Автор: Овсянкина Анна Юрьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт - Петербург
Организация: ГБДОУ детский сад 20 Кировского района
Проект: Начало Империи

Что расскажет нам портрет!?

 

Цель:

Приобщение детей к духовно-нравственным традициям родной страны.

Задачи:

  • Формирование интереса к отечественной истории и культуре России через знакомство с образом императора  Петра Первого в искусстве
  • Расширение представлений о произведениях живописи (портрете)
  • Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине, уважение к ее доблестным правителям и защитникам.
  • Знакомство с политическим и культурным вкладом в развитие Российской Империи царя Петра Первого
  • Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности
  • Формирование у дошкольников УУД: умение действовать по схеме, устанавливать соответствия между частью и целым объекта.

Предварительная работа:

Показ презентации «Основание Санкт- Петербурга», "Великий император Петр Первый"

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Подбери картинку», «Назови правильно», «Выложи по образцу», «Где это живет?», «Собери картинку», «Путешествие по Петропавловской крепости», «Узнай и назови скульптуру».

Подвижная игра: «Солдаты-бравые ребята!»

Беседа: «Где и как жили цари и царицы?»

Чтение художественной литературы: Л. Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком», «Сказки феи Летнего сада»; Л.Ю. Лупоядова, В.Н. Лупоядов «В гостях у истории».

Информационный материал для родителей «Прогулка выходного дня! Петропавловская крепость»

Проведение авторской экскурсии для детей и их родителей: "Детище Петра - Петропавловская крепость!"(см. Приложение 1)

Используемые образовательные технологии:

Игровая технология:развивающие игры В.В. Воскобовича "Чудо -крестики 2,3» и "Чудо соты ", цветные счетные палочки Кюизенера, развивающая игра "Блоки Дьенеша"

Методы и приемы:

Словесные (вопросы: уточняющие, познавательные, простые; пояснения), игровые (сюжетно – игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых), наглядные (рассматривание картин, действие по схеме, по образцу)

Дидактические материалы и технические средства обучения:

  1. Проектор и экран, мультимедийная доска, ноутбук
  2. Кукла «Солдат времен Петра Первого» или ее изображение на слайдах.
  3. Развивающая игра «Блоки Дьенеша» (схема-образец для выкладывания                                 « Крепость»)
  4. Развивающая игра «Палочки Кюизенера» (схема-образец для выкладывания «Кораблики»)
  5. Развивающая игра В.В. Воскобовича «Чудо- соты 1, 2. Чудо - крестики 2,3» (схема-образец для выкладывания «Достопримечательности Санкт - Петербурга»)
  6. Электронная презентация к занятию
  7. Краски, мелки, цветные карандаши, листы бумаги для рисования и для записи букв.

 

Содержание разработки:

Вводная часть

Слайд 2

За ширмой (на экране)появляется солдат, он здоровается с ребятами.

Воспитатель: Здравия желаем, солдат!

Солдат: Очень рад с вами познакомиться...

Воспитатель: Ребята, а кто может определить из какого времени это солдат к нам попал?

Ответы детей...

Солдат:Да, ребята я жил во времена императора Петра Первого...

Воспитатель: А мне вот кажется, что ты чем то расстроен? Может расскажешь, что случилось!?

Солдат: Да вот так хотел вам рассказать и показать, как мы жили, каким был наш великий император, что хорошего и интересного было в ту эпоху, а как это сделать не знаю...

Воспитатель: Ребята, а что мы делаем, чтобы сохранить какие то, особо ценные моменты в жизни, какой - то праздник, свое день рождения, какое - то событие интересное?

Ответы детей...

Воспитатель:

Правильно, мы их фотографируем...(на слайде появляется изображение фотоаппарата и мобильного телефона), используем для этого мобильный телефон или фотокамеру. Печатаем фотографии, и приклеиваем их в фотоальбом! Или вешаем на стену в фоторамках. А как же было раньше,  когда не было фотоаппаратов... А раньше вместо фотоаппаратов была кисть художника! Художники писали портреты, рисовали гравюры, писали картины каких - либо важных событий...

Слайд 3

Солдат: Ой, ребята, а вы не могли бы мне помочь составить такой альбом, альбом жизни нашего императора Петра Первого?

Воспитатель: Ну что же ребята, сможем мы помочь?

Ответы детей...

Воспитатель: Ребята, а как нам попасть в прошлое? (варианты ответов)

Слайд 4

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени... давайте прочитаем волшебные слова...

Основная часть

Слайд 5

Солдат: Вот мы и попали с вами во времена царя Петра Первого, приглашаю вас в путешествие...были в то время и войны и строительство большое, а началось все с того.....

Слайд 6

Воспитатель:

...Что 9 июня 1672 года в большой семье царя Алексея Михайловича родился мальчик, которого назвали Петр. Он был четырнадцатым ребенком в семье, что, впрочем, не помешало ему стать царем, ведь все старшие сыновья царя умерли. После смерти отца мальчик жил в подмосковном селе, которое называлось  Преображенское, где играл в солдатиков, командовал состоявшими из сверстников «потешными войсками» и изучал грамоту, военное дело и историю. В этом возрасте, еще до раннего вступления на престол, он и был изображен в «Царском титулярнике» — историческом справочнике тех лет.  Вот этот портрет совсем еще маленького мальчика, будущего императора.

Слайд 7

Воспитатель: Предлагаю вам поучаствовать в таких "потешных" маневрах....

Давайте из палочек Кьюзенера выложим кораблики для флота маленького царевича Петра Первого!

(дети выполняют задание по схеме или самостоятельно)

Ну что же очень хороший флот появился у царевича!

Слайд 8

Воспитатель: Перед вами еще один портрет, автор этого портрета Николай Лармессен, эта французская гравюра изображает двух малолетних российских царей, правящих одновременно — Петра I и его старшего брата Ивана. Оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Петр стали царями. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое царевна Софья, их старшая сестра, давала различные указания.

Слайд 9

Воспитатель: Вот и наш альбом наполняется первыми фотографиями, справа сама гравюра, а слева тот самый трон для царевичей.

Слайд 10

Воспитатель: Время шло, царь рос и поехал он учиться в другую страну, а как она называется вы узнаете, если расположите все буквы по порядку от 1 до 9... Назовите эту страну!

Слайд 11

Воспитатель: Правильно, именно в  Голландии  Петр Первый учится морскому делу, и там его портрет пишет голландский художник  Питер ван  дер Верфф, портрет расположен на левой странице нашего альбома.

Слайд 12

Солдат: А вы готовы стать моряками? (ответы детей)

Физминутка

Встали прямо, подтянулись,

И друг другу улыбнулись,

Не беда, что места мало,

Разомнемся для начала.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

по коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке,

И на левой непременно,

Вместе прыгаем сейчас,

И сначала еще раз,

А сначала в другой раз! (можно повторить 2-3 раза)

Слайд13

Воспитатель: В нашем альбоме появляется еще один портрет Петра Первого - это гравюра художника  Андриана Шхонебека (справа). Вот именно так выглядел Петр Первый, когда начал великое дело - строительство Санкт - Петербурга, города, в котором мы с вами живем, ставшим в последствии одним из самых красивых городов мира!  Именно в это  время Петр Первый издал указ о праздновании Нового года 1 января, и возникла замечательная традиция наряжать елку.

Слайд 14

Воспитатель: А вы не хотите побыть великими архитекторами? Давайте поможем Петру Первому построить наш город!

(выкладывание по схемам изображений достопримечательностей Санкт - Петербурга: Медный всадник, Таврический дворец, Аничков мост, Ростральная колонна)

Слайд 15

Воспитатель: Не только иностранные художники писали портреты нашего императора, русский художник  Иван Никитин тоже написал портрет Петра Первого. Парадный! Как вы думаете, что значит ПАРАДНЫЙ? (варианты ответов) Да правильно, торжественный, красивый...в этот период своего правления император Петр Первый делает еще одно очень значимое для России дело, именно в его правление в Санкт - Петербурге появилась первая газета! Санкт Петербургские ведомости! В нашем фотоальбоме она тоже есть!

Слайд 16

Солдат: Ребята, посмотрите, а вот уже современная газета и в ней появилась какая то новость. Сможете ее прочитать?

(дети составляют предложение из слов)

Слайд 17

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нас с вами смотрит царь Петр Первый с еще одного портрета, кисти художника Луи Каравакка. В это время в семье Петра первого произошли очень страшные события. Его сына Алексей был заключен в Петропавловскую крепость за попытку свержения власти своего отца.  И в камере этой крепости он умер. Изначально крепость была построена с целью укрепления города, но в последствии стала использоваться как тюрьма...Вот и нам с вами надо перестроить некоторые стены крепость по специальной схеме, она перед вами.

Слайд 18

 (дети выполняют задание по схеме)

Слайд 19

Воспитатель: Мы с вами продолжаем заполнять альбом, много великих дел совершил царь Петр Первый, но однажды во время страшного шторма, лодка с морякамиперевернулась и люди стали тонуть! Царь нераздумывая бросился на помощь. Здоровье царя было  подорвано, он заболел, и умер. Это печальное событие запечатлел на своей  картине все тот же русский художник Иван Никитин. Картина называется " Петр Первый на смертном одре", писал эту картину художник очень долго, так как проститься с таким великим человеком было много желающих, и похоронили Петра только через месяц. А вот где? Вы мне сами скажете, если отгадаете ребус...

Слайд 20

Воспитатель: Правильно похоронен Петр Первый в соборе Петропавловской крепости.

Солдат: Да ребята, на картинах художники изображали не только красивые и веселые события, но и трагические. Но я хочу вам показать еще одни портрет Петра Первого, автор этого портрета иностранный художник Иоганн Готфрид Таннауэр.

Заключительная часть

Слайд 21

 Воспитатель: Современники описывали Петра вот так: "Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Слайд 22

Предлагаю вам сейчас стать художниками и изобразить на своем полотне великого императора Петра Первого!

(дети рисуют,  используют различные техники рисования)

Слайд 23

Воспитатель: Ну что, пришло время прощаться с солдатом, и возвращаться обратно,  но мы всегда сможем попасть в то интересное время  благодаря нашему альбому! До свидания!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись, и  предлагаю рассмотреть ваши рисунки, какой царь Петр Первый на них? Какие качества были у этого человека? Хотели бы вы с ним познакомиться?

Предлагаю оформить для наших родителей выставку! Им тоже хочется узнать много о таком великом человеке!

16 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий