Автор: Малиновская Оксана Аркадьевна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Донецк
Организация: МБОУ "Школа №83 имени Г.И. Баланова г. Донецк"
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Брейн-ринг «В мире русского языка и литературы»

 

   

Класс: 6 - А

Предмет: внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

Цели занятия:

образовательная:

расширить и углубить знания учащихся по русскому языку и литературе;

развивающая:

активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать память,

сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;

воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.

Оборудование: высказывания писателей о русском языке и литературе; конверты с

заданиями; грамоты для команд; презентация, музыка, оценивающие таблички для жюри;

названия команд.

Время – 40 мин.

Фразы великих людей о великом русском языке

•          Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой. А. Н. Толстой

•          Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык. М. Горький

•          Чтение – вот лучшее учение! А. С. Пушкин

•          Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как

 драгоценные камни излучают таинственный блеск… К. Г. Паустовский

Подготовка: командам придумать девизы, связанные с русским языком и литературой;

 выбрать капитана.

Ход мероприятия

Учитель                                                                                                             Слайд №1

Здравствуйте, ребята, в нашем кабинете собрались любители русского языка и литературы.     

 (звучит музыка)                                                                                                 

Много лет назад, по словам великого русского писателя Л. Н. Толстого, «Русский народ

создал русский язык — яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела,

певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».                                  Слайд№2

                            Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой. Ему

посвящено много красивых строк, и сегодня наш конкурс посвящён русскому языку.

Учитель:

Итак, мы начинаем!

Команды готовы,

Жюри в ожидании,

Призы заготовлены —

Начинаем состязание!

Учитель: сейчас я хочу напомнить о правилах игры. Послушайте, пожалуйста и не

нарушайте их.  

Правила игры:

 - слушать внимательно

- не выкрикивать

- не перебивать друг друга.

Учитель: Ребята, Вам было дано опережающее домашнее задание. Напомните мне, что

нужно было сделать? 

 Домашнее задание командам: придумать девиз;

(Игроки выбирают капитана команды.  Представляют команды и говорят, свой девиз

команды.)

Учитель: и так слово первой команде, а жюри оценит ваше представление

  1. Представление команд

ЯЗЫКОВЕДЫ

Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет - нас спроси!

ЛИТЕРАТОРЫ

  • Кто читает книги, тот «из высшей лиги»

Учитель: Начинаем нашу игру!                                                    

Учитель: Молодцы! А теперь, мы приступим к более сложным заданиям.

КОНКУРС №1                                                                                                      Слайд №3

Орфоэпия и Лексика. 

Беседа

- Что изучает орфоэпия?

- Что изучает лексика?

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд.                                                                Слайд №4

Прочитайте определение и сравните, правильно ли вы ответили. 

Расставить ударения в словах, а также нужно записать и определить лексическое

 значение слова!                                             

Задание № 1. Перед вами конверты. Откройте конверт с №1. Прочитайте задание.

Выполните задание письменно.

Даны слова, в которых необходимо правильно расставить ударения и объяснить значения

слов. (за каждый правильны ответ 1 б)

Свёкла – растение, корнеплод которого употребляются в пищу

Щавель - травянистое растение

Грушевый  - приготовленный из груш.

Статуя - скульптурное изображение человека или животного

Жалюзи – оконные шторы из деревянных пластинок, скрепленных шнурами.

Алфавит – совокупность букв, расположенных в определенном порядке. 

Творог - пищевой продукт, получаемый из молока 

Крапива - растение с жгучими волосками на листьях и стеблях

Подсчёт результатов, оглашение баллов

Учитель: Пока жюри справляются с подсчётом результатов, мы с вами вспомним, что вы

учили по литературе о пословицах.

- Что такое пословица?

Учитель: А сейчас посмотрите на слад.                                                                     Слайд №5

Прочитайте в слух определение о пословице? (Благодарю)

Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться

пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

СЛОВО ЖЮРИ

 (Благодарю жюри за баллы)

КОНКУРС №2

 “БЕЗ ПОСЛОВИЦЫ НЕ ПРОЖИВЕШЬ”                                                       Слайд №6

Учитель: приступим к следующему заданию, откройте конверт№2.

-  Прочитайте задание вслух? 

Задание№2: соберите пословицу и объясните значение её

  • Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда

(если ты чего-то хочешь, то одного желания очень мало, надо обязательно что-то для

этого сделать)

  • Кто рано встает, тому Бог дает

 (человек, который рано встает, успевает больше сделать за день)

УЧИТЕЛЬ: хорошо, умнички

Подсчёт результатов, оглашение баллов

УЧИТЕЛЬ: А нас с вами ждёт следующий интересный конкурс

   КОНКУРС №3

Синтаксис                                                                                                               Слайд №7

 В конверте№3 прочитайте задание.                                                        

 Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1 балл.

Ответы: 1,3,5

  1. Мальчики и девочки катались.
  2. Зима весело танцевала.
  3. Москва – это столица.
  4. Давно угомонился и замолк птичий гомон.
  5. Маша, беги!

- Капитаны ответы своих команд отнесите жюри.

  Подсчёт результатов, оглашение баллов

Учитель: Молодцы!                                                                

ФИЗМИНУТКА                                                                                                 Слайд №8

А теперь немного отдохнём и физминутку проведём.

 Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше .

Учитель: и так сели за свои места. Продолжаем нашу игру.

Конкурс № 4 «Блиц-опрос»                                                                            Слайд №9

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете - 1 балл

- Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?», «чей?», «который?».

(Прилагательное).

- Назовите член предложения, который отвечает на вопрос «что делает предмет?», «каков

предмет?», «каков он?». (Сказуемое).

- Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь)

- Назовите вопросы родительного падежа. («Кого?», «чего?»)

- Чем все сказки очень похожи друг на друга? (побеждает ДОБРО)

- Какой знаменитый автор написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

-  Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Сказочную шапку-невидимку)

- Что есть в каждой басне? (мораль)

- На какие роды делятся все произведения? (Эпос, лирика, драма)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы!

  Подсчёт результатов, оглашение баллов

Конкурс №5 «Угадай героя произведения»                                                      Слайд №10

 Учитель: пришло время посмотреть в конверт №5. За правильное выполнение задания

команды получают 3 балла, прочитайте задание.

ЗАДАНИЕ № 5 Соберите картинку, назовите название произведения, персонажа,

изображённого на ней, автора произведения.                                                      Слайд №11

           Рис. 1.

Ответ: 1- Толстый и тонкий» А. П. Чехов

            2- «Алые паруса» повесть – феерии А. С. Грина

Конкурс №6 «Отгадай слова»                                                                             Слайд № 12

Команда «Языковеды»

Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок — Вмиг придумал… (Заголовок)

Рифмы подбираем,

Ищем вдохновение,

Дружно сочиняем

Мы... (стихотворение)

Команда «Литераторы»

На словесном склоне кони.

Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова.)
 

Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)

Учитель: Молодцы, жюри подсчитают баллы. А мы с вами продолжаем игру. У нас

остался последний конверт. Интересно, какое там задание. Почитайте его.

Конкурс №7                                                                                                          Слайд №13

Следующий конкурс называется «Театрализация и инсценировка»

Задание№7 инсценировка отрывка произведения

1 команда                                                                                                                 Слайд №14

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

— Здорово, парнище!

— «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?

— «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

Учитель: Ребята, узнали произведение?

- кто автор, назовите название?    (Николай Некрасов, «Крестьянские дети»)

Отрывок выбран неслучайно, т.к. в этом году отмечали 200 лет со дня рождения Николая

Некрасова.                                                                                                                  Слайд №15

          Рис.1.2.

Команда №2

А что у вас

(С. Михалков)

 

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

— A y меня в кармане гвоздь.

А у вас?

— А у нас сегодня гость.

А у вас?

— А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.

— А у нас на кухне газ.

А у вас?

— А у. нас водопровод.

Вот.

— А из нашего окна

Площадь Красная видна.

А из вашего окошка

Только улица немножко.

— Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презелёный красный шар.

А у нас огонь погас —

Это раз.

Грузовик привёз дрова —

Это два.

А в-четвёртых, наша мама

Отправляется в полёт,

Потому что наша мама

Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

— Мама — лётчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама — милиционер.

А у Толи и у Веры

Обе мамы — инженеры.

А у Лёвы мама — повар.

Мама — лётчик?

Что ж такого!

— Всех важней, — сказала Ната,

Мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

— Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты —

Это очень хорошо.

Повар делает компоты —

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

  

 

                        Рис.1.3.

Учитель: Молодцы ребята, ваше мастерство жюри оценит. Валерий Михайлович

 

Воскобойников – поэт, который много написал стихотворений для ребят. С ними вы

 

можете поближе познакомится в школьной библиотеке.

 

Вы все молодцы, старались командой отвечать правильно. Поэтому награды 

 

Вас ждут. 

Подведение результатов игры

Пока подсчитываются баллы мы посмотрим Видеоролик о русском языке.        Слайд №16

 

Учитель:

- Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык.

- Он твой наставник, могучий, великий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!!!

Учитель                                                                                                                       Слайд№17

- Наша игра подходит к концу. Пора объявить победителя.

Слово жюри

НАГРАЖДЕНИЕ

 

 

 

Список литературы

 

1.Волопьярова Г. А. Литературные олимпиады.  М.: Творческий центр,2019

 

2.Литература 6класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных

 

учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2016.

 

3.Литературный справочник: Большой справочник для школьников. / Э.Л.Безносов,

 

Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 2021.

 

4. Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» авторский сборник. М.: Детская литература,

 

2019 г. Серия: Книга за книгой. Тираж: 2000000 экз.

 

5.Полонецкая Л.З., Галкина Г.В. Занимательные задания по русскому языку. 5–9 классы.

 

– М.: ВАКО, 2020. – 160 с.

6.С.Михалков  « ФОМА»,М: Детская литература, 2020 г. Серия: Книга за книгой. Тираж: 2000000 экз.

 

9 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий