологического, генетического) и социокультурного начал в наследовании традиций. С об­разом матери в русской культурной традиции ассоциируются такие качест­ва, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита.

          В русской православной традиции преклонение перед матерью и ма­теринством нашло отражение, как известно, в культе Богородицы, которая воспевается в богородичных песнопениях и к иконописному лику которой обращаются с молитвами.

В древнеславянской мифологии в образе богини-матери персонифи­цируется Земля как производящее начало. Культ славянской Матери-Сырой-Земли сблизился впоследствии с культом Богородицы.

 

ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ

            Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки по­черпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? А в старину был «Домострой», в котором содержались указания «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноваться и покоити их во всем». В «Домо­строе» создан образ-идеал семейной жизни того времени. Многое в «Домо­строе» неприемлемо в наши дни. Значит, надо подумать о других формах воспитания семьянина в лучших традициях отечественной культуры.

ЦЕННОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛИ, РОДИНЫ        

               Почитание родной земли - еще одна фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. В языческой Руси слово «Мать-земля» имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, бо­гиню, супругу «Хозяина небес». По древним поверьям, богиня-мать правит все­ми природными процессами, заставляет прорастать посеянные в почву семена, вселяет любовь во все живое, с ее помощью расцветают цветы и появляются плоды на деревьях. Нашим далеким предкам, обладавшим сильной интуицией, душа природы была гораздо ближе и понятней, чем нам. Жизнь в гармонии с природой, невыделение себя из мира природных явлений, требовало бережного отношения к природе, преклонения перед ней, а не безжалостной эксплуатации и разрушения природных ресурсов. То, что сегодня называют экологическим сознанием, было много веков назад одной из неотъемлемых основ древнеславянской культуры. Ее отзвуки слышны во многих произведениях русского клас­сического искусства – Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», И. Стравинский «Поцелуй земли» из балета «Весна священная», в стихах Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

   В народной  традиционной культуре, в народном творчестве и классиче­ском искусстве отношения человека к земле проявлялись в значимости, по­четности земледельческого труда (воспевание землепашца) и ратного тру­да по защите своей родной земли (прославление богатырей).

 

ЦЕННОСТЬ ТРУДА 

    Многие программы, образовательные модели, нацеленные на возрож­дение русской традиционной культуры, построены на праздниках народного» календаря. Дети живут от одного народного праздника до другого, и каждый праздник, по замыслу педагогов, должны «проживать». Такой подход может создать у детей представление о русской культуре как сплошном празднич­ном действе, зрелище, призванном только веселить и развлекать народ. Совершенно упускается при этом из виду, что реальная история народа связана, прежде всего, с многообразными видами трудовой деятельности, с повседневной, зачастую очень тяжелой, работой. Формирование у детей ценностного отношения к честному повседневному труду как основе жиз­ненного благополучия - одна из наиболее актуальных задач современной педагогической деятельности.

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

     Как известно, человек есть единство природного (биологического) и ду­ховного начал. Его духовно-нравственное здоровье определенным образом связано с физическим. Издревле известны целительные свойства колокольных звонов, духовной музыки, оп­ределенных сакральных видов фольклора. Целительное влияние на детей имеет и игра на народных деревянных духо­вых инструментах (дудке, свистульках). В  традиционной культуре сложились прекрасные образы-идеалы человека, которые могут стать основой воспитания современных мальчиков и девочек. Русская краса­вица, адыгейский богатырь, добрый молодец - эти образы запечатлены в  народных сказках, на прекрасных полотнах  художников (вспом­ним, например, «Богатырей», «Аленушку» В. Васнецова), в операх М.И. Глин­ки, Н.А. Римского-Корсакова и других  композиторов.

О воспитании патриотизма и интернационализма  народной культурой.

        Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей, задача воспитания, говоря простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача педагогики.

      В погоне за сиюминутными требованиями культурные традиции, опыт предшествующих поколений кому-то представляется чем-то необязатель­ным, ненужным. А ведь именно традиции и опыт позволяли человечеству выживать и развиваться в течение тысяч и тысяч лет. Именно традиция со­храняла лучшее из накопленного человечеством культурного багажа, от­браковывая все случайное, не оправдавшее себя, не выдержавшее испыта­ния временем.

       Все вышеизложенное относится и к традициям воспитания. Наши мудрые предки понимали: выживет лишь тот человек (и тот народ), который умеет существовать в гармонии с окружающим миром. Жизнеспособен тот, кто нашел на земле свое место и свое дело. Жизнеспо­собен тот, кто умеет найти общий язык («поладить») с окружающим миром - и в природе, и в социуме. Жизнеспособен тот, кто оставит после себя на земле здоровое, сильное и хорошо обученное потомство.

     Благоговейное отношение к родной земле и жившим на ней предкам лежало в основе традиционной культуры любого народа земли. Красота и поэзия родной природы, любовь к матушке-земле отражались в символике жилища, одежды, предметов быта, красной нитью проходили через народ­ное художественное творчество.

      В традиционных социумах миф, сказка, пословица являлись мощным воспитательным средством, западая с ранних лет в душу ребенка как муд­рое назидание и непреложный закон. Пример старших служил образцом и закреплялся в сознании подрастающего поколения как норма поведения.

    Но сокровищница народной культуры и народной педагогики открыта для нас и сегодня. Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой.

 Программа «Педагогический потенциал народной культуры» носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовать работу по ознакомлению учащихся с ведущими цен­ностными ориентациями в единстве и взаи­мосвязи учебной и внеучебной деятельности. Так, этнокультурный компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, это ду­ховная история России и Адыгеи; языковая культура, искусство.

Реализация этнокультурного компонента осуществляется через:

  • интеграцию тем, разделов, модулей в предметы федерального  и регионального компонента;
  • факультативные курсы по выбору уча­щихся;
  • дополнительное образование;

•                 традиционные мероприятия.


Интеграция тем, разделов, модулей в предметы федерального компонента

На уроках чтения учащиеся постигают основы творчества  народов России и Адыгеи, изу­чают произведения писателей. Программа преподавание изобразительно­го искусства, ориентирована на освоение ху­дожественной деятельности через развитие восприятия и чувственного познания детей, воспитание интереса и уважения к нацио­нальным культурным традициям. На уроках  трудового обучения учащиеся получают не только информацию о развитии народных промыслов, но и сами приобщают­ся к изготовлению традиционной бытовой утвари. Девочки знакомятся с  на­родной кухней.

                 Факультативные курсы по выбору учащихся

Учащиеся, желающие расширить свой кругозор, познакомиться с народными праздниками, обрядами, традициями, глубже изучить историю, стилистически особенности русской речи, приобщиться к истокам народного слова, продолжают образование на факультативных занятиях:

                    Дополнительное образование

Включает в себя познавательную и исследовательскую, творческую деятельность школьных кружках посредством приобщения к национальному искусству, прикладному народному творчеству, изучения обычаев и традиций народов России.

                     Традиционные мероприятия

Культурная среда школы — основа формирования человека. Содержание воспитательной работы направлено на возрождение  национальной культуры, на создание среды, обеспечивающей социально - коммуникативную и духовную атмосферу, в которой учащиеся смогут выстроить адекватный образ своего национально-культурного «Я», чтобы потом ощутить свое призвание и ответственность перед историей, настоящим и будущим своей страны, чтобы органично интегрироваться в «мир» национальной куль­туры, в современную цивилизацию.

Зарождение  таких  традиций способствует развитию у детей интереса к истокам российской истории, культуры и на­родному творчеству; воспитанию чувства патриотизма, гражданственности.

В процессе становления системы этно­культурного образования мы, конечно, было учтено, что школа не изолирована от окружающе­го ее социокультурного пространства села, влияния семьи и улицы на становление под­растающего поколения из-за чего данный процесс не может быть рассмотрен без взаи­модействия с социокультурной средой села,  родителями ребенка.

Изучая народную культуру, дети приобщаются как к творчеству ума и души, так и к «рукомеслу».

 Младшие школьники с интересом  будут знакомиться с жизнью, бытом и тра­дициями прадедов, «играть» народные праздники, погружаться в атмосфе­ру той или иной эпохи, «проживать» на уроках путь развития человечества, активно заниматься «ремеслом». Через сказку, миф, игру дети будут приобща­ться к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков. Интерес ведет к осознанию, осознание формирует личность, раскрывает творческий потенциал ребенка.

       Дети будут сочинять сказки, герои которых совершают поступки, направлен­ные на процветание родной земли и ее жителей. А всегда есть возможность того, что  сказка превра­тится в притчу, предупреждающую об опасности вражды.

      Детская мудрость поражает. Обсуждая храбрость и мужество героев народного эпоса на уроках литературного чтения, ребята всегда замечают, что, защищая с оружием в руках «вдов, сирот да малых детушек» на своей земле, герои не пытаются, раз­махивая мечом, наводить порядок на землях чужих.

         Конечно, на уроках учитель обращается не только  к традициям русской культуры, хотя подавляющее большинство детей – русские, но и достойное место занимают традиции культуры адыгов. Ведь изучая особенности традиционного русского жилища - избы, школьники узнают много нового и об особенностях жилищ других народов. Что общего? А в чем различие? Почему? Дети принимают активное участие в обсуждении проблемы общечеловеческого и национального в этнокультуре, приходя к неизбежному выводу: в традиции  любого народа не может быть плохого, а лишь полезное и закономерное.

В услови­ях МОУ СОШ  № 9 уже стало традиционным про­ведение народных обрядовых праздников (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Укладывание ребенка в колыбель и т.д.), коллективных творческих дел («Мы живем в Адыгее.», «Люби и знай свой край»).

Уроки народной культуры проходят на классных часах, родительских собраниях, но этого недостаточно!

    Используя богатейший опыт народной педагогики, школа одновремен­но может  решать задачи патриотического, интернационального и духовно нравственного воспитания, развивать интеллект и творческий потенциал учащихся, формировать экологическую культуру и способствовать утверждению в сознании ребенка места своего «я» в системе «семья - род - народ - че­ловечество».

Условия для реализации программы:

- кабинет, оснащенный мультимедиа;

- иллюстративный материал: альбомы, книги по искусству, карты;

- учебные пособия, журналы, статьи по вопросам воспитания, по куль­туре Отечества, народным праздникам и обычаям;

- пособия по архитектурному моделированию, изготовлению поделок;

 - встречи со специалистами-учеными, работающими над традиционны­ми формами воспитания;

-тесный контакт с родительским комитетом;

- средства для проведения экскурсий в музеи, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея;

 - возможность размножения раздаточного материала для организации работы с детьми и родителями;

 - нахождение спонсоров для пополнения кабинета экспонатами.

Развитие творческого потенциала личности школьника

через систему воспитательной работы

 

Задачи:

  1. Саморазвитие личности.
  2. Осознание своего  места среди других детей.
  3. Понимание своего места в мире.

1 блок – « Я – Я»:

Задачи:

  1. Помочь   почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность.
  2. Помочь осознать    изменения, произошедшие при   переходе с дошкольного образования к школьному обучению.
  3. Формиро­вать    умение высказывать свою      точку зрения  и  от­стаивать свое мнение.

4. Помочь осознать свою индивидуаль­ность в коллективе.

        2 блок « Я – другой»:

Задачи:

1. Формиро­вать навыки восприятия и   принятия мнений     и суждений сверстников.

  1. Учить умению  со­относить свои   жела­ния с воз­можностями других.

3. Развивать навыки владения­  си­туацией    с разных   по­зиций

             3 блок « Я – общество»:

Задачи:

  1. Формиро­вать   нормы ролевого по­ведения.
  2. Готовить к взаимодей­ствию с раз­личными со­циальными институтами, группами   и организа­циями.

3. Формиро­вать навыки группового взаимодей­ствия.

   4 блок « Я –  мир»:

Задачи:

  1. Интел­лектуаль­ное  позна­ние мира.
  2. Понима­ние единст­ва мира че­рез   приня­тие  тезиса «Мы - со­граждане».

 

                5 блок « Я познаю себя»:

Задачи:

  1. Повышение уровня ответ­ственности, самооргани­зации и само­контроля.

2. Развитие способности, которая     по­зволяет   уве­ренно     себя чувствовать, решать   про­блемы,    принимать реше­ния, общаться с людьми, ор­ганизовывать их,  достигать эффективно­сти и продук­тивности     в деятельности.

 

  1.  блок « Я и Отечество» -

 Задачи:

1.Воспитание патриотизма, любви к Родине, ответственности и чувства справедливости; 2. Формирование мотивов к изучению истории своей страны, обычаев, традиций села.

  1. блок « Я и здоровый образ жизни ( ЗОЖ)»

Задачи:

  1. Привитие норм здорового образа жизни и  безопасного поведения;
  2.  Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
  1. блок « Я и природа»

Задачи:

  1. Воспитание экологической культуры учащихся;
  2.  Бережного отношения к природным ресурсам и природе своего села.
  1. блок « Я и семья»

Задачи:

  1. Формирование навыков взаимодействия семьи и школы;
  2.  Воспитание нравственных качеств характера ребенка.
  1. блок « Я и мой мир знаний»

Задачи:

  1. Развитие мотивации к изучению учебных предметов;
  2.  Расширение кругозора учащихся.
  1. блок « Я – человек»

Задачи:

 1. Всестороннее развитие личности ребенка, выявление и развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

  1. блок « Я познаю себя»

Задачи:

  1. Развитие умения общаться, дружить;
  2.  Воспитание дисциплинированности и взаимовыручки.

 

Результаты

           Что же дает такая работа?

Постепенный и планомерный переход от од­ного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющем­ся мире. Хочется надеяться, что эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои по­ступки, научится организовывать себя и других и принимать решения.

 

 

 

16 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий