Образовательный комплекс «Финансовый интенсив» разработан для педагогов городского округа город Елец в ходе реализации инновационного проекта "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников". Реализуется образовательный комплекс в 5 детских садах города (№16, №27,№34, №39 и №4).
Назначение образовательного комплекса «Финансовый интенсив» - формирование финансово - грамотного поведения у детей дошкольного возраста 5-8 лет. Он нацелен на комплексный подход к финансовому образованию по схеме ⠀ «дети – родители – педагоги»
Актуальность образовательного комплекса состоит в том, что финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа ⠀⠀от простого к сложному, в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков в разных видах детской деятельности.
Новизна данного комплекса заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Комплекс отличает взаимосвязь денег, как предмета материального мира с нормами морали, этически - культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Разрабатывая комплекс, придерживались позиции раннего формирования финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста ( с пяти до восьми лет).
Образовательный комплекс «Финансовый интенсив» направлен на развитие основных компетенций старших дошкольников ( коммуникативной, деятельностной, информационной, социальной, предприимчивости, бережливости, трудолюбия, ответственности) и личностных качеств ребенка.
В состав образовательного комплекса входят модули: «Экономишка» для детей 5-8 лет⠀( материалы образовательной деятельности детей).
МОДУЛЬ «Марафон финансовой грамотности» ⠀(материалы по
формированию финансово грамотного поведения родителей в процессе финансового воспитания детей дошкольного возраста)
МОДУЛЬ «Финансовый потенциал» ⠀(мероприятия по обучению педагогов для работы с детьми по формированию предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста).
Хочется рассказать подробнее о каждом модуле. В модуле «Экономишка» формируются предпосылки финансовой грамотности, основанные на системно-деятельностном подходе, в соответствии с ФГОС ДО, способствуют усвоению набора базовых финансовых знаний, понятий к формированию компетентностей у детей 5-8 лет; изучению не изолированной от жизни системы научных понятий, а включение содержания обучения в контекст решения воспитанниками жизненных задач.
Процесс погружения ребенка дошкольного возраста в мир финансовых отношений происходит по тематическим блокам: труд и продукт, деньги и
цена, реклама и потребность, экономические навыки и привычки в быту.
Тема «Труд и продукт» ( реализуется в двух детских садах №16, №27)
Цель – формирование экономической культуры дошкольников через взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»
Задачи:
• формировать представление детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, структуре трудового
процесса;
• помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребности людей;
• развивать умения применять полученные знания
• о труде взрослых во всех видах деятельности;
• воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд.
Раздел «Деньги и цена» (детские сады №34, №39 и №4)
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста о денежной сфере жизни.
Задачи:
• сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению,
• подготовить к принятию своих первых финансовых решений,
• заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению,
полезным тратам,
• освоить начальные навыки планирования своей деятельности по достижению результата в соответствии с поставленной целью.
Раздел «Реклама и потребности» (детские сады №34, №16)
Задачи:
• формировать умение отличать потребности от желаний: важные для жизни покупки от покупок, продиктованных капризами «хочу», и соображениями «иметь то, что у другого ребенка»;
• формировать умение выделять первоочередные потребности, соотносить свои потребности и возможности семьи;
• сформировать представление о том, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует, где она размещается
Тема: «Экономические навыки и привычки в быту» (детские сады №39, №4 и №27)
Цель: формирование полезных экономических навыков и привычек в быту у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Формировать умение рационально оценивать способы и средства выполнения желаний.
• Формировать умение корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредствам игровых действий;
• Развивать умение понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей) и бережное отношение к природным ресурсам.
• Воспитывать у детей желание много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги.
• Воспитывать бережливость, умение вести хозяйство
В соответствии с методическими рекомендациями для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части финансового воспитания дошкольников, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации, определен примерный перечень базовых финансово-экономических понятий, используемых в образовательной деятельности. Построение образовательного процесса предполагает выбор адекватных возрасту форм работы с детьми. С этой целью используются формы и методы, которые позволят детям стать активными участниками. Особое внимание обращаем на сюжетно-ролевые, дидактические игры, игровые упражнения и имитационные задания.
С детьми 5-8 лет предусмотрена организованная образовательная деятельность.
Базовой формой и методом реализации экономического воспитания является игра. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность. В процессе игровой
деятельности дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, культуре общения и поведения. Именно в игре моделируются жизненные ситуации и проигрываются те или иные роли.
В дидактических играх и компьютерных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Деловая игра по финансовому воспитанию основывается на соответствующей возрасту проблемной ситуации, в которой есть набор
определённых ролей, у каждой из которых выделена своя цель и есть общая для всей игры. Общая цель разбивается на подзадачи, каждая из которых
решается на одном из этапов взаимодействия участников. Итоговый этап игры приводит к разрешению определённой в начале деловой игры для детей
дошкольного возраста проблемы.
Интерактивная беседа подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Она построена на взаимодействии детей с образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Образовательные ситуации, представляют один из видов интерактивного обучения. Это особый образовательный процесс, в котором дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего изучения, исследуют его, совершая разнообразные действия и применяют полученные знания ранее.
Решение образовательных ситуаций способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире
ценностей. В основе образовательных ситуаций лежат актуальные реальные и сказочные истории, которые стимулируют проявление разнообразных
эмоций. Главным элементом образовательной ситуации является проблемный вопрос, который сформулирован таким образом, чтобы ребенку захотелось найти ответ.
Проекты по финансовым темам – эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «педагог-ребенок-родитель». Совместная деятельность родителей и детей положительно влияет на стимулирование экономически рационального поведения у воспитанников детского сада. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре.
Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности. Она создает возможность:
– для самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции;
– для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента,
находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
Формы и методы реализации модуля «Экономишки» являются системными. Практически все формы реализации финансового воспитания могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации и в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
В организованной образовательной деятельности с детьми методами сопровождения образовательного процесса являются:
- методы практикоориентированной деятельности;
- методы проблемного обучения;
- активные методы обучения (технология модерации);
- икт;
Таким образом, использование разнообразных форм, методов работы с воспитанниками делает процесс образования более эффективным, даёт положительные результаты по формированию предпосылок финансовой
грамотности для стимулирования экономически рационального поведения детей дошкольного возраста.
Средства реализации способствуют созданию развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей этого возраста,
специфики их интересов и образовательных потребностей. Особое внимание необходимо уделить вариативности развивающей среды, позволяющей
сочетать экономическую деятельность с математической, экологической,
изобразительной, театральной и другими видами деятельности, а значит, обогащать и развивать познавательную деятельность, наполнять ее реальным
смыслом и содержанием. Немало важным фактором создания развивающей среды – это активная поддержка родителей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для облегчения работы воспитателя весь процесс сопровождения по формированию предпосылок финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста представлен в виде технологических карт. В каждой из них отражен определённый блок модуля «Экономишки» и включенные в него темы по работе с детьми. В технологической карте определены временной период и формы работы с детьми с ресурсным обеспечением в организованной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми. В верхней строке определены формы взаимодействия с детьми, которые на наш взгляд позволяют лучше спланировать формирование основ финансовой грамотности у детей. По горизонтали расположена более подробная информация о каждом мероприятии (его задачи, ресурсы, необходимые для деятельности детей и какие по итогу произойдут изменения в финансовом воспитании детей).
Любой педагог для лучшего изучения темы может воспользоваться предложенной компоновкой
технологической карты или выбрать необходимые формы работы с детьми, исходя из поставленных им
образовательных целей, и воспользоваться картами (пример по блоку «реклама»).
Педагог может определить маршрут формирования финансовых представлений по определенному блоку из модуля «Экономишки» и подобрать необходимые для реализации формы образовательной
деятельности с детьми. И таким образом при взаимодействии с инструмент-картой спроектировать процесс финансового воспитания с детьми
поэтапно с знакомства с понятиями, отработкой и актуализацией представлений.
Дидактическое обеспечение проекта разнообразно. Это и сюжетно-ролевые, и настольно-печатные, и дидактические игры, лэпбуки, компьютерные и интерактивные игры, образовательная деятельность. В основе модуля «Марафон финансовых решений» лежит цикл мероприятий, имеющий практическую направленность, где подробно описаны формы взаимодействия педагога с детьми, с родителями.
Формирование грамотного поведения родителей в процессе финансового воспитания детей дошкольного возраста даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи. Наша задача: сформировать позитивное отношение родителей и их активное участие в реализации образовательного комплекса. Реализация данной задачи способствует реализации образовательных целей и значительно повышает эффективность финансового воспитания детей дошкольного возраста. Подбирая и разрабатывая материалы, сценарии мероприятий использовали разнообразные формы работы детского сада с семьёй: викторины, квесты, мастер – классы, акции и др.
Третий модуль «Финансовый потенциал» ⠀(план мероприятий по обучению педагогов для работы с детьми по формированию предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста). Модуль посвящён актуальной проблеме развития профессиональных компетенций педагогов в области финансового просвещения дошкольников, так как в настоящее время российская система образования испытывает большие изменения в этом направлении. Мы постарались подобрать материалы, содержащие принципы и подходы к содержанию обучения, формы его организации, предусмотрено сопровождение педагогов при формировании компетенций в вопросах финансового воспитания дошкольников. Материалы помогают осуществить методически грамотный подход к проведению образовательных мероприятий по финансовому воспитанию, а также выстроить собственную траекторию для работы с детьми, мотивируют педагогов к самообразованию.
Считаем, что все материалы комплекса «Финансовый интенсив» – прекрасное средство реализации профессионального развития педагогов в условиях образовательного учреждения и имеют практическую значимость для организации методической работы в ДОУ.