Цели урока
Методы: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение, синтез, эвристический
Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
Оборудование: Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор; флипчарт урока, учебник «Основы светской этики», автор М, Т. Студеникин, выступления детей о праздниках «Масленица», «Пасха» (2 человека).
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Примечание |
цели урока
Работа в группах.
|
-Здравствуйте. Сегодня у нас очередное занятие по ОРКСЭ. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь. -Улыбнёмся друг другу глазами. -Взгляд наш чистый и добрый. -Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
-Ребята, а Вы любите ходить в гости? Назовите правила поведения в гостях. -Когда вы принимаете дома гостей? А в какие праздники? А какие вы знаете праздники нашей страны? Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушайте стихотворение: По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Так в народных праздниках ныне Добро к людям, любовь прославляются. -Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на урок?
Тема нашего урока
- Что бы вы хотели узнать о праздниках народов России
-Сегодня мы узнаем какие праздники являются главными в некоторых религиях, а так же их традиции и обряды.
Учитель -А кто может мне подсказать, какие религии самые распространенные в нашей стране.
- А какие народы исповедуют эти религии?
Учитель – У вас на столах лежит лист, на котором мы видим «Колесо успеха» (Приложение № 1) оно разделено на 3 части, каждая часть имеет название религии. Каждый круг определяет «стоимость» ваших знаний о культуре, традициях, каждой из религий от 1 до 10 баллов. Красным карандашом обведите тот балл, который соответствует вашим знаниям в начале урока.
Учитель: К сегодняшнему уроку вы провели большую подготовительную работу по группам, приготовили сообщения об истории, традициях этих праздников. Надеюсь, что новые знания помогут вам лучше узнать о традициях наших предков.
Учитель Послушайте стихотворение Блины манящим ароматом,
Учитель -Ребята, а в какой христианский праздник пекут блины? В этом году Масленица была с 12-18 февраля
-Сейчас нам Лида расскажет про этот праздник
-Какие христианские традиции Масленицы вы можете назвать? Учитель -А теперь послушайте стихотворение Солнце жмурится с небес, В этом году Пасха будет 8 апреля.
Какие христианские традиции Пасхи вы можете назвать?
Учитель. Ребята, скажите, народы каких национальностей проживают на территории Ляпуново. Учитель. По данным нашей Администрации, на нашей территории проживают: буряты, башкиры, украинцы, чуваши, грузины, чечены, но больше всех из перечисленных народов проживает казахов. - Кто может сказать -Какую религию исповедают казахи? -а буряты? -А вы знаете, какие великие праздники отмечают у этих народов?
-Сейчас поработаем в группах. Ваша задача – найти особенности каждого праздника и заполнить «интеллект-карту»(Приложение № 2) для каждого праздника «вашего» народа и предоставить защиту групп. У вас на столах лежат ЗЕЛЕНЫЕ листы с текстами праздников. -Прочитайте эти тексты и заполните «Интеллект-карты» на желтых листах.
-Какие традиции, обряды характерны для праздника Рамадан – байрам? Послушаем 1 группу.
- Какие традиции характерны для праздника Сагаалган?
– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило? – О чём вы никогда не знали? – Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире среди разных народов. – Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?
-Вот мы и познакомились с историей некоторых религиозных праздников. Ребята, много различий между мусульманской, христианской и буддистской религиями, но что объединяет людей разной веры?
- Вернёмся к колесу успеха. Определите «стоимость» ваших знаний о культуре, традициях, каждой из религий от 1 до 10 баллов в конце урока, обведите зеленым карандашом соответствующий балл. Посмотрим внимательно на «Колесо успеха». -Я вижу, что вы успешно справились сегодня на уроке, поскольку «стоимость» ваших знаний выросла.
Дифференцированное -домашнее задание предлагаю по выбору: 1. Поиграть в интеллектуальную игру «Юный эрудит»(Приложение № 3) 2. Составить кроссворд по матрице (приложение № 4 )
- А теперь я предлагаю вам выйти в центр класса. -Прочитайте, что написано на каждой ленточке?
Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина - Россия, У нас у всех одна. - на этом наш урок закончен. - Спасибо всем вам за работу. |
Подготовка рабочих мест к уроку
( Дети высказывают свои предположения) -в праздники
Ответы детей
(Праздники народов России)
Как празднуются праздники народов России, какие существуют традиции празднования.
Христианство, мусульманство и буддизм
Ответы детей
Дети - Масленица
1 группа «Масленица»
Инишева Лидия: Масленица — древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. По одной из версий в основе возникновения слова "Масленица" лежит русский обычай выпекания блинов. Эта традиция связана с желанием людей расположить к себе солнышко, уговорить его при помощи блинов согреть замерзшую землю. А пришла к нам Масленица на 7 дней. Каждый день особый. ( дети становятся с макетами блинов в руках, на блинах написаны название масленичных дней.) В преддверии длительного поста люди стараются полакомиться вкусными и разнообразными блюдами, и ни в чем себе не отказывать. Но блины не единственное угощение на праздники. Как правило, на Масленицу накрывают богатый стол — подают и оладьи, и пирожки с разнообразными начинками (грибной, творожной, капустной и так далее). Масленица славилась не только богатым угощением — в это время проводят массовые катания с горок, танцы, народные пения, разводят костры. Но основной традицией считается сжигание масленичного чучела на костре. Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну. Лида: Игра «Напеки блинов»
Представление блюд родителями Встанем утром рано, Масленица, здравствуй! Пирожков и пончиков Вкусной красной рыбки, Скоро пост начнется,
Выпекание блинов, сжигание масленичного чучела
2 группа «Пасха Христова» Карпов Глеб: Днем празднования Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. На Руси этот светлый день празднуется с Х века. Пасха – это день обильного угощения. На Пасху – пир горой! Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд. Люди приветствуют друг друга радостно «Христос Воскресе!» и слышат в ответ«Воистину Воскресе!» В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Православные в день Пасхи не ездят на кладбища, т.к. праздник жизни предназначен для живых. Для праздничного стола пекут пасхальные куличи (сладкий хлеб), делают пасхи из творога, красят яйца. Крашеное яйцо – символ новой жизни.
Игра «Вертушка»
Представление блюд родителями
Словно яркая раскраска, К нам домой, явилась пасха. Принесла в своём лукошке, Яйца, булочки, лепёшки, Пироги, блины и чай. Пасху весело встречай! (посещение храма, крестный ход вокруг храма, крашение яиц (правильно в красный цвет), освящение куличей, люди славили воскрешение Иисуса Христа, большой пост перед Пасхой, Пасха – подвижный праздник, Пасха – праздник радости, посещение больных, бедных, раздача угощений).
(ответы детей)
(ответы детей)
(ответы детей)
У первой группы текст Рамадан –байрам, у 2 группы Сагаалган (Новый Год) ,
(Дети заполняют таблицы)
Защита 1-ой группы (строгий пост, раздача угощений бедным, посещение больных, восхваление Аллаха, пост перед праздником, посещение мечети, надевают праздничную одежду )
Защита 2-ой группы (встреча и проводы гостей, жертвоприношение духам, хозяевам местности, приготовление национальных блюд, устраивали состязания, связанные с костями животных)
Ответы детей
(Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)
(Их традиции, обычаи)
- Люди учатся быть добрыми, помогать нуждающимся, ценить жизнь, уважать старших. вера в одного бога, любая религия учит добру и любви, и Иисус и Аллах и Будда, проявляли милосердие к людям и учили на своём примере заботиться о больных, слабых и бедных.
Лена берет зонтик, а остальные берутся за разноцветные ленточки(пришиты к зонту) На ленточках прикреплены карточки с национальностями народов.
|
Слайд 1
Слайд 2 (цель урока)
Слайд 3
Слайд 4 «Колесо успеха»
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11 (видео)
остановить
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
«КОЛЕСО УСПЕХА» «КОЛЕСО УСПЕХА»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
1 группа. « Праздник разговения Рамадан – байрам»
Праздник Рамадан- байрам наступает после священного месяца Рамадан, когда мусульмане 30 дней соблюдали строгий пост в течение всего светового дня. Последователей мусульманства называют мусульмане. Мусульманство исповедают – татары, башкиры, казахи, чеченцы. Праздник отмечается в честь пророка Мухаммада, который постился и в последний день поста получил от Аллаха первые стихи Корана – священной книги мусульман. Праздник продолжается три дня.
В этот день, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву. После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу. Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших. Во время празднования Рамадан-байрама, на столе в семьях мусульман стоят блюда из тушёной баранины, рыбы и овощей, свежий хлеб, зелёные и чёрные оливки, финики, изюм, инжир, фисташки и миндаль.
_____________________________________________________________________________________________
2 группа Праздник Белого месяца – Сагаалган (Новый год)
Слово «буддизм» в переводе означает «учение Просветлённого», или учение Будды.
Возникло учение более 2500 лет назад в Индии. Последователей буддизма называют буддистами.
Праздник Белого месяца – Сагаалган, встреча Нового года по лунному календарю, символизирующий начало весны у народов Бурятии, Калмыкии, республике Тыва, а также жителей отдельных регионов Индии, Монголии, Китая и Тибета.
Наиболее почитание среди божеств воздаётся Богине Балдэн Лхамо. По этому календарю встречают Новый год в Тыве, Калмыкии, Бурятии. Согласно восточному календарю начинает цикл год мыши, а заканчивает год свиньи.
У бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей (встреча и проводы гостей, жертвоприношение духам, хозяевам местности). Одним из важных элементов Сагаалгана является приготовление национальных блюд. В меню преобладали молочные и мясные продукты, лепили бузы (позы). Существует поверье, что чем больше будет гостей в первый день года, тем счастливее будет наступающий год. Вечером устраивали состязания, связанные с костями животных, символизирующие плодородия скота.
1 группа «Интеллект-карта» «Праздники разных народов» для групповой работы
|
Мусульманство |
Народности |
|
Название праздников
|
|
В честь кого отмечаются? |
|
Продолжительность |
|
Что происходит в день праздника? |
|
Праздничный стол |
|
2 группа«Интеллект-карта» «Праздники разных народов» для групповой работы
|
Буддизм |
Народности |
|
Название праздников
|
|
В честь кого отмечаются? |
|
Продолжительность |
|
Что происходит в день праздника? |
|
Праздничный стол |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Интеллектуальная игра «Юный эрудит»
Задание: соедини стрелками
Священная книга Обряд Праздник Угощение Имя святого |
Коран |
Мечеть |
|
Библия |
|
кулич |
|
Аллах |
|
Крестный ход |
|
Курбан-Байрам |
|
Масленица |
|
Храм |
|
Пасха |
|
Тора |
|
подарки |
|
Будда |
|
Мухаммад |
|
Новый год |
|
блины |
|
маца |
|
Иисус Христос |
|
молебен |
|
мось |
Приложение №4
Матрица кроссворда «Праздники народов России»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Народ исповедующий христианство |
|||||||||||||
2.Народ, исповедующий мусульманство |
|||||||||||||
3.Народ, исповедующий буддизм |
|||||||||||||
4.Праздник народов, исповедующих христианство |
|||||||||||||
5.Праздник народов исповедующих мусульманство |
|||||||||||||
6.Праздник народов, исповедующих буддизм |
|||||||||||||
|