Автор: Кулабухова Виктория Николаевна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Донецк
Организация: МБОУ "Школа № 82 города Донецка"
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Урок внеклассного чтения. Литературное путешествие

 

    Цель: расширять знания о творчестве С. Михалко­ва; учить характеризовать героев стихотворений; вос­питывать уважительное отношение к старшим.

     Оборудование: изображение галактики «Почи­тай», карточки с названиями станций, модель парово­зика, конверты с заданиями, карточки со словами, ри­сунок радуги, портрет С. Михалкова, записи песен, маски медведя, ежа, лисы, волка, совы, зайца, крота, светофора; выставка книг С. Михалкова.

 

                                           Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей -

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

II. Психологический настрой.

  1. Знаете, что произошло сегодня утром?
    Я шла в школу, вокруг  было темно,  жутко, зябко, навстречу шли  хмурые люди… . Настроение было печальным. Но стоило зайти в школу, как на пути мне встретились знакомые радостные лица. Я шла, собирала улыбки. И настроение у меня улучшалось с каждым шагом.
    А веселый смех ребят – для меня он просто клад.
    Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
  2.  - А с каким настроением вы пришли на урок?  Нарисуйте подходящий   ротик на мордочке котика. Поставьте в кармашек Хозяюшке.

- Настроение, как хамелеон, бывает изменчивое. В конце урока посмотрим - изменится   ли оно у вас.

  1. А теперь улыбнитесь друг – другу, пожмите руку, тем самым пожелав удачи. 

 

      Тихо звучит песня «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

      На доске записан эпиграф урока:

  Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг...

      Учитель.   Мир детства. Какой он? На что похож? Наверное, нет на земле взрослого человека, который не мечтал бы хоть на мгновение вернуться в удиви­тельную страну Детство.

     Я приглашаю вас на встречу со знатоком детских сердец, классиком художественной литературы — Сергеем Владимировичем Михалковым. А путешес­твовать мы будем на паровозике (педагог показывает его модель).

     Дети берутся друг за друга паровозиком и поют первый куплет и припев песни «Веселые путешествен­ники» (муз. М. Старокадомского, сл.С.Михалкова).

 

                    Станция “Встреча с поэтом

  На станции детей встречает журналист (подготов­ленный ученик). Он берет интервью у детей.

  Журналист.   Можно ли представить жизнь без книг? (Рассуждения детей.) А как на этот вопрос отве­чает автор? (Учащиеся читают стихотворение «Как бы жили мы без книг?..».)  Как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Писатели.)  Кто пишет стихотворения? (Поэты.)  Дополните предложе­ния (учитель заранее записывает их на доске).

     Сказки пишут... (сказочники).

     Басни сочиняют... (баснописцы).

     Переводят с других языков... (переводчики).

     Театральные пьесы пишут... (драматурги).

     Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты)

  Может ли один человек делать все, что мы пере­числили? (Ответы детей.) А вот Михалков был и по­этом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом.

  Подготовленные ученики рассказывают о С. Ми­халкове.

 

 

 1-й   ученик.    Родился Сергей Владимирович Ми­халков 12 марта 1913 года в Москве. Писать стихи начал рано. Отец его был ученым и занимался разведением домашней птицы. Сергею очень хотелось помочь отцу в таком важном деле, поэтому он придумал советы — стихи о разведении цыплят.

 

  2-й  ученик.   В автобиографии Михалков рассказы­вал: «Мне было немногим больше десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу квартиру, похитили шкатулку с моими «сокровищами», среди которых вместе с перочинным ножиком и рогаткой хранилась общая тетрадь с начисто переписанными моими первыми стихотворениями».

 

  3-й  ученик.   Сергей Михалков много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал даже при свете карманного фонаря, накрывшись с головой

одеялом. В четвертом классе сочинил «Сказку про медведя». Переписал ее печатными буквами и отнес в издательство. Пожилой редактор очень серьезно принял мальчика. Прочитал сказку, выдал за нее деньги, которые тут же были потрачены на конфеты, а сказку так и не напечатали.

 

  4-й ученик.   Прошли годы. Михалков окончил лите­ратурный институт и продолжил сочинять стихи. И главное, что эти стихи любят дети, потому что Сергей Владимирович в душе был задорным мальчишкой, ко­торый весело рассказывал обо всем на свете.

 

  Учитель.   Сергей Владимирович любил встречаться с детьми и читать им свои стихи. Автор лишь начинал стихотворение, а дети продолжали читать его до конца.

  Проверим, как вы знаете стихи Сергея Михалкова: вспомните названия стихотворений.

     Кто на лавочке сидел,

     Кто на улицу глядел,

     Толя пел,

     Борис молчал,

     Николай ногой качал

         («А что у вас?»)

 

     В доме восемь дробь один

     У заставы Ильича

     Жил высокий гражданин

     По прозванью Каланча.

          («Дядя Степа»)

 

     Вы послушайте, ребята,

     Я хочу вам рассказать:

     Родились у нас котята —

     Их по счету ровно пять.

        («Котята»)

 

     Я сегодня сбилась с ног —

     У меня пропал щенок.

        («Мой щенок»)

 

                  Станция «Книжная»

 

  Учитель.   Хорошая книга — это праздник, радость для детей и взрослых. Встреча с хорошей книгой — все равно что встреча с верным другом. Сегодня на вы­ставке — книги Михалкова. Посмотрите, сколько их.

  Подготовленные ученики рекламируют книги, кото­рые находятся на выставке.

  Затем дети показывают инсценировку сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор».

  После просмотра сказки ученики делают вывод: нужно быть дисциплинированными, соблюдать Прави­ла дорожного движения.

 

                   Станция «Встреча с героями веселых стихов С. Михалкова»

 

  Класс делится на четыре группы. «Паровозик» дает задание в конвертах каждой группе:

 -составить из раз­резанных строк стихотворение

 -назвать его

 -подгото­вить выразительное чтение понравившегося отрывка.

 

1-я     группа — «Одна рифма».

2-я    группа — «Фома».

3-я    группа — «Тридцать шесть и пять!».

4-я    группа — «Прививка».

 

                  Станция «Поучительная»

 

  Учитель раздает ученикам конверты, в которых находятся слова:

 Упрямство, бездушие, эгоизм, черствость, непо­слушание, бессердечность, грубость, глупость, невос­питанность, баловство, трусость, хвастовство, ле­ность, боязнь, притворство, нежелание, безразличие, безволие, наглость.

 

 Задание: выбрать слова, которые подходят для характеристики героев стихотворения, прочитанного на предыдущей станции.

  Затем дети зачитывают свое описание героя. На­пример, 1-я группа: это невоспитанный, грубый маль­чик, безразличный к чужому горю, бездушный. Стыдно не уступать место слабому, пожилому человеку.

  Нам не хотелось бы, чтобы такой ученик учился вместе с нами!

  Учитель.   Выберите слова, которые вы хотели бы написать рядом с именами ваших лучших друзей или со своим именем.

 Слова: доброта, забота, ласка, любовь, чуткость, смелость, честность, написанные на карточках, дети прикрепляют к рисунку радуги, который висит на доске.

  Учитель.   Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступ­ки — честными, души — светлыми, сердца -  щедры­ми, открытыми.

  У Михалкова есть такие строки:

            Чтобы стать героем,

            Нужно быть отважным,

            Честным в деле каждом,

            Скромным в слове каждом.

            Слабому — опорой,

            В поединке — смелым,

            Преданным народу

            Мыслями и делом.

 

  Наше путешествие подходит к концу. Мы отправля­емся обратно в школу.

  Дети поют песню «Веселые путешественники».

  Учитель.   Вот мы и в классе. В нашей галактике «Почитай» мы открыли новую звезду — «Веселые стихи Михалкова».

  Звезду «зажигает» один из учеников класса: при­крепляет ее к изображению галактики.

Домашнее задание.

 — Молодцы, ребята! Отлично поработали. Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения С. Михалкова, поразмышлять над ними самостоятельно. Что вы и сделаете дома. По желанию можно выполнить рисунок к прочитанному.

- Всем спасибо за работу на уроке. Хозяюшка тоже вами довольна и у неё для вас призы.

Рефлексия.

- Что вам понравилось на мероприятие?

- С каким настроением уходите с урока?

- В начале урока вы изобразили своё настроение, которое было на тот момент. А каким оно стало сейчас? Подрисуйте ротик котику.

 –Поблагодарите друг друга за совместную работу. Оцените свою работу на уроке так: на доске, вы видите разных котиков. Если вы считаете, что сегодня на уроке вы хорошо потрудились, всё удавалось выполнить, положите карточку в домик с котиком. Который читает книгу. Если вы считаете, что вы хорошо поработали, но возникли некоторые трудности, положите карточку в домик, где котик в очках читает газету. Если же на уроке вам было трудно работать, что-то было непонятно, чувствовали себя некомфортно, положите карточку в домик, где котик уснул над книгой.

 

 

 

Использованная литература:

 

1. З. А. Чурикова Внеклассная работа в начальной школе «Путешествие в Читай- город» М. Издательство «Учитель», 2003.

2. Михалков, С. Любимые стихи Текст/ С. Михалков. М.: АСТ-ПРЕСС, 1989. --328 с.

3. Михалков, С. Любимые страницы Текст) стихи и сказки. / С. Михалков. – Смоленск Русич, 1999. -260с.: ил.

 

Интернет ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 82 города Донецка»

 

Литературное путешествие

Урок внеклассного чтения

                                     Составитель:

 Кулабухова Виктория Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

             

 

    Цель: расширять знания о творчестве С. Михалко­ва; учить характеризовать героев стихотворений; вос­питывать уважительное отношение к старшим.

     Оборудование: изображение галактики «Почи­тай», карточки с названиями станций, модель парово­зика, конверты с заданиями, карточки со словами, ри­сунок радуги, портрет С. Михалкова, записи песен, маски медведя, ежа, лисы, волка, совы, зайца, крота, светофора; выставка книг С. Михалкова.

 

                                           Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей -

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

II. Психологический настрой.

  1. Знаете, что произошло сегодня утром?
    Я шла в школу, вокруг  было темно,  жутко, зябко, навстречу шли  хмурые люди… . Настроение было печальным. Но стоило зайти в школу, как на пути мне встретились знакомые радостные лица. Я шла, собирала улыбки. И настроение у меня улучшалось с каждым шагом.
    А веселый смех ребят – для меня он просто клад.
    Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
  2.  - А с каким настроением вы пришли на урок?  Нарисуйте подходящий   ротик на мордочке котика. Поставьте в кармашек Хозяюшке.

- Настроение, как хамелеон, бывает изменчивое. В конце урока посмотрим - изменится   ли оно у вас.

  1. А теперь улыбнитесь друг – другу, пожмите руку, тем самым пожелав удачи. 

 

      Тихо звучит песня «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

      На доске записан эпиграф урока:

  Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг...

      Учитель.   Мир детства. Какой он? На что похож? Наверное, нет на земле взрослого человека, который не мечтал бы хоть на мгновение вернуться в удиви­тельную страну Детство.

     Я приглашаю вас на встречу со знатоком детских сердец, классиком художественной литературы — Сергеем Владимировичем Михалковым. А путешес­твовать мы будем на паровозике (педагог показывает его модель).

     Дети берутся друг за друга паровозиком и поют первый куплет и припев песни «Веселые путешествен­ники» (муз. М. Старокадомского, сл.С.Михалкова).

 

                    Станция “Встреча с поэтом

  На станции детей встречает журналист (подготов­ленный ученик). Он берет интервью у детей.

  Журналист.   Можно ли представить жизнь без книг? (Рассуждения детей.) А как на этот вопрос отве­чает автор? (Учащиеся читают стихотворение «Как бы жили мы без книг?..».)  Как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Писатели.)  Кто пишет стихотворения? (Поэты.)  Дополните предложе­ния (учитель заранее записывает их на доске).

     Сказки пишут... (сказочники).

     Басни сочиняют... (баснописцы).

     Переводят с других языков... (переводчики).

     Театральные пьесы пишут... (драматурги).

     Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты)

  Может ли один человек делать все, что мы пере­числили? (Ответы детей.) А вот Михалков был и по­этом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом.

  Подготовленные ученики рассказывают о С. Ми­халкове.

 

 

 1-й   ученик.    Родился Сергей Владимирович Ми­халков 12 марта 1913 года в Москве. Писать стихи начал рано. Отец его был ученым и занимался разведением домашней птицы. Сергею очень хотелось помочь отцу в таком важном деле, поэтому он придумал советы — стихи о разведении цыплят.

 

  2-й  ученик.   В автобиографии Михалков рассказы­вал: «Мне было немногим больше десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу квартиру, похитили шкатулку с моими «сокровищами», среди которых вместе с перочинным ножиком и рогаткой хранилась общая тетрадь с начисто переписанными моими первыми стихотворениями».

 

  3-й  ученик.   Сергей Михалков много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал даже при свете карманного фонаря, накрывшись с головой

одеялом. В четвертом классе сочинил «Сказку про медведя». Переписал ее печатными буквами и отнес в издательство. Пожилой редактор очень серьезно принял мальчика. Прочитал сказку, выдал за нее деньги, которые тут же были потрачены на конфеты, а сказку так и не напечатали.

 

  4-й ученик.   Прошли годы. Михалков окончил лите­ратурный институт и продолжил сочинять стихи. И главное, что эти стихи любят дети, потому что Сергей Владимирович в душе был задорным мальчишкой, ко­торый весело рассказывал обо всем на свете.

 

  Учитель.   Сергей Владимирович любил встречаться с детьми и читать им свои стихи. Автор лишь начинал стихотворение, а дети продолжали читать его до конца.

  Проверим, как вы знаете стихи Сергея Михалкова: вспомните названия стихотворений.

     Кто на лавочке сидел,

     Кто на улицу глядел,

     Толя пел,

     Борис молчал,

     Николай ногой качал

         («А что у вас?»)

 

     В доме восемь дробь один

     У заставы Ильича

     Жил высокий гражданин

     По прозванью Каланча.

          («Дядя Степа»)

 

     Вы послушайте, ребята,

     Я хочу вам рассказать:

     Родились у нас котята —

     Их по счету ровно пять.

        («Котята»)

 

     Я сегодня сбилась с ног —

     У меня пропал щенок.

        («Мой щенок»)

 

                  Станция «Книжная»

 

  Учитель.   Хорошая книга — это праздник, радость для детей и взрослых. Встреча с хорошей книгой — все равно что встреча с верным другом. Сегодня на вы­ставке — книги Михалкова. Посмотрите, сколько их.

  Подготовленные ученики рекламируют книги, кото­рые находятся на выставке.

  Затем дети показывают инсценировку сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор».

  После просмотра сказки ученики делают вывод: нужно быть дисциплинированными, соблюдать Прави­ла дорожного движения.

 

                   Станция «Встреча с героями веселых стихов С. Михалкова»

 

  Класс делится на четыре группы. «Паровозик» дает задание в конвертах каждой группе:

 -составить из раз­резанных строк стихотворение

 -назвать его

 -подгото­вить выразительное чтение понравившегося отрывка.

 

1-я     группа — «Одна рифма».

2-я    группа — «Фома».

3-я    группа — «Тридцать шесть и пять!».

4-я    группа — «Прививка».

 

                  Станция «Поучительная»

 

  Учитель раздает ученикам конверты, в которых находятся слова:

 Упрямство, бездушие, эгоизм, черствость, непо­слушание, бессердечность, грубость, глупость, невос­питанность, баловство, трусость, хвастовство, ле­ность, боязнь, притворство, нежелание, безразличие, безволие, наглость.

 

 Задание: выбрать слова, которые подходят для характеристики героев стихотворения, прочитанного на предыдущей станции.

  Затем дети зачитывают свое описание героя. На­пример, 1-я группа: это невоспитанный, грубый маль­чик, безразличный к чужому горю, бездушный. Стыдно не уступать место слабому, пожилому человеку.

  Нам не хотелось бы, чтобы такой ученик учился вместе с нами!

  Учитель.   Выберите слова, которые вы хотели бы написать рядом с именами ваших лучших друзей или со своим именем.

 Слова: доброта, забота, ласка, любовь, чуткость, смелость, честность, написанные на карточках, дети прикрепляют к рисунку радуги, который висит на доске.

  Учитель.   Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступ­ки — честными, души — светлыми, сердца -  щедры­ми, открытыми.

  У Михалкова есть такие строки:

            Чтобы стать героем,

            Нужно быть отважным,

            Честным в деле каждом,

            Скромным в слове каждом.

            Слабому — опорой,

            В поединке — смелым,

            Преданным народу

            Мыслями и делом.

 

  Наше путешествие подходит к концу. Мы отправля­емся обратно в школу.

  Дети поют песню «Веселые путешественники».

  Учитель.   Вот мы и в классе. В нашей галактике «Почитай» мы открыли новую звезду — «Веселые стихи Михалкова».

  Звезду «зажигает» один из учеников класса: при­крепляет ее к изображению галактики.

Домашнее задание.

 — Молодцы, ребята! Отлично поработали. Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения С. Михалкова, поразмышлять над ними самостоятельно. Что вы и сделаете дома. По желанию можно выполнить рисунок к прочитанному.

- Всем спасибо за работу на уроке. Хозяюшка тоже вами довольна и у неё для вас призы.

Рефлексия.

- Что вам понравилось на мероприятие?

- С каким настроением уходите с урока?

- В начале урока вы изобразили своё настроение, которое было на тот момент. А каким оно стало сейчас? Подрисуйте ротик котику.

 –Поблагодарите друг друга за совместную работу. Оцените свою работу на уроке так: на доске, вы видите разных котиков. Если вы считаете, что сегодня на уроке вы хорошо потрудились, всё удавалось выполнить, положите карточку в домик с котиком. Который читает книгу. Если вы считаете, что вы хорошо поработали, но возникли некоторые трудности, положите карточку в домик, где котик в очках читает газету. Если же на уроке вам было трудно работать, что-то было непонятно, чувствовали себя некомфортно, положите карточку в домик, где котик уснул над книгой.

 

 

 

Использованная литература:

 

1. З. А. Чурикова Внеклассная работа в начальной школе «Путешествие в Читай- город» М. Издательство «Учитель», 2003.

2. Михалков, С. Любимые стихи Текст/ С. Михалков. М.: АСТ-ПРЕСС, 1989. --328 с.

3. Михалков, С. Любимые страницы Текст) стихи и сказки. / С. Михалков. – Смоленск Русич, 1999. -260с.: ил.

 

Интернет ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 82 города Донецка»

 

Литературное путешествие

Урок внеклассного чтения

                                     Составитель:

 Кулабухова Виктория Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

             

 

    Цель: расширять знания о творчестве С. Михалко­ва; учить характеризовать героев стихотворений; вос­питывать уважительное отношение к старшим.

     Оборудование: изображение галактики «Почи­тай», карточки с названиями станций, модель парово­зика, конверты с заданиями, карточки со словами, ри­сунок радуги, портрет С. Михалкова, записи песен, маски медведя, ежа, лисы, волка, совы, зайца, крота, светофора; выставка книг С. Михалкова.

 

                                           Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей -

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

II. Психологический настрой.

  1. Знаете, что произошло сегодня утром?
    Я шла в школу, вокруг  было темно,  жутко, зябко, навстречу шли  хмурые люди… . Настроение было печальным. Но стоило зайти в школу, как на пути мне встретились знакомые радостные лица. Я шла, собирала улыбки. И настроение у меня улучшалось с каждым шагом.
    А веселый смех ребят – для меня он просто клад.
    Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
  2.  - А с каким настроением вы пришли на урок?  Нарисуйте подходящий   ротик на мордочке котика. Поставьте в кармашек Хозяюшке.

- Настроение, как хамелеон, бывает изменчивое. В конце урока посмотрим - изменится   ли оно у вас.

  1. А теперь улыбнитесь друг – другу, пожмите руку, тем самым пожелав удачи. 

 

      Тихо звучит песня «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

      На доске записан эпиграф урока:

  Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг...

      Учитель.   Мир детства. Какой он? На что похож? Наверное, нет на земле взрослого человека, который не мечтал бы хоть на мгновение вернуться в удиви­тельную страну Детство.

     Я приглашаю вас на встречу со знатоком детских сердец, классиком художественной литературы — Сергеем Владимировичем Михалковым. А путешес­твовать мы будем на паровозике (педагог показывает его модель).

     Дети берутся друг за друга паровозиком и поют первый куплет и припев песни «Веселые путешествен­ники» (муз. М. Старокадомского, сл.С.Михалкова).

 

                    Станция “Встреча с поэтом

  На станции детей встречает журналист (подготов­ленный ученик). Он берет интервью у детей.

  Журналист.   Можно ли представить жизнь без книг? (Рассуждения детей.) А как на этот вопрос отве­чает автор? (Учащиеся читают стихотворение «Как бы жили мы без книг?..».)  Как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Писатели.)  Кто пишет стихотворения? (Поэты.)  Дополните предложе­ния (учитель заранее записывает их на доске).

     Сказки пишут... (сказочники).

     Басни сочиняют... (баснописцы).

     Переводят с других языков... (переводчики).

     Театральные пьесы пишут... (драматурги).

     Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты)

  Может ли один человек делать все, что мы пере­числили? (Ответы детей.) А вот Михалков был и по­этом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом.

  Подготовленные ученики рассказывают о С. Ми­халкове.

 

 

 1-й   ученик.    Родился Сергей Владимирович Ми­халков 12 марта 1913 года в Москве. Писать стихи начал рано. Отец его был ученым и занимался разведением домашней птицы. Сергею очень хотелось помочь отцу в таком важном деле, поэтому он придумал советы — стихи о разведении цыплят.

 

  2-й  ученик.   В автобиографии Михалков рассказы­вал: «Мне было немногим больше десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу квартиру, похитили шкатулку с моими «сокровищами», среди которых вместе с перочинным ножиком и рогаткой хранилась общая тетрадь с начисто переписанными моими первыми стихотворениями».

 

  3-й  ученик.   Сергей Михалков много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал даже при свете карманного фонаря, накрывшись с головой

одеялом. В четвертом классе сочинил «Сказку про медведя». Переписал ее печатными буквами и отнес в издательство. Пожилой редактор очень серьезно принял мальчика. Прочитал сказку, выдал за нее деньги, которые тут же были потрачены на конфеты, а сказку так и не напечатали.

 

  4-й ученик.   Прошли годы. Михалков окончил лите­ратурный институт и продолжил сочинять стихи. И главное, что эти стихи любят дети, потому что Сергей Владимирович в душе был задорным мальчишкой, ко­торый весело рассказывал обо всем на свете.

 

  Учитель.   Сергей Владимирович любил встречаться с детьми и читать им свои стихи. Автор лишь начинал стихотворение, а дети продолжали читать его до конца.

  Проверим, как вы знаете стихи Сергея Михалкова: вспомните названия стихотворений.

     Кто на лавочке сидел,

     Кто на улицу глядел,

     Толя пел,

     Борис молчал,

     Николай ногой качал

         («А что у вас?»)

 

     В доме восемь дробь один

     У заставы Ильича

     Жил высокий гражданин

     По прозванью Каланча.

          («Дядя Степа»)

 

     Вы послушайте, ребята,

     Я хочу вам рассказать:

     Родились у нас котята —

     Их по счету ровно пять.

        («Котята»)

 

     Я сегодня сбилась с ног —

     У меня пропал щенок.

        («Мой щенок»)

 

                  Станция «Книжная»

 

  Учитель.   Хорошая книга — это праздник, радость для детей и взрослых. Встреча с хорошей книгой — все равно что встреча с верным другом. Сегодня на вы­ставке — книги Михалкова. Посмотрите, сколько их.

  Подготовленные ученики рекламируют книги, кото­рые находятся на выставке.

  Затем дети показывают инсценировку сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор».

  После просмотра сказки ученики делают вывод: нужно быть дисциплинированными, соблюдать Прави­ла дорожного движения.

 

                   Станция «Встреча с героями веселых стихов С. Михалкова»

 

  Класс делится на четыре группы. «Паровозик» дает задание в конвертах каждой группе:

 -составить из раз­резанных строк стихотворение

 -назвать его

 -подгото­вить выразительное чтение понравившегося отрывка.

 

1-я     группа — «Одна рифма».

2-я    группа — «Фома».

3-я    группа — «Тридцать шесть и пять!».

4-я    группа — «Прививка».

 

                  Станция «Поучительная»

 

  Учитель раздает ученикам конверты, в которых находятся слова:

 Упрямство, бездушие, эгоизм, черствость, непо­слушание, бессердечность, грубость, глупость, невос­питанность, баловство, трусость, хвастовство, ле­ность, боязнь, притворство, нежелание, безразличие, безволие, наглость.

 

 Задание: выбрать слова, которые подходят для характеристики героев стихотворения, прочитанного на предыдущей станции.

  Затем дети зачитывают свое описание героя. На­пример, 1-я группа: это невоспитанный, грубый маль­чик, безразличный к чужому горю, бездушный. Стыдно не уступать место слабому, пожилому человеку.

  Нам не хотелось бы, чтобы такой ученик учился вместе с нами!

  Учитель.   Выберите слова, которые вы хотели бы написать рядом с именами ваших лучших друзей или со своим именем.

 Слова: доброта, забота, ласка, любовь, чуткость, смелость, честность, написанные на карточках, дети прикрепляют к рисунку радуги, который висит на доске.

  Учитель.   Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступ­ки — честными, души — светлыми, сердца -  щедры­ми, открытыми.

  У Михалкова есть такие строки:

            Чтобы стать героем,

            Нужно быть отважным,

            Честным в деле каждом,

            Скромным в слове каждом.

            Слабому — опорой,

            В поединке — смелым,

            Преданным народу

            Мыслями и делом.

 

  Наше путешествие подходит к концу. Мы отправля­емся обратно в школу.

  Дети поют песню «Веселые путешественники».

  Учитель.   Вот мы и в классе. В нашей галактике «Почитай» мы открыли новую звезду — «Веселые стихи Михалкова».

  Звезду «зажигает» один из учеников класса: при­крепляет ее к изображению галактики.

Домашнее задание.

 — Молодцы, ребята! Отлично поработали. Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения С. Михалкова, поразмышлять над ними самостоятельно. Что вы и сделаете дома. По желанию можно выполнить рисунок к прочитанному.

- Всем спасибо за работу на уроке. Хозяюшка тоже вами довольна и у неё для вас призы.

Рефлексия.

- Что вам понравилось на мероприятие?

- С каким настроением уходите с урока?

- В начале урока вы изобразили своё настроение, которое было на тот момент. А каким оно стало сейчас? Подрисуйте ротик котику.

 –Поблагодарите друг друга за совместную работу. Оцените свою работу на уроке так: на доске, вы видите разных котиков. Если вы считаете, что сегодня на уроке вы хорошо потрудились, всё удавалось выполнить, положите карточку в домик с котиком. Который читает книгу. Если вы считаете, что вы хорошо поработали, но возникли некоторые трудности, положите карточку в домик, где котик в очках читает газету. Если же на уроке вам было трудно работать, что-то было непонятно, чувствовали себя некомфортно, положите карточку в домик, где котик уснул над книгой.

 

 

 

Использованная литература:

 

1. З. А. Чурикова Внеклассная работа в начальной школе «Путешествие в Читай- город» М. Издательство «Учитель», 2003.

2. Михалков, С. Любимые стихи Текст/ С. Михалков. М.: АСТ-ПРЕСС, 1989. --328 с.

3. Михалков, С. Любимые страницы Текст) стихи и сказки. / С. Михалков. – Смоленск Русич, 1999. -260с.: ил.

 

Интернет ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 82 города Донецка»

 

Литературное путешествие

Урок внеклассного чтения

                                     Составитель:

 Кулабухова Виктория Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

             

 

    Цель: расширять знания о творчестве С. Михалко­ва; учить характеризовать героев стихотворений; вос­питывать уважительное отношение к старшим.

     Оборудование: изображение галактики «Почи­тай», карточки с названиями станций, модель парово­зика, конверты с заданиями, карточки со словами, ри­сунок радуги, портрет С. Михалкова, записи песен, маски медведя, ежа, лисы, волка, совы, зайца, крота, светофора; выставка книг С. Михалкова.

 

                                           Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей -

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

II. Психологический настрой.

  1. Знаете, что произошло сегодня утром?
    Я шла в школу, вокруг  было темно,  жутко, зябко, навстречу шли  хмурые люди… . Настроение было печальным. Но стоило зайти в школу, как на пути мне встретились знакомые радостные лица. Я шла, собирала улыбки. И настроение у меня улучшалось с каждым шагом.
    А веселый смех ребят – для меня он просто клад.
    Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
  2.  - А с каким настроением вы пришли на урок?  Нарисуйте подходящий   ротик на мордочке котика. Поставьте в кармашек Хозяюшке.

- Настроение, как хамелеон, бывает изменчивое. В конце урока посмотрим - изменится   ли оно у вас.

  1. А теперь улыбнитесь друг – другу, пожмите руку, тем самым пожелав удачи. 

 

      Тихо звучит песня «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

      На доске записан эпиграф урока:

  Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг...

      Учитель.   Мир детства. Какой он? На что похож? Наверное, нет на земле взрослого человека, который не мечтал бы хоть на мгновение вернуться в удиви­тельную страну Детство.

     Я приглашаю вас на встречу со знатоком детских сердец, классиком художественной литературы — Сергеем Владимировичем Михалковым. А путешес­твовать мы будем на паровозике (педагог показывает его модель).

     Дети берутся друг за друга паровозиком и поют первый куплет и припев песни «Веселые путешествен­ники» (муз. М. Старокадомского, сл.С.Михалкова).

 

                    Станция “Встреча с поэтом

  На станции детей встречает журналист (подготов­ленный ученик). Он берет интервью у детей.

  Журналист.   Можно ли представить жизнь без книг? (Рассуждения детей.) А как на этот вопрос отве­чает автор? (Учащиеся читают стихотворение «Как бы жили мы без книг?..».)  Как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Писатели.)  Кто пишет стихотворения? (Поэты.)  Дополните предложе­ния (учитель заранее записывает их на доске).

     Сказки пишут... (сказочники).

     Басни сочиняют... (баснописцы).

     Переводят с других языков... (переводчики).

     Театральные пьесы пишут... (драматурги).

     Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты)

  Может ли один человек делать все, что мы пере­числили? (Ответы детей.) А вот Михалков был и по­этом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом.

  Подготовленные ученики рассказывают о С. Ми­халкове.

 

 

 1-й   ученик.    Родился Сергей Владимирович Ми­халков 12 марта 1913 года в Москве. Писать стихи начал рано. Отец его был ученым и занимался разведением домашней птицы. Сергею очень хотелось помочь отцу в таком важном деле, поэтому он придумал советы — стихи о разведении цыплят.

 

  2-й  ученик.   В автобиографии Михалков рассказы­вал: «Мне было немногим больше десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу квартиру, похитили шкатулку с моими «сокровищами», среди которых вместе с перочинным ножиком и рогаткой хранилась общая тетрадь с начисто переписанными моими первыми стихотворениями».

 

  3-й  ученик.   Сергей Михалков много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал даже при свете карманного фонаря, накрывшись с головой

одеялом. В четвертом классе сочинил «Сказку про медведя». Переписал ее печатными буквами и отнес в издательство. Пожилой редактор очень серьезно принял мальчика. Прочитал сказку, выдал за нее деньги, которые тут же были потрачены на конфеты, а сказку так и не напечатали.

 

  4-й ученик.   Прошли годы. Михалков окончил лите­ратурный институт и продолжил сочинять стихи. И главное, что эти стихи любят дети, потому что Сергей Владимирович в душе был задорным мальчишкой, ко­торый весело рассказывал обо всем на свете.

 

  Учитель.   Сергей Владимирович любил встречаться с детьми и читать им свои стихи. Автор лишь начинал стихотворение, а дети продолжали читать его до конца.

  Проверим, как вы знаете стихи Сергея Михалкова: вспомните названия стихотворений.

     Кто на лавочке сидел,

     Кто на улицу глядел,

     Толя пел,

     Борис молчал,

     Николай ногой качал

         («А что у вас?»)

 

     В доме восемь дробь один

     У заставы Ильича

     Жил высокий гражданин

     По прозванью Каланча.

          («Дядя Степа»)

 

     Вы послушайте, ребята,

     Я хочу вам рассказать:

     Родились у нас котята —

     Их по счету ровно пять.

        («Котята»)

 

     Я сегодня сбилась с ног —

     У меня пропал щенок.

        («Мой щенок»)

 

                  Станция «Книжная»

 

  Учитель.   Хорошая книга — это праздник, радость для детей и взрослых. Встреча с хорошей книгой — все равно что встреча с верным другом. Сегодня на вы­ставке — книги Михалкова. Посмотрите, сколько их.

  Подготовленные ученики рекламируют книги, кото­рые находятся на выставке.

  Затем дети показывают инсценировку сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор».

  После просмотра сказки ученики делают вывод: нужно быть дисциплинированными, соблюдать Прави­ла дорожного движения.

 

                   Станция «Встреча с героями веселых стихов С. Михалкова»

 

  Класс делится на четыре группы. «Паровозик» дает задание в конвертах каждой группе:

 -составить из раз­резанных строк стихотворение

 -назвать его

 -подгото­вить выразительное чтение понравившегося отрывка.

 

1-я     группа — «Одна рифма».

2-я    группа — «Фома».

3-я    группа — «Тридцать шесть и пять!».

4-я    группа — «Прививка».

 

                  Станция «Поучительная»

 

  Учитель раздает ученикам конверты, в которых находятся слова:

 Упрямство, бездушие, эгоизм, черствость, непо­слушание, бессердечность, грубость, глупость, невос­питанность, баловство, трусость, хвастовство, ле­ность, боязнь, притворство, нежелание, безразличие, безволие, наглость.

 

 Задание: выбрать слова, которые подходят для характеристики героев стихотворения, прочитанного на предыдущей станции.

  Затем дети зачитывают свое описание героя. На­пример, 1-я группа: это невоспитанный, грубый маль­чик, безразличный к чужому горю, бездушный. Стыдно не уступать место слабому, пожилому человеку.

  Нам не хотелось бы, чтобы такой ученик учился вместе с нами!

  Учитель.   Выберите слова, которые вы хотели бы написать рядом с именами ваших лучших друзей или со своим именем.

 Слова: доброта, забота, ласка, любовь, чуткость, смелость, честность, написанные на карточках, дети прикрепляют к рисунку радуги, который висит на доске.

  Учитель.   Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступ­ки — честными, души — светлыми, сердца -  щедры­ми, открытыми.

  У Михалкова есть такие строки:

            Чтобы стать героем,

            Нужно быть отважным,

            Честным в деле каждом,

            Скромным в слове каждом.

            Слабому — опорой,

            В поединке — смелым,

            Преданным народу

            Мыслями и делом.

 

  Наше путешествие подходит к концу. Мы отправля­емся обратно в школу.

  Дети поют песню «Веселые путешественники».

  Учитель.   Вот мы и в классе. В нашей галактике «Почитай» мы открыли новую звезду — «Веселые стихи Михалкова».

  Звезду «зажигает» один из учеников класса: при­крепляет ее к изображению галактики.

Домашнее задание.

 — Молодцы, ребята! Отлично поработали. Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения С. Михалкова, поразмышлять над ними самостоятельно. Что вы и сделаете дома. По желанию можно выполнить рисунок к прочитанному.

- Всем спасибо за работу на уроке. Хозяюшка тоже вами довольна и у неё для вас призы.

Рефлексия.

- Что вам понравилось на мероприятие?

- С каким настроением уходите с урока?

- В начале урока вы изобразили своё настроение, которое было на тот момент. А каким оно стало сейчас? Подрисуйте ротик котику.

 –Поблагодарите друг друга за совместную работу. Оцените свою работу на уроке так: на доске, вы видите разных котиков. Если вы считаете, что сегодня на уроке вы хорошо потрудились, всё удавалось выполнить, положите карточку в домик с котиком. Который читает книгу. Если вы считаете, что вы хорошо поработали, но возникли некоторые трудности, положите карточку в домик, где котик в очках читает газету. Если же на уроке вам было трудно работать, что-то было непонятно, чувствовали себя некомфортно, положите карточку в домик, где котик уснул над книгой.

 

 

 

Использованная литература:

 

1. З. А. Чурикова Внеклассная работа в начальной школе «Путешествие в Читай- город» М. Издательство «Учитель», 2003.

2. Михалков, С. Любимые стихи Текст/ С. Михалков. М.: АСТ-ПРЕСС, 1989. --328 с.

3. Михалков, С. Любимые страницы Текст) стихи и сказки. / С. Михалков. – Смоленск Русич, 1999. -260с.: ил.

 

Интернет ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий