Автор: Галецкий Александр
Страна: Республика Беларусь
Город: г. Минск
Организация: Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы"
Проект: Вне проекта

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЕБ-ПСИХОЛОГОВ

 

УДК 37.015.3

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЕБ-ПСИХОЛОГОВ

 

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING IN THE PREPARATION OF WEB-PSYCHOLOGISTS

 

Е.И. Бараева, А.В. Галецкий, Т.Ю. Шлыкова

Республиканский институт высшей школы, Минск

Республиканский институт высшей школы, Минск

Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники, Минск

 

E.I.Baraeva, A.V. Galetski, T.Y. Shlykova

National Institute of Higher Education, Minsk

National Institute of Higher Education, Minsk

The Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics, Minsk

 

 

В статье описаны интерактивные технологии, апробированные в дистанционном обучении по специальности переподготовки “Веб-психология”. Рассмотрены возможности интерактивных технологий в решении задач образовательной практики - развития, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование познавательной мотивации слушателей в учебной деятельности.

Ключевые слова: интерактивные технологии; дистанционное обучение; инновационная педагогика; фасилитация; гуманизация педагогического процесса; интегративный подход.

 

The article describes interactive technologies that have been tested in distance learning in the retraining specialty “Web Psychology”. Possibilities of interactive technologies in solving problems of educational practice - development, intellectual and creative abilities, stimulation of cognitive motivation of students in educational activities are considered.

Key words: interactive technologies; distance learning; innovative pedagogy; facilitation; humanization of the pedagogical process; integrative approach.

 

Инновационный характер взаимодействий в социальной сфере, прогресс в ИТ-индустрии, цифровая трансформация экономики требуют переориентации сознания педагога на инновационный характер профессиональной деятельности. Именно инновационная деятельность призвана помочь преодолеть нарастающий диссонанс между системой образования и вызовами времени. В условиях пандемии COVID-19 дистанционное обучение, позволяющее получить образование на расстоянии, вне зависимости от географических и физиологических ограничений, стало эффективным способом реализации учебного процесса при помощи новейших телекоммуникационных технологий (М. А. Рунова, 2020).

Переход на дистанционное обучение как вид деятельности, отвечающий современным социальным условиям, потребовал более гибких моделей обучения и преподавания, первостепенными из которых стали интерактивные технологии, предполагающие активное коммуникационное взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом для повышения вовлечения учащихся в учебный процесс. Мы не разделяем здесь “активное” и “интерактивное” обучение, относя к последнему игровое обучение, анализ  и решение ситуационных задач, метод мозгового штурма, построение майндмэпов, кластеров и фишбоунов, метод проектов, проблемную лекцию, лекцию с заранее запланированными ошибками, эвристический диалог, сократический диспут, коллективную мыслительную деятельность, групповые дискуссии, работу с интерактивным учебным материалом, общение по электронной почте, в чате, различные виды интерактивного контроля знаний (телеконференции, онлайн-тесты, групповые проекты, индивидуальные файлы с заданиями), предоставление обратной связи студентам в процессе обучения, возможности повторного обращения к учебным материалам (Е. А. Гараева и др., 2016), поскольку в научной литературе нет четкой дифференциации активных и интерактивных методов, и одни и те же методы относят как к активным, так и к интерактивным (Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова, 2017).

В настоящее время в образовательной практике существуют две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: реализация технологического подхода к его проектированию и осуществлению и гуманизация отношений педагога и обучающихся. Одной из основных задач обучения становится фасилитация, т. е. направление процесса освоения знаний студентами, выявление многообразия их точек зрения в формате полилога, стимуляция и поощрение их активности и открытости к диалогическим формам занятий, взаимообогащения опыта теории и практики. Интерактивные педагогические технологии в условиях дистанционного обучения способствуют оптимальному восприятию и усвоению учебного материала через эмоциональное присвоение знания в форме метанавыков, формирующее у обучающихся также чувство эмоциональной значимости, мотивацию и осознание ценности образования (Д. Питерсон, 1999; А. Д. Король, 2017).

Современные интерактивные методы обучения невозможны без применения мультимедийного контента (презентации, цифровые учебные материалы, сайты, видеоролики, изображения и графическая информация). Подготовка веб-психологов в РИВШ была реализована при помощи платформ Google, Moodle, Zoom, мессенджеров Viber и Telegram, позволяющих интегрировать дидактические, методические, эргономические, психолого-педагогические компоненты обучения, проводя оперативный контроль над ходом усвоения знаний и учет прогресса в формировании умений и навыков. Это создает возможности для удобных и доступных форм представления и восприятия информации, расширяет  возможности для активного самообучения, неограниченного общения с преподавателями и студентами в форме интерактивной обратной связи в процессе выполнения совместных проектов.

Как показывает практика, интерактивное об­разование является более эффективным, поскольку позволяет обучающимся генерировать в 2 раза больше идей в сравнении с индивидуальными результатами, при этом  групповой результат деятельности обладает большей точностью [6; 36]. К тому же интерактивные онлайн-занятия с вовлеченностью всех участников учебного процесса оказываются более резуль­тативны, нежели традиционные формы занятий, осуществляемые онлайн [6; 36].

Опираясь на технологические модели инновационного обучения М. В. Кларина (обучение как усвоение заданных образцов, как дискуссия, как игра, как исследование), концепцию эвристического диалога и метапредметного обучения (А. Д. Король, 2017) и принципы диалектического мышления (М. Бессечес, 1984; М. Линехан, 1993), интерактивные формы обучения, ориентированные на широкое взаимодействие преподавателя и студентов (И. Ю. Бурханова и др., 2012), позволяют осваивать новую тему в результате “открытия истины” при помощи свободного обмена мнениями, моделирования практических ситуаций в ходе занятия, обеспечивая высокий уровень активности учащихся (В. Оконь, 2012), более активную работу с учебным материалом, повышение интереса к учебе, лучшее усвоение материала, формирование осознанных практических навыков, формирование коммуникативных умений и навыков (Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова, 2017), развитие навыков осознанной саморегуляции со время занятий, что говорит об очевидной необходимости овладения интерактивными методами в современном образовании, в том числе в дистанционном обучении.

Перечисленные интерактивные методы обучения были апробированы в практике подготовки веб-психологов в течение двух лет. При проведении занятий были использованы следующие методы:

1.    Ролевые игры: “Консультирование онлайн”, “Психологическая помощь по телефону”, “Психологическая служба онлайн”, “Противостояние кибербуллингу”, “Противостояние моббингу в коллективе”, моделирующие конкретные ситуации и решение конкретных задач, позволяющие тренировать профессиональные навыки, выполняя различные профессиональные роли и отрабатывая техники.

2. Погружение в тему через ассоциативные ряды, создаваемые учениками, их анализ и рефлексия.

3.    Групповые тематические дискуссии, воздействующие на мнения, позиции и установки участников и позволяющие принимать продуктивные и оптимальные коллективные решения.

4.    Визуализационные методы структуризации информации: “фишбоун”, “кластер”, “майндмэп”, “солярная” логико-смысловая модель (например, при построении “Дорожной карты моего развития как специалиста в области психологии”).

5.    Освоение новой темы в процессе группового обсуждения, где педагог выполняет роль модератора, постепенно открывая новый материал, а часть материала студенты осваивают самостоятельно путем размышлений и предположений.

6.    Эвристический диалог как “управляемое открытие”: вопросно-ответный способ освоения материала, в ходе которого педагог умело поставленными вопросами побуждает обучающихся открывать новые понятия и знания на основе уже имеющихся знаний и опыта, а сопоставление с культурно-историческими аналогами и их эмоциональное присвоение ведут к личностным преобразованиям и приращениям студентов.

7.    Мозговой штурм, как коллективная мыслительная деятельность по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.

8.    Написание РАФТ-текстов на психологические темы.                

9.    Учебное исследование, позволяющее использовать исследовательские умения студентов в процессе получения ими знаний и выполнения конкретных практических действий, осуществляются на основе анализа конкретных ситуаций из повседневной жизни. Результаты исследований в последующем обсуждаются на семинаре, где предлагаются варианты решения рассматриваемой проблемы   

10. Подготовка студентом презентации на заданную тему, проведение доклада, мастер-класса по ней.

11.Командная и групповая работа: “Профилирование: психологический портрет интернет-буллера, онлайн-грумера и др.”, “Создание формулы информационного воздействия”, “Разработка правил модерации сетевых сообществ”, предуматривающая совместное решение студентами конкретных учебных задач,  генерирование идей в малых группах, публичное выступление с представлением и защитой предлагаемых решений, выбор лучших из них.

12.Групповой проект, например, “Профилактика и противодействие деструктивным коммуникациям в Интернет”, “Проект психологической службы в веб-пространстве” делает акцент на формировании практических навыков и получении практических результатов на основе теоретических знаний, способствует созданию положительной мотивации к обучению.       

13.Создание и ведение студентами групп, сообществ, аккаунтов и веб-страниц психологической направленности, создание студентами веб-сайтов психологической направленности.

14.Ситуационный анализ кейсов, предполагающий исследование и решений конкретной ситуации либо задачи по определенному алгоритму.           

15.Создание портфолио, предполагающего накопление обучающимся комплекса практических результатов работы в рамках учебного курса, подтверждающих его успешное освоение.                    

16.Тренинг, формирующий знания, умения и навыки, приобретение социального опыта в решении практических задач, и являющийся методом самораскрытия личности через деятельность, подкрепленную моральными установками .

17.Демонстрационная сессия психологического консультирования онлайн. Рефлексия, демонстрация и разбор техник.

18.Моделирование исследований, экспериментов и опросов, проводимых студентами.

19.Обучение методам эмоционально-волевой саморегуляции и когнитивной реструктуризации, корректирующим нерешенные проблемы адаптации учащихся: прогрессивной нейромышечной релаксации, дыхательным техникам, техникам направленного внимания онлайн, техникам оспаривания негативных автоматических мыслей.

20. Бланки саморефлексии (“Чего я хочу? Что мне мешает? Что я могу сделать для того, чтобы достичь цели? Какие у этого могут быть последствия? Анализ результатов: ресурсы и дефициты”).

Перечисленные методы ориентированы на формирование познавательной мотивации у студентов; способствуют формированию отношений между преподавателем и слушателями, основанных на принципах равенства, взаимоуважения и взаимоподдержки, что способствует просоциальной ориентации будущих специалистов;  развивают навыки групповой работы.

Личностно-ориентированная парадигма обучения делает акцент на вовлечении личности в процесс, ментализации и рефлексии собственного учебного процесса обучающимся, эмоциональном присвоении полученных знаний, активном участии в занятиях, диалоговой и дискуссионной форме подачи материала. Обучение в формате онлайн-конференции, требующее от преподавателя не только навыков ИТ-компетентности, но широкого дидактического арсенала - навыков модерации дискуссий и  “управляемого открытия”, готовности к непрерывной виртуальной коммуникации и индивидуальной обратной связи, позволяет интенсифицировать образовательный процесс, стимулируя познавательную и мыслительную  деятельность учащихся, реализовать коллективные формы работы - дискуссии, обсуждения, беседы, ролевую и командную игру, проектирование, активное освоение темы в процессе обсуждения, широко используя эвристический диалог и побуждая каждого участника к самостоятельным рассуждениям и высказываниям, формируя основу для успешной самостоятельной и коллективной деятельности.

Эвристическое, диалектическое и саморегулируемое обучение ставят своей целью конструирование обучающимися новых смыслов, целей и содержания образования, а также новых типов поведения, принятия на себя ответственности и обязательств, развития навыков гибкого моделирования и программирования своей деятельности на просоциальной основе. Единая информационно-образовательная среда дистанционного обучения, созданная на основе сетевых систем, требует разработки методического сопровождения, основанного на эвристических и диалектических принципах организации учебной деятельности.

Вышесказанное определяет необходимость специальной подготовки преподавателей для работы в дистанционном обучении, формирования у них готовности применять интерактивные технологии в дистанционном образовательном процессе.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Берков, В. Ф. Модернизация системы образования в республике Беларусь: вопрос остается открытым. Социология : научно-теоретический журнал / Белорусский государственный университет. – 2016. – № 4. – С. 69-73.
  2. Бороненко Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова // Научный диалог. — 2017. — No 1. — С. 227—243.
  3. Интернет-занятия по учебным предметам : разработки участников оргдеятельностного семинара «Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие» / под ред. А. Д. Короля. — Гродно: ГрГУ, 2017.-56 с.
  4. Король, А. Д. Диалог в образовании: эвристический аспект / А. Д. Король. - М.: ЦДО «Эйдос»; Иваново: Издательский центр «Юнона», 2009. - 260 с.
  5. Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 18-25.
  6. Король, А. Д. Обучение через открытие : в поисках учени­ка. Книга для Учителя и Родителя / А. Д. Ко­роль. - Минск : Вышэйшая школа, 2017. - 56 с.
  7. Король, А. Д. Урок-диалог: как подготовить и провести / под ред. А. В. Хуторского. - М.: Изд.-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2012. - 54 с.
  8. Краевский, В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие дая сгуд. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
  9. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Открытое образование. - V.24, № 3, 2020. - С. 56-66. - Режим доступа:  https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-56-66. - Дата доступа: 04.02.2021.
  10. Межуев, В. М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире / В. М. Межуев // Вопросы философии. - 2011. — № 9. — С. 65-73.
  11. Рунова А. А. Применение интерактивных методов и технологий в дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. - 2020, №7(10). - С. 78-81. - Режим доступа: https://apni.ru/article/556-primenenie-interaktivnikh-metodov-i-tekhnolog. - Дата доступа: 04.02.2021.
  12. Хуторской, А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) / А. В. Хуторской, А. Д. Король // Вопросы философии. - 2008. - № 4. - С. 109-114.
  13. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения / А В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
  14. Хуторской, А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей / А.В. Хуторской // Народное образование. 2014. № 4. С. 153–159.

 

(Дата подачи: 20.02.2021)

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий