Автор: Сухоносова Рамиля Ринадовна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Горловка
Организация: МБОУ г.Горловки "Лицей № 47 "Старт"
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Праздник для учащихся 1-4 классов посвященный 110 - летию со дня рождения С. В. Михалкова

 

Цели:

 - расширять знания   детей о творчестве С. В. Михалкова;

- развивать навыки сознательного чтения;  зрительное и слуховое внимание, память и речь детей;

- воспитывать интерес к творчеству С. В. Михалкова, к его произведениям, любовь к чтению.

                                                         ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Под музыку  « Песенка друзей» дети заходят в зал и  рассаживаются.  

Учитель: ребята, кто знает автора « Песенки друзей». (Сергей Владимирович Михалков)

 На   сцене стоит ребенок  с телефоном

 Ребенок: Нам поставили сегодня телефон

                И сказали: «Аппарат у вас включен!»

                Я могу по телефону с этих пор

                С кем хочу вести из дома разговор.

 Берет телефонную трубку.

                 Я сажусь, снимаю трубку с рычажка,

                Дожидаюсь непрерывного гудка,

                И, волнуясь, начинаю набирать

                Номер «восемь - сорок восемь - двадцать пять».

 Из-за сцены:

               «Вам кого?»

 Ребенок: Попросите дядю Степу!

 Из-за сцены:

                «Нет его! Он ушел на праздник в школу.

                Михалкову - юбилей».

            Учитель: Добрый день, дорогие гости,  взрослые и дети. Действительно, 13 марта, у Сергея Владимировича Михалкова юбилейный день рождения. И если бы он был жив, ему исполнилось бы 110 лет.

День рождения - это всегда праздник.

 - Посмотрите на экран. На этой фотографии Сергей Владимирович Михалков.

      Сегодня я познакомлю вас, ребята, с творчеством  юбиляра, хотя признаться, слово «познакомлю» здесь не очень подходит. Ведь и взрослые и ребята уже знакомы с его стихами, сказками и другими произведениями. Так что, скорее всего я немного добавлю сведений в вашу копилку знаний о С. В. Михалкове.

            13 марта 1913 года в Москве в семье учёного птицевода родился Сергей Владимирович Михалков. Отец, Владимир Александрович, имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать, Ольга Михайловна, была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, а в обычную школу пошёл учиться в 4-й класс. С 10 лет начал сочинять стихи. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. Даже сказку  «Три поросёнка» на русский язык первым пересказал Михалков. А, кажется, что она существует вечно…

             Если бы собрать воедино всё, что он написал, то его бы книги заполнили большую книжную полку. Вот и на нашей книжной полке представлено несколько книг.

            Стихи Михалкова такие радостные, сердечные, лукавые, шутливые. Вот  как писатель  говорит о себе: « Иногда мне кажется, что я ничем не отличаюсь от вас, мои юные друзья,- так мне хочется поозорничать и подурачиться, попрыгать на одной ноге или погонять во дворе мяч. Может быть, поэтому я пишу весёлые стихи для детей?»

              Поиграем-угадаем!

 

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?... (Индюк )

Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или … кто? (Собака)

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает,  как…  (Кошка)

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, там – опята.
Ну а это, на полянке,
Ядовитые … (Поганки)

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами.
И сказали: «Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите.  
Обожаем поваров!
Ненавидим…» (Докторов)

То, что я сказал вам, - тайна.
Догадались вы случайно.
Это был большой секрет…
Но от вас секретов нет!

 

            А теперь совершим небольшое путешествие по страницам произведений Михалкова, вспомним, о чём он пишет.

 Выбегают 2 мальчика и читают хором отрывок из стихотворения « Мы с приятелем»…

                                               Мы с приятелем

Мы с приятелем вдвоём                                     Мы живём в одной квартире,

Замечательно живём!                                         Все соседи знают нас,

Мы такие с ним друзья –                                    Только мне звонить – четыре,          

Куда он,                                                                    А ему – двенадцать раз.

Туда и я!

 

Мы имеем по карманам:

Две резинки,

Два крючка,

Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,

Два тяжёлых пятачка.

            Учитель:  Молодцы!  Сергей Михалков способен по-детски удивляться жизни и заражать своей радостью детей. Он похож на человека, охваченного безудержным желанием немедленно рассказать другим обо всём, что интересно ему самому. Он всегда говорит о главном. О дружбе и доброте. О любви к жизни, к человеку, к миру, Родине. Много у  С. Михалкова    произведений, которые нельзя читать без улыбки.      

              Учитель: Послушаем еще несколько стихотворений С. В. Михалкова. Подумайте, ребята, какие черты характера своих героев показывает С. Михалков. Они могут быть как положительные, так и отрицательные: трусость, лень, хвастовство, честность, трудолюбие.

                                        Прививка.

- На прививку, первый класс!                                     У меня стальные нервы

- Вы слыхали? Это нас!..                                              Или вовсе нервов нет!

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!                                                    Если только кто бы знал бы,

Ну, подумаешь, укол!                                                    Что билеты на футбол

Укололи и – пошёл…                                                       Я охотно променял бы                                                                                                            

Это только трус боится                                                  На добавочный укол.

На укол идти к врачу.                                                   На прививку! Первый класс!      

Лично я при виде шприца                                           - Вы слыхали? Это нас!..   

Улыбаюсь и шучу.                                                            Почему я стал у стенки?                                                                                                                                                      

Я вхожу один из первых                                                 меня дрожат коленки.       

В медицинский кабинет.                                                                             

 Дети: Трусость.                                                             

Бараны

 

По крутой тропинке горной                                             Помотал один рогами,

Шёл домой барашек чёрный                                         Уперся другой ногами…    

И на мостике горбатом                                                      Как рогами не крути,

Повстречался с чёрным братом.                                      А вдвоём нельзя пройти.

И сказал барашек белый:                                                   Сверху солнышко печёт.

« Братец, вот какое дело:                                                    А внизу река течёт.

Здесь вдвоём нельзя пройти                                             В этой речке утром рано

Ты стоишь мне на пути».                                                     Утонули два барана.                               

Чёрный брат ответил: « Ме-е,          

Ты в своём, баран, уме?                     

Пусть мои отсохнут ноги

Не сойду с твоей дороги.

 

Дети:  Упрямство.

                                                        Фома

В одном переулке                                                 Мороз.

Стояли дома.                                                          Надевают ребята коньки.

В одном из домов                                                 Прохожие подняли воротники.

Жил упрямый Фома.                                             Фоме говорят:

                                                                                    - Наступила зима.-

Ни дома, ни в школе,                                             В трусах             

Нигде никому –                                                       На прогулку выходит Фома.

Не верил упрямый Фома

Ничему.                                                                     Идёт в зоопарке

                                                                                    С экскурсией он.      

На улицах слякоть,                                                 - Смотрите, ему говорят,-

И дождик,                                                                 Это слон.

И град.                                                                       И снова не верит Фома:

 - Наденьте галоши, -                                             - Это ложь.                        

Ему говорят.                                                             Совсем этот слон

                                                                                    На слона не похож.

- Неправда,-

Не верит Фома,-                                                    Ребята, найдите такого Фому          

Это ложь…-                                                             И эти стихи прочитайте ему.

И прямо по лужам

Идёт без галош.

            Учитель: Ребята, как называется человек, который пишет басни?

Дети: Баснописец.

             Учитель: С.В. Михалков тоже писал басни. Им написано более двухсот басен.

                          Басня славится моралью,

                          Не ленись, запоминай,

                          Всё, чему она научит

                          Ты себе на ус мотай.

            В баснях Сергей Владимирович высмеивает зазнайство, лень, жадность, подхалимство и другое, что есть в людях очень плохое. Давайте посмотрим.  

(Сценка)                         

Басня «Услужливый»

Автор:   Устал Лось бродить по лесу, захотел отдохнуть.

Лось:  Заяц, сделай одолжение, разбуди меня через полчасика.

Автор:  Засуетился Заяц: сам Лось об одолжении попросил.

Заяц:  Спи, спи, обязательно разбужу. Может, тебе сена подстелить?

Лось:  Спасибо, не надо.

Заяц:  Как не надо? На сене-то мягче спать.

Лось:  Ладно, ладно! Я спать хочу!

Заяц: Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалёку. Я мигом сбегаю.

Лось:  Да не надо, не надо! Я спать хочу!

Заяц:  Спи, спи. Хочешь, я тебе сказку расскажу? Скорее уснёшь.

Лось:  Да нет же, спасибо. Я и так усну.

Заяц: А может, тебе рога мешают?

Автор: Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.

Заяц:  Куда же ты? Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

Учитель: Какой же недостаток высмеивается в басне?

Дети: надоедливость, назойливость.

 

           Учитель:  Во время Великой Отечественной войны С. В. Михалков был призван на фронт, в качестве военного корреспондента. Был контужен. Он писал о войне, о тяжёлых боях, наступлении, о подвигах. Но не забывал и своего маленького читателя. Написал для малышей и ребят школьного возраста стихи: « Быль для детей», « Карта», « Мать».              

        Ученик:   Чтение стихотворения « Почётный пассажир».

В армейской шинели,                                               Таким пассажирам,

В армейской ушанке,                                                В таком положенье,

Вагона он ждёт                                                           Повсюду вниманье, 

На трамвайной стоянке.                                           Везде уваженье!    

 

Он входит с передней                                              Он орден имеет

Площадки трамвая,                                                   Под серой шинелью,

На правую ногу                                                           Он ранен под Вязьмой 

Немного хромая.                                                        Немецкой шрапнелью.   

 

Таких пассажиров                                                      Бесстрашный участник

В трамвае немного,                                                   Большого сраженья,

И люди ему                                                                Он вывел товарищей

Уступают дорогу.                                                      Из окруженья.                      

                                                                                      Боец-пулемётчик

                                                                                      Стрелкового взвода,

                                                                                      Большое спасибо 

                                                                                      Тебе от народа.

        Учитель: За свою долгую жизнь С. В. Михалков получил много наград и званий. Но среди них есть такой редкий, как Орден Улыбки. Вот как говорил Михалков об этом ордене: « Орден улыбки. Я им очень горжусь. Его вручали мне в Центральном детском театре – на подносе с розой и кубком, а в нём лимонный сок. Президент Ордена сказал: « Пейте Михалков, посмотрим, как будет себя вести Кавалер Ордена Улыбки. Я выпил кубок залпом. Рот до ушей и тут же экспромтом продекламировал:   

     Нет, вы не сделали ошибки,              Я буду с Орденом Улыбки

     Что присудили орден мне.                 Трудиться для людей вдвойне».

 

     Учитель: Что ж, Сергей Михалков сдержал своё слово.

 

     А теперь давайте разгадаем кроссворд о животных.

 

 

Б

А

Р

С

У

К

 

 

Щ

Е

Н

О

К

 

П

О

П

У

Г

А

Й

 

 

 

 

Ч

Е

Р

Е

П

А

Ш

К

А

 

С

О

М

 

С

К

В

О

Р

Е

Ц

 

 

Д

Я

Т

Е

Л

 

 

                                                          

1.    У зверя на морде две тёмных полоски,

       Живёт он в лесу, где дубы и берёзки,

       А чтобы у зверя в норе было чище

       Меняет он часто подстилку в жилище (Барсук)

2.   Вдруг какой-то страшный зверь

      Открывает лапой дверь,

      Прыгает через порог…

      Кто же это?   Мой  (Щенок)

3.   Красота! Красота!  Мы везём с собой кота,

      Чижика, собаку, Петьку-забияку,

      Обезьяну, (попугая)  -  Вот компания, какая!

4.    Много лет, за годом год,

        Из глубин солёных вод

        Как затворница-монашка

        Выплывает   (Черепашка)

5.     Широка и глубока под мостом текла река.

        Под корягой, под мостом Жил в реке усатый  (Сом)

6.    Живёт у нас под крышей непризнанный артист

        И целый день мы слышим художественный свист (Скворец)

7.    Целый день долблю, долблю,

        А как день кончается Равен мой улов нулю.

        Вот что получается.

        Надоело зря долбить! Посоветуй, как мне быть?    (дятел)  

 

Какое ключевое слово получилось? ( БЕГЕМОТ)

    С. В. Михалков очень любил природу и учил этому своих читателей. У него есть стихотворение    

                                     «ПРОГУЛКА»

Мы приехали на речку                                           Мы прошли, конечно, мимо…

Воскресенье провести,                                         - Эй, ребята! – крикнул Дима,-       

А свободного местечка                                          Вот местечко хоть куда!

Возле речки не найти!                                            Родниковая вода! 

                                                                                     Чудный вид!

Тут сидят и там сидят:                                             Прекрасный пляж!

Загорают и едят,                                                       Распаковывай багаж!

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.                                        Мы купались, загорали,

Мы по бережку прошли                                         Жгли костёр, в футбол играли-    

И поляночку нашли.                                                 Пили квас, консервы ели,

                                                                                    Хоровые песни пели…

Но на солнечной полянке                                        Отдохнули и ушли.

Тут и там – пустые банки.

И, как будто нам назло,                                           И остались на полянке

Даже битое стекло!                                                  У потухшего костра:

Мы по бережку прошли                                          Две разбитых нами склянки,  

Место новое нашли.                                                 Две размокшие баранки -       

                                                                                    Словом, мусора гора.  

НО и здесь до нас сидели

Жгли костёр, бумагу жгли –                                     Мы приехали на речку                    

Тоже пили, тоже ели                                                  Понедельник провести,  

Насорили и ушли.                                                       Только чистого местечка      

                                                                                      Возле речки не нашли

    - А как вы, ребята,   ведёте себя на природе?

  Ответы учащихся.          

            Учитель: А сейчас   прослушайте еще одно стихотворение:

            Читает ученик:

 

 В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью «каланча»,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

И в Америке, и в Европе

И в Нью-Йорке, и в Конотопе

Твёрдо знают люди одно – если шлёшь письмо

Дяде Стёпе – к Михалкову придёт оно.

 

 

            Учитель: «Почему?» - спросите вы. Да потому что именно Сергей Владимирович Михалков придумал этот стихотворный рассказ о Дяде Стёпе.

            Дядя Стёпа – по фамилии Степанов и по имени Степан – обыкновенный гражданин необычно высокого роста  « Из районных великанов самый главный великан». 

            В отличие от старых сказок, в которых страшные и злые великаны поедали попавших в их лапы маленьких детей, дядя Стёпа – великан добрый. Ему ничего не стоит, пользуясь своим ростом и силой, снять бумажного змея, запутавшего в телеграфных проводах; освободить голубей, запертых на чердаке загоревшегося дома; остановить, протянув, как семафор, длинную руку, остановить поезд у размытого железнодорожного полотна, и спасти от гибели сотни людей; вытащить из реки тонущего школьника – Васю Бородина.

             А когда его хотят как-то наградить, он спокойно отвечает: « Мне не нужно ничего – я задаром спас его».  Все любили дядю Стёпу, уважали дядю Стёпу. Он был лучшим другом всех ребят со всех дворов.

   Второй книгой про дядю Стёпу была книга «Дядя Стёпа – милиционер».

            Ученик: Вместе с миллионами советских людей дядя Стёпа защищал от вражьих полчищ свою Родину, он был флотским старшиной. После войны он возвращается к мирной жизни, следит за общественным порядком. Он милиционер.

     Учитель: Однажды, когда Сергей Михалков прочитал в детском саду « Дядю Стёпу» один из ребят поинтересовался: « А у Стёпы дети есть? После этого Михалков написал новую книгу « Дядя Стёпа и Егор». У него родился сын.

     Ученик: Младенец Егорка растёт не по дням, а по часам, становится прилежным и способным учеником, блестящим спортсменом, олимпийским чемпионом - штангистом, а затем выбирает себе профессию космонавта. Так три написанных в разное время стихотворных рассказа сливаются в одно художественное произведение о простом, смелом, добром, весёлом человеке.

            Учитель:   И последний рассказ про дядю Стёпу называется « Дядя Стёпа -  ветеран»

            Ученик:                               

Жил в Москве Степан Степанов                       Не сидит Степанов дома,
Знатный милиционер.                                        Не глядит весь день в окно     
А теперь Степан Степанов —                            И не ищет он знакомых, 
Рядовой пенсионер.                                            Чтоб сразиться в домино.  
                                                                              
Ветеран в годах немалых,                                  Чем же занят дядя Стёпа,        
Человек уже седой.                                              Детства нашего герой?
Изо всех людей бывалых                                    Как и прежде, дядя Стёпа
Все же самый молодой.                                       Крепко дружит с детворой.

       Дядю Стёпу приглашают на сбор отряда, в зоопарк, он принимает участие в игре «Зарница». Едет в дом отдыха. У него родилась внучка.

Дети:

       1.    Кто не знает дядю Стёпу?                                3.  Михалков решил продолжить,

              Дядя Стёпа всем знаком                                        Вам ребятам рассказать

              Из Москвы – столицы родом                                И про сына Дяди Стёпы 

             Его автор Михалков.                                               Книжку тоже написать.     

     2.     Наши папы, наши мамы                                      4.   У Степана сын родился,       

             Знали Стёпу хорошо.                                                Нарекли его Егор.

             Им читали эти главы                                                 Что Степан, что сын явился

             Но хотелось им ещё.                                                  Молодцы, как на подбор.                        

                                                                                                   
    5.     И сегодня, как и раньше                                                                         
            Дядю Стёпу знают все                                             

            Он нисколько не стареет  

            Предстаёт во всей красе

- Поднимите руку, кто хочет быть похожим на дядю Стёпу?                              

            Учитель: А сейчас, ребята, я вам задам несколько вопросов по стихотворению С. Михалкова « Дядя Стёпа»:

1. За какую команду выступал дядя Стёпа на конькобежных соревнованиях?

            Дети:   Динамо

2. « Что случилось? Что за крик

       - Это тонет ученик!»…

Дядя Стёпа в этот раз утопающего спас.

             Дети: Вася Бородин

3. « Знают все, что дядя Стёпа был когда-то…» Кем?

            Дети: моряком

4. Воинское звание дяди Стёпы, когда он служил на флоте? 

            Дети: старшина

5. В качестве кого выступал Егор на соревнованиях?

            Дети: штангист

6.  Нам ребята рассказали, что Степана с этих пор

      Малыши в Москве прозвали: не « Маяк», а…

            Дети: светофор

7.  Но зато на стадион

      Проходил бесплатно он»  почему?  

            Дети: чемпион

8.   Дайте мне такую маску,

      Чтоб никто не узнавал.  Куда пришёл дядя Стёпа?

           Дети: на  карнавал

Учитель:

 

     Михалков, поэт наш славный

     Много книг он написал.    

     Их читают и бывалый 

     И конечно все, кто мал.

     Мы читали Михалкова,

     Учили наизусть.

     Теперь мы точно знаем

     Что его боится грусть.

     Что он любит в детях смелость

     Озорство и шаловливость

     И всегда за справедливость.

     Мы читали « Про мимозу» - это раз!

Про» Словечки» и « Колечки» - это два!

Знаем песни Михалкова

Все вы знаете такого.

 

            -  Ребята, наш праздник заканчивается, но не заканчивается дружба с С.В. Михалковым и его книгами, которые согреты его добрым юмором.

            Поздравления детей:

     В ваш юбилейный день рожденья                        

     От нас примите поздравленья.      

     Мы выразить хотим в стихах                                    

     Большое уваженье.                                                      

     Спасибо вам за то, что нам, ребятам,                   

     Становится всё ясным и понятным.                      

     Что открываете страну весёлых приключений,    

     Где ждут нас чудеса и превращенья.

                                                                                               

                                      Звучит музыка «Песенка друзей».                                                          

 

 

 

 

 

 

 

14 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий