Автор: Инишева Наталия Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, БАЙКАЛОВСКИЙ РАЙОН, ЛЯПУНОВО
Организация: МКОУ Ляпуновская СОШ
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

Урок по ОРКСЭ "Праздники народов России

 

Цели урока

  • В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха», «Масленица», «Рамадан-байрам», «Сагаалган»; показать ценность достижения культуры для человечества.
  • В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха», «Масленица», «Рамадан-байрам», «Сагаалган»; дать детям эмоционально- полноценное представление о праздновании «религиозных» праздников в России;
  • В области формирования УУД:
  • познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Методы: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение, синтез, эвристический 

Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая

Оборудование: Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор;  флипчарт урока, учебник «Основы светской этики», автор М, Т. Студеникин, выступления детей о праздниках «Масленица», «Пасха» (2 человека).

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Примечание

  1. Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сообщение темы и

цели урока 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотивация учащихся к учебной деятельности.  Создание проблемной ситуации.

 

  1. Целеполагание.

 

 

 

 

  1. Работа с оценочным листом «Колесо успеха».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа над новой темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Включение в систему знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлексия учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Здравствуйте. Сегодня у нас очередное  занятие по ОРКСЭ. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь.

-Улыбнёмся друг другу глазами.

-Взгляд наш чистый и добрый.

-Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно. И  для вас уже не секрет, что  уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

 

 

-Ребята, а Вы любите ходить в гости? Назовите правила поведения в гостях.

-Когда вы принимаете дома гостей?

А в  какие праздники?

А какие вы знаете праздники нашей страны?

Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушайте стихотворение:

По широкой Руси – нашей матушке

                                                  Колокольный звон разливается.

                                                         Так в народных праздниках ныне

                                                   Добро к людям, любовь прославляются.

-Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на урок?

 

Тема нашего урока

 

- Что бы вы хотели узнать о праздниках народов России

 

 

 

-Сегодня мы узнаем  какие праздники являются главными в некоторых религиях, а так же их традиции и обряды.

 

Учитель

-А кто может мне подсказать, какие религии самые распространенные в нашей стране.

 

- А какие народы исповедуют эти религии?

 

 

Учитель – У вас на столах лежит лист, на котором мы видим «Колесо успеха» (Приложение № 1) оно разделено на 3 части, каждая часть имеет название религии. Каждый круг определяет «стоимость» ваших знаний о культуре, традициях,  каждой из религий от 1 до 10 баллов. Красным карандашом обведите тот балл, который соответствует вашим знаниям в начале урока.

 

Учитель: К сегодняшнему уроку вы провели большую подготовительную работу по группам, приготовили сообщения  об истории, традициях этих праздников.

Надеюсь, что новые знания помогут вам лучше узнать о традициях  наших предков.

 

 

Учитель

Послушайте стихотворение

Блины манящим ароматом,
Зовут гостей за щедрый стол.
Зима на выдумки богата,
Но всё ж весну-красну мы ждем.

 

Учитель

-Ребята, а в какой христианский праздник пекут блины?

В этом году Масленица была с 12-18 февраля

 

 

-Сейчас нам Лида расскажет про этот праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какие христианские традиции Масленицы вы можете назвать?

Учитель -А теперь послушайте стихотворение

Солнце жмурится с небес,
Землю освещает,
Этот праздник людям всем
Счастье предвещает.

Словно чудо из чудес,
Словно в дивной сказке,
Наступила, наконец,
Золотая Пасха!

В этом году Пасха будет 8 апреля.
Сейчас нам Глеб расскажет про это праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие христианские традиции  Пасхи вы можете назвать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Ребята, скажите, народы каких национальностей проживают на территории Ляпуново.

Учитель. По данным нашей Администрации, на нашей территории проживают:  буряты, башкиры, украинцы, чуваши, грузины, чечены, но больше всех из перечисленных народов проживает  казахов.

- Кто может сказать -Какую религию исповедают казахи?

 -а буряты?

-А вы знаете, какие великие праздники отмечают у этих народов?

 

-Сейчас поработаем в группах. Ваша задача – найти особенности каждого праздника и заполнить «интеллект-карту»(Приложение №  2) для каждого праздника «вашего» народа и предоставить защиту групп. У вас на столах лежат ЗЕЛЕНЫЕ листы с текстами праздников.

 -Прочитайте эти тексты  и заполните «Интеллект-карты» на желтых листах.

 

-Какие традиции, обряды характерны для праздника Рамадан – байрам? Послушаем 1 группу.

 

 

 

 

- Какие традиции характерны для праздника Сагаалган?

 

 

 

 

 

 

– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?

– О чём вы никогда не знали?

– Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире среди разных народов.

– Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?

 

-Вот мы и познакомились с историей некоторых религиозных праздников.

Ребята, много различий между мусульманской, христианской и буддистской религиями, но что объединяет людей разной веры?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вернёмся к колесу успеха. Определите  «стоимость» ваших знаний о культуре, традициях,  каждой из религий от 1 до 10 баллов в конце урока, обведите зеленым карандашом соответствующий балл.

Посмотрим внимательно на «Колесо успеха».

-Я вижу, что вы успешно справились сегодня на уроке, поскольку «стоимость» ваших знаний выросла.

 

Дифференцированное -домашнее задание предлагаю по выбору:

1. Поиграть в интеллектуальную игру  «Юный эрудит»(Приложение № 3)

2. Составить кроссворд по  матрице  (приложение № 4 )

 

- А теперь я предлагаю вам выйти в центр класса.

-Прочитайте, что написано на каждой ленточке?

 

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

- на этом наш урок закончен.

- Спасибо всем вам за работу.

 

 

 

 

 

Подготовка рабочих мест к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

( Дети высказывают свои предположения)

-в праздники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

(Праздники народов России)

 

Как празднуются праздники народов России, какие существуют традиции празднования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Христианство, мусульманство и буддизм

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети - Масленица

 

 

1 группа  «Масленица»

 

Инишева Лидия: Масленица — древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год.

По одной из версий в основе возникновения слова "Масленица" лежит русский обычай выпекания блинов. Эта традиция связана с желанием людей расположить к себе солнышко, уговорить его при помощи блинов согреть замерзшую землю.

А пришла к нам Масленица на 7 дней. Каждый день особый.
Сейчас мы вам расскажем.

( дети становятся  с макетами блинов в руках, на блинах написаны название масленичных дней.)
Ребенок: 
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
Ребенок: 
Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.
Ребенок: 
Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!
Ребенок: 
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
Ребенок: 
«Тещины вечерки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!
Ребенок: 
А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
Ребенок: 
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!
 

В преддверии длительного поста люди стараются полакомиться вкусными и разнообразными блюдами, и ни в чем себе не отказывать.

Но блины не единственное угощение на праздники. Как правило, на Масленицу накрывают богатый стол — подают и оладьи, и пирожки с разнообразными начинками (грибной, творожной, капустной и так далее).

Масленица славилась не только богатым угощением — в это время проводят массовые катания с горок, танцы, народные пения, разводят костры. Но основной традицией считается сжигание масленичного чучела на костре. Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну.

Лида: 
А теперь давайте посмотрим, умеете вы блины печь, да гостей встречать?
 

Игра  «Напеки блинов»
(Дети делятся на 2 команды. Каждой команде по сковородке с 5 блинами, поставить на столики по 1 тарелке, каждый ребенок добегает со сковородой до тарелки и кладет в пустую тарелку 1 блин , участвует по 5 детей в 2 команды).

 

Представление блюд родителями

Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Масленица, здравствуй!
Видеть тебя рады!
Блинчиков желаем
Сладких, с шоколадом!

Пирожков и пончиков
С джемом и вареньем,
А еще – оладушек
И конфет с печеньем!

Вкусной красной рыбки,
Курочки, колбаски,
Пиццы, пельмешков
Как из доброй сказки!

Скоро пост начнется,
Будем, есть картошку,
А пока ребята,
Наполняем ложку!

 

Выпекание блинов, сжигание масленичного чучела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа «Пасха Христова»

Карпов Глеб: Днем празднования  Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.

На Руси этот светлый день празднуется с Х века.

Пасха – это день обильного угощения. На Пасху – пир горой! Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд.  Люди приветствуют друг друга радостно «Христос Воскресе!» и слышат  в ответ«Воистину Воскресе!»

В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола.

     Православные в день Пасхи не ездят на кладбища, т.к. праздник жизни предназначен для живых.

    Для праздничного стола пекут пасхальные куличи (сладкий хлеб), делают пасхи из творога, красят яйца.

Крашеное яйцо – символ новой жизни.

 

Игра «Вертушка»

 

Представление блюд родителями

 

Словно яркая раскраска,

К нам домой, явилась пасха.

Принесла в своём лукошке,

Яйца, булочки, лепёшки,

Пироги, блины и чай.

Пасху весело встречай!

(посещение храма, крестный ход вокруг храма, крашение яиц (правильно в красный цвет), освящение куличей, люди славили воскрешение Иисуса Христа, большой пост перед Пасхой, Пасха – подвижный праздник, Пасха – праздник радости, посещение больных, бедных, раздача угощений).

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

 

(ответы детей)

 

 

 

У первой группы текст  Рамадан –байрам,

у 2 группы Сагаалган (Новый Год) ,

 

 

 

 

 

(Дети заполняют таблицы)

 

 

 

 

Защита 1-ой группы

(строгий пост, раздача угощений бедным, посещение больных, восхваление Аллаха, пост перед праздником, посещение мечети, надевают праздничную одежду )

 

Защита 2-ой группы

(встреча и проводы гостей, жертвоприношение духам, хозяевам местности, приготовление национальных блюд, устраивали состязания, связанные с костями животных)

 

 

Ответы детей

 

 

 

(Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)

 

(Их традиции, обычаи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Люди учатся быть добрыми, помогать нуждающимся, ценить жизнь, уважать старших.

вера в одного бога, любая религия учит добру и любви, и Иисус и Аллах и Будда,  проявляли милосердие к людям и учили на своём примере заботиться о больных, слабых и бедных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лена берет зонтик, а остальные берутся за разноцветные ленточки(пришиты к зонту)

На ленточках прикреплены

карточки с национальностями народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

Слайд 2 (цель урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

Слайд 4 «Колесо успеха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11 (видео)

 

остановить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

 

«КОЛЕСО УСПЕХА»                                                          «КОЛЕСО УСПЕХА»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

1 группа.  « Праздник разговения Рамадан – байрам»

Праздник Рамадан- байрам наступает после священного месяца Рамадан, когда мусульмане 30 дней соблюдали строгий пост в течение всего светового дня. Последователей мусульманства называют мусульмане. Мусульманство исповедают – татары, башкиры, казахи, чеченцы. Праздник отмечается в честь пророка Мухаммада, который постился и в последний день поста получил от Аллаха первые стихи Корана – священной книги мусульман. Праздник продолжается  три дня.

 В этот день, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву. После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу. Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование,  принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших. Во время празднования Рамадан-байрама, на столе в семьях мусульман стоят блюда из тушёной баранины, рыбы и овощей, свежий хлеб, зелёные и чёрные оливки, финики, изюм, инжир, фисташки и миндаль. 

_____________________________________________________________________________________________

 

2 группа  Праздник Белого месяца – Сагаалган (Новый год)

Слово «буддизм» в переводе означает «учение Просветлённого», или учение Будды.

Возникло учение более 2500 лет назад в Индии. Последователей буддизма называют буддистами.

Праздник Белого месяца – Сагаалган, встреча Нового года по лунному календарю, символизирующий начало весны у народов Бурятии, Калмыкии, республике Тыва, а также жителей отдельных регионов Индии, Монголии, Китая и Тибета. 
Наиболее почитание среди божеств воздаётся Богине Балдэн Лхамо. По этому календарю встречают Новый год в Тыве, Калмыкии, Бурятии. Согласно восточному календарю начинает цикл год мыши, а заканчивает год свиньи.

У бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей (встреча и проводы гостей, жертвоприношение духам, хозяевам местности). Одним из важных элементов Сагаалгана является приготовление национальных блюд. В меню преобладали молочные и мясные продукты, лепили бузы (позы). Существует поверье, что чем больше будет гостей в первый день года, тем счастливее будет наступающий год. Вечером устраивали состязания, связанные с костями животных, символизирующие плодородия скота.

1 группа  «Интеллект-карта» «Праздники разных народов» для групповой работы

 

 

Мусульманство

Народности

 

Название праздников

 

 

В честь кого отмечаются?

 

Продолжительность

 

Что происходит в день праздника?

 

Праздничный стол

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа«Интеллект-карта» «Праздники разных народов» для групповой работы

 

 

Буддизм

Народности

 

Название праздников

 

 

В честь кого отмечаются?

 

Продолжительность

 

Что происходит в день праздника?

 

Праздничный стол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Интеллектуальная игра «Юный эрудит»

Задание: соедини стрелками

 

 

Священная книга

Обряд

Праздник

Угощение

Имя святого

Коран

Мечеть

Библия

кулич

Аллах

Крестный ход

Курбан-Байрам

Масленица

Храм

Пасха

Тора

подарки

Будда

Мухаммад

Новый год

блины

маца

Иисус Христос

молебен

мось

 

Приложение №4

Матрица кроссворда «Праздники народов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Народ исповедующий христианство

2.Народ, исповедующий мусульманство

3.Народ, исповедующий буддизм

4.Праздник народов, исповедующих христианство

5.Праздник народов исповедующих мусульманство

6.Праздник народов, исповедующих буддизм

 

 

21 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий