Автор: Болгова Татьяна Ильинична
Страна: Российская Федерация
Город: г. Елец
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 города Ельца»
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Из опыта работы "Финансовая грамотность в ДОУ"

 

Уважаемые коллеги, задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны, как одна из приоритетных, что нашло отражение в ряде документов, принятых на федеральном уровне.

          С 2021 года МБДОУ детский сад №34 г. Ельца сотрудничает с региональным центром финансовой грамотности ГАУДПО ЛО «Институт развития образования». Подана заявка на открытие в детском саду инновационной площадки «Моделирование образовательной среды дошкольной образовательной организации по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

3 декабря состоялся экспертный совет при ИРО Липецкой области. Надеемся, что решение будет одобрено. Работа площадки планируется с января 2022 года по январь 2024 года.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Дети рано включаются в финансовую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом финансовыми знаниями на житейском уровне.

Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому финансовое просвещение, на наш взгляд, надо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность обучения детского сада и школы.

Хочется отметить, что ребенок-дошкольник не освоит область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймет, какое место мир финансов занимает в окружающей его действительности.

В нашем детском саду для финансового воспитания и обучения дошкольников сформирована развивающая предметно-пространственная среда. В группах созданы центры активности по формированию предпосылок финансовой грамотности, которые оснащены дидактическими, настольно-печатными играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Банк», «Пекарня», «Автомастерская» и др.

Для обучения используются электронные образовательные ресурсы. В холле образовательной организации функционирует мини-музей «Денежки».

Совместно с детьми и родителями изготовлены лэпбуки по финансовой грамотности, по принципу кругов Луллия, дидактические игры «Что сколько стоит», «Из чего что сделано» и др. В группах созданы мини-музеи «Деньги разных стран», «Деньги России».

 

В работе мы используем 2 парциальные программы: международную образовательную программу социального развития финансовой грамотности «Афлатун» и примерную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Цели данных программ перекликаются и состоят в том, чтобы не только расширять финансовый кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Работа по программам помогает воспитанникам детского сада осознать, что достичь финансового благополучия можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание и творческий процесс, приносящий радость и удовольствие.

Программа «Афлатун» реализуется в данный момент в подготовительной группе, это второй год обучения. Образовательная деятельность включена в сетку занятий, один раз в неделю по социально-коммуникативному развитию. Для более полного погружения в данную тему педагогами разрабатываются конспекты интегрированных занятий и элементы финансовой грамотности включаются во все виды деятельности.

А программа «Экономическое воспитание дошкольников» реализуется в старшей группе. Педагоги разработали календарно-тематическое планирование на год. Они используют технологию проектной деятельности и проводят образовательную деятельность в рамках краткосрочных проектов - одна неделя в месяц, проводят знакомство с основами финансовой грамотности через все виды деятельности.

Работа по формированию финансовой грамотности проводится по разработанной блочной системе и осуществляется поэтапно.

Первый блок «Моя семья. Потребности.»

Второй блок: «Экономика»

Третий блок: «Труд и профессии»

Четвертый блок: «Товар. Товарообмен»

Пятый блог: «Доход и расход»

Шестой блок: «Деньги и бюджет семьи»

Седьмой блок: «Реклама»

Восьмой блок: «Бизнес и капитал»

Успех формирования финансовой грамотности детей во многом зависит от того, какие методы и приемы выберет педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и сформировать у них знания, умения и навыки. Главное, говорить ребенку о сложном мире финансов на языке ему понятном.

Педагоги ДОУ используют следующие формы работы: образовательную деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры, беседы, викторины, квесты, экскурсии, ярмарки, театрализованные постановки.

В ДОУ одной из форм познавательно-игровой деятельности являются интегрированные занятия. Так финансовым содержанием обогащаются занятия по формированию математических представлений, ознакомление с окружающим, социальным и предметным миром: «Откуда появились деньги», «Деньги в наше время», «Деньги, какие они?», «Кому нужны деньги?», «Что такое цена» и т.д.

Сделать финансовое воспитание понятным помогают воспитанникам детского сада сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, одновременно знакомятся с миром финансов. В сюжетно-ролевых играх педагогами моделируются реальные жизненные ситуации: операция купли-продажи, производство и сбыт готовой продукции, оказание платных услуг, например, игры «Магазин», «Кафе», «Ярмарка».

Особый интерес у детей вызывают интеллектуальные игры и развлечения, интерактивные игры, викторины и квесты, в ходе которых решаются игровые, познавательные и практические задачи. Логические задания, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Проводятся экскурсии, с целью знакомства с людьми разных профессий и беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.

В рамках реализации Всероссийского проекта "Дол-игра" по повышению финансовой грамотности педагоги и воспитанники МБДОУ детского сада N°34 г. Ельца, приняли активное участие в игре: "Шаги к успеху". Ребята в игровой форме познакомились с источниками расходов, доходов, с основными особенностями поведения финансовых пирамид через погружение в предметный материал, узнали как правильно распределять бюджет и зарабатывать деньги, усвоили такие финансовые понятия, как доход, расход, капитал. Дети в ходе игры проявили "финансовый " азарт. Дол-игра помогла приблизить дошкольников к реальной жизни, способствовала формированию деловых качеств личности, что благоприятно влияет на преемственность в обучении между детским садом и школой. Участие  МБДОУ во Всероссийском проекте высоко оценили и отметили на конференции по вопросам реализации плана мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Липецкой области в 2021 году в ГАУДПО ЛО «Институте развития образования». 

Нельзя не обратить внимание, что овладение финансовым содержанием воспитанниками ДОУ осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей,  отношения к труду. Например, «Уговор дороже денег», «На деньги ума не купишь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

В детском саду значительное место отводится сказке. Сказка- это литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, собравшие вековой финансовый опыт народов, используются для воспитания таких финансовых качеств личности, как бережливость, трудолюбие, расчетливость, экономичность. Также педагоги  знакомят детей с финансовой грамотностью,  посредством участия детей в театрализованных постановках.

 

Уважаемые коллеги, с 2019 года в детском саду функцианирует кружок «В мире финансов», на занятиях которого воспитанники получают базовые финансовые знания: понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.

Хочу отметить, что мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводится на основании выделенных финансовых категорий и показателей. Педагоги предлагают детям 4 категории вопросов, которые состоят из трех заданий: загадки, вопросы в области финансовых знаний и проблемные ситуации.

В результате целенаправленной работы по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников, увеличилось число детей с высоким уровнем на 21%, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9 процентов.

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности финансового мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что блочная система работы положительно воздействует на формирование финансовой грамотности и экономической культуры детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствует коммуникативные качества. У дошкольников появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе, ребята участвуют и побеждают и в конкурсах, и в олимпиадах и в викторинах.

Конечно, в работе ДОУ были и сложности. В начале пути мы столкнулись с тем, что недостаточно было методической литературы по формированию финансовой грамотности у дошкольников. Очень мало игр финансового характера, но педагоги нашли пути решения:  разработали конспекты занятий, презентации, дидактические и интерактивные игры.

Еще одна сложность состояла в том, что не все родители осознавали важность приобщения ребенка к основам финансовых знаний, считая это лишним для детей дошкольного возраста. Поэтому организация работы в  детском саду также направлена на повышение уровня знаний об использовании финансовых представлений у родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей детей старшего возраста, было предложено анкетирование, в котором приняло участие 82 родителя, они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96% родителей считают, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 76% не согласны знакомить детей с миром финансов, в тоже время, 88% положительно отнеслись к желанию ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что часть родителей (10%), считают, что рано внедрять в педагогический процесс финансовое  воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и неинтересная для детей.

Для проведения собраний с родителями, планирования мероприятий, экскурсий, размещения необходимой информации,  для проведения опроса после родительских собраний педагоги ДОУ используют Web сервис Padlet ( вэб сервис пэдлэт), который  представляет собой виртуальную стену, на которую можно прикреплять фото, файлы, ссылки на странички интернет, заметки. Эта форма работы особенно актуальна стала  в период пандемии. На всех этапах требуется поддержка ребенка в семье, дома. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей. К ним относятся: анкетирование родителей, информирование родителей о задачах и содержании финансового воспитания детей в детском саду и дома, участие родителей в работе по финансовому воспитанию детей в детском саду (ярмарки, квесты, конкурсы), а также создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что поэтапное, целенаправленное информирование родителей позволило педагогическому коллективу ДОУ повысить уровень знаний взрослых в использовании финансовых представлений в условиях детского сада и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи, только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к финансовому  воспитанию детей.

Нельзя не обратить внимание, что педагоги в работе по формированию социально-экономического воспитания значительную роль отводят взаимодействию с социальным окружением, что способствует лучшему усвоению дошкольниками социально-экономической жизни людей. Детский сад взаимодействует с городской библиотекой,  Сбербанком,ЕГУ имени Бунина,  ГИБДД, почтой. С целью повышения знаний о труде взрослых были проведены виртуальные экскурсии в торговый центр, на почту и аптеку.

Педагогами ДОУ реализуется проект «Профессии наших родителей». В ходе встреч дети уже познакомились с профессией сотрудника банка, журналиста, зубного врача, кондитера, музейного работника, библиотекаря, продавца магазина и сотрудников детского сада.

Хотелось бы отметить, что в МБДОУ детском саду №34 г. Ельца стало доброй традицией празднование Дня рождения Сбербанка.12 октября 2021 года сбербанк России праздновал своё стовосьмидесятилетие. Педагоги и воспитанники МБДОУ детского сада № 34 г.Ельца пригласили и поздравили работников Сбербанка в лице старшего специалиста отдела по прямым продажам Артамошина Романа Юрьевича с этой датой. Коллективом детского сада, детьми и их родителями была оформлена стенгазета, на которой разместили эмблему Сбербанка, аппликацию из цветной бумаги, рисунки. Работники Сбербанка с радостью принимали поздравления от детей. А педагогический коллектив рад такому сотрудничеству!

 

Также хочу обратить ваше внимание на то, что с 8 по 30 сентября в Липецкой области проходил онлайн-зачет по финансовой грамотности, организованный отделением Банка России при поддержке Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов России и Регионального центра финансовой грамотности . Его цель — не только проверить, но и повысить уровень финансовых знаний жителей региона. Педагоги, младший персонал, родители воспитанников с большим интересом выполняли задания онлайн-зачёта. Актуальные вопросы инвестирования, банковских вложений, системы быстрых платежей, страхования при ипотеке с пояснениями от специалистов Банка России очень заинтересовали участников онлайн-зачёта и повысили их уровень финансовой грамотности. По результатам тестирования все получили сертификаты.

В МБДОУ стала популярной такая форма работы, как методический день формирования финансовой грамотности по запросам воспитателей, в рамках которого проводятся различные мероприятия: образовательные интерактивы, мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг-сессии, кейс-технологии.

С детьми и педагогами ДОУ планируются и проводятся практикумы представителями отдела ФМиВК ИФО отделением Липецк ГУ Банк России по ЦФО.

Своим опытом работы мы активно делимся с педагогами области и города. Так в марте 2021 года в рамках Недели финансовой грамотности в детском саду прошел межмуниципальный семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений Липецкой области на тему: «Финансовая грамотность для взрослых и детей». В работе семинара принял участие начальник отдела ФМиВК ИФО отделения Липецк ГУ Банка России по ЦФО Курдюков С.В.
Семинар был организован в целях совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области развития  финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Педагоги посмотрели открытые просмотры образовательной деятельности, мастер-класс и дали высокую оценку деятельности ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников.

С 8 ноября по 16 ноября проходила Всероссийская неделя сбережений!

Неделя  проводилась  в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в сотрудничестве                                               с Роспотребнадзором…

С 2020 года на базе детского сада функционирует школа наставничества «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» с целью распространения накопленного опыта среди педагогов г. Ельца.

Мы понимаем, что для внедрения финансовой грамотности необходим владеющий теорией и практикой педагог, поэтому педагоги детского сада - постоянные участники конкурсов, вебинаров, проходят курсы повышения квалификации по формированию основ финансовой грамотности у детей.

В сентябре 2021 МБДОУ детский сад № 34 г. Ельца принял участие во Всероссийском конкурсе по созданию ресурсных волонтерских центров финансового просвещения среди образовательных организаций, учреждений культуры и некоммерческих организаций. Задачей конкурса было выявление и распространение лучших волонтерских практик. На конкурс были поданы 52 заявки из 36 регионов России. Наш детский сад представил проект волонтерского ресурсного центра финансового просвещения PROфинансы и получил благодарность от Фонда президентских грантов и Ассоциации развития финансовой грамотности.

Как руководитель ДОУ я также принимаю  участие в конкурсах. В сентябре 2021 года получила диплом победителя Всероссийского педагогического конкурса «Успешные практики в образовании» в номинации «Заслуги в образовании и воспитании» за конкурсную работу «Финансовая грамотность дошкольников».

В заключение хочу отметить, что опыт работы нашего детского сада по воспитанию основ финансовой грамотности у детей привёл к следующим результатам: дети приобрели первичные навыки в области финансовой грамотности, посредством разнообразных видов деятельности, родители получили дополнительные знания, а педагоги повысили уровень своих знаний по формированию основ финансовой грамотности детей.

Уважаемые коллеги, в итоге хотелось бы подчеркнуть, что детский сад – это институт социального развития ребёнка и решение проблемы приобщения детей к миру финансов – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в детском саду, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Наше дошкольное образовательное  учреждение будет продолжать и дальше работать в этом направлении, искать новые и интересные формы воспитания у детей основ экономической культуры и финансовой грамотности.

Мы планируем

-Разработать авторскую программу по финансовой грамотности

 

-Открыть инновационную площадку «Моделирование образовательной

среды дошкольной образовательной организации по формированию  финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» при ГАУДИО ЛО "Институт развития образования"

- Организовать коммуникационную среду в формате проектной деятельности и формирование сообществ участников образовательного процесса в целях обмена профессиональным опытом, реализации практики наставничества

- Продолжать тесное сотрудничество с ФМиВК ИФО отделения Липецк ГУ Банка России по Центральному Федеральному округу.

- создать городскую цифровую образовательную платформу на региональном портале по обучению основам финансовой грамотности.

Уважаемые коллеги! Важно помнить, что финансовая грамотность детей_ это наше благополучие и независимость в будущем!

 

 

 

 

11 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий