Автор: Иванина Татьяна Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: Елец, Россия
Организация: МБДОУ детский сад №"34 г. Ельца
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Образовательная деятельность "В поисках сокровищ пирата Финансиста"

 

Задачи:

  • познакомить детей с понятиями «доход», «расход», «бюджет»
  •  продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь
  • закрепить представление детей о видах денежных знаков: монета, бумажная купюра;
  • воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуациипознавательно – исследовательская деятельность.

Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: групповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Применение ИКТ технологий.
Организация образовательной среды:  дидактические игры «Денежка без сдачи» и «Хочу-надо», мобильный телефон, карточки с QR-кодами, макет банкомата, пластиковая карта, макет корабля,  аудиозапись «Шум моря», шкатулка с зеркалом, песочница, купюры и монеты разного достоинства, схема «Доход-расход» в виде тучки, мяч, интерактивная доска, ключ, сундук с шоколадными монетками, копилка.

Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (как пополняется и расходуется семейный бюджет).

Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Словарная работа: активизация словаря: деньги, зарплата, пенсия,

                                   стипендия, доход, расход           

                                   обогащение словаря: бюджет

Предварительная работа: работа с детьми: сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», ОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран, беседа о потребностях, расходах и доходах людей; рассматривание денежных средств (купюры и монеты); чтение Петр Кошель «История денег. Рассказы для детей», изготовление лэпбука «Поговорим о деньгах», создание обогащенной развивающей среды в группе;

работа с родителями: анкетирование родителей по теме: «Финансовая грамотность дошкольников», информирование родителей о задачах и содержании финансовой грамотности детей в детском саду и дома, участие родителей в работе по финансовой грамотности в детском саду (финансовые ярмарки, познавательные квесты, конкурсы и др.).

 

Содержание образовательной деятельности:

 

1. Организационная часть. Приветствие.

Воспитатель с детьми читают книгу. В группу заходят гости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Сюрпризный момент: на телефон воспитателю приходит sms-сообщение.

Воспитатель: Ребята, интересно, от кого может быть это сообщение? (ответы детей). Давайте посмотрим, верны ли ваши предположения… (воспитатель открывает сообщение).

«На острове далеком много лет тому назад,

В яме темной и глубокой

Закопал я бесценный клад.

Но, сначала ключик вы найдите

А потом что я спрятал, посмотрите».

                                                                Пират Финансист

Воспитатель: - Ой, ребята, к сообщению прикреплен еще какой-то файл. Ребята, это карта, с помощью которой можно найти сокровища! Ну что, вы хотите отправиться на поиски клада Пирата Финансиста? (ответы детей). Тогда давайте внимательно рассмотрим карту, что же на ней изображено (на карте изображены острова и указано место, где спрятан сундук с сокровищами).

Скажите, как называют людей, которые ищут клад? Правильно, кладоискатели. Значит, кем мы сегодня с вами будем, и что будем делать?

Воспитатель: - Как вы думаете, какими качествами должны обладать кладоискатели? Быть храбрыми, ничего не бояться, а самое главное внимательно слушать и все запоминать. Ребята, на пути к сокровищам очень много препятствий, я уверена, что мы вместе сможем их преодолеть и справиться со всеми сложными заданиями.

Воспитатель: А кто мне скажет, как и на чем же мы можем отправиться путешествовать? (ответы детей). Какие вы у меня умнички, сколько интересных вариантов предложили, но путешествовать нам предстоит по морю на корабле. Но чтобы попасть на корабль, нам нужны билеты. Где же мы их возьмем? (ответы детей). Да, билеты надо купить, но у нас нет денег…(ответы детей). Хорошо, у нас в группе есть банкомат, кто не расскажет, для чего он нужен и как работает? (ответы детей). Молодцы, вы знаете про банкомат многое, вы пока маленькие и у вас нет банковских карт, поэтому, давайте куплю нам билеты. Воспитатель совершает действия у банкомата. Ребята, билеты куплены, проходите все на корабль (все проходят на корабль).

Воспитатель: Ребята, перед дорогой я хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!
Игра «Волшебное озеро»
Воспитатель: Кого вы увидели? (ответы детей). Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь наше путешествие начинается... Звучит аудиозапись «Шум моря».

 

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, повторяем все за мной:

Поднимаем якоря, отправляемся в моря!

         Мы бесстрашные ребята, мы ребята-дошколята!

Воспитатель смотрит на карту.

 Воспитатель: Внимание! Внимание! Мы приближаемся к острову «Неожиданностей»! А вот и первое задание. Перед вами волшебный морской песок. Если вы отпустите руку в песок, сможете найти что-то необычное и очень загадочное. Ребята, что вы нашли?  Правильно, это деньги.  А вы знаете, какие бывают деньги? Бывают монеты и купюры. (рассматриваем монеты).

 Это монета. Что вы знаете о ней? (круглая, металлическая, звенит). Какие монеты знаете? (дети называют монеты разного достоинства (1,2,5,10), воспитатель демонстрирует данную монету детям).

Это купюра. Что вы знаете о ней? (бумажная, прямоугольная, шуршит).

Какие купюры вы знаете? (дети называют 10,50,100 воспитатель демонстрирует данную купюру детям).

Воспитатель: Отлично, вы знаете, какие бывают деньги, и чем они отличаются друг от друга. Но ключа здесь нет, отправляемся дальше! Посмотрим карту и следующий по карте-это мыс «Размышлений»

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу. А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги? На что ваша семья расходует деньги? Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Ребята, все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом.

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

   Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти тучки. (воспитатель показывает детям схему дохода) Представьте, что тучки – это бюджет.  На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы.  Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы- это деньги, которые семья тратит.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, а что нужно сделать, чтобы доходы  увеличились и было меньше расходов?

- Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми. А теперь поиграем.

Я буду бросать мяч и задавать вопрос.  Вы возвращаете мяч и даете ответ.

Мама получила зарплату – доход.

Заплатили за квартиру – расход.

Ты выиграл в лотерею – доход. 

Братик заболел – расход.

Бабушка получила пенсию – доход. 

Купили машину – расход 

Папа получил премию – доход. 

Купили вам игрушку – расход. 

Нашли монетку – доход.

Воспитатель: Здорово! Молодцы! Справились с заданием, но здесь мы не нашли ключ. Давайте посмотрим на карту, что нас ждет впереди, а впереди у нас остров «Попугаев» (физкультминутка). Ребята, на этом острове мы сможем немного передохнуть.

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

Что-то и здесь ключа не видно.

Отправляемся дальше, на остров «Чудес».

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол. Здесь лежат карточки с QR-кодами, в которых зашифрованы изображения предметов. Вам нужно подойти к сканеру QR-кодов и отсканировать карточку. Если то. Что изображено на экране, мы сможем купить за деньги, то карточку кладем в зеленую корзинку, если мы не сможем купить что-то за деньги, то кладем карточку в розовую корзинку.

Молодцы все справились с заданием и теперь мы отправляемся в бухту «Желаний». (работа с интерактивной доской дидактическая игра «Хочу-надо»).
Воспитатель: Ребята, вам нужно переместить под зелёный прямоугольник то, что необходимо в первую очередь, а под красный то, чего хочется, но без этого можно обойтись.
Молодцы, с заданием справились, но ключ и здесь мы не нашли. Отправляемся на остров «Пиратскую пристань». Это последний остров, который нам с вами нужно посетить.  Посмотрите, это же пещера. Посмотрим, что в ней находится? Ребята, здесь пираты делили добытые сокровища, переплавляли золото в монеты. А как вы думаете, как называют человека, который чеканит монеты? (чеканщик).

Воспитатель: Совершенно верно! Давайте мы с вами побудем чеканщиками. Каждый сможет отчеканить для себя монету (дети выполняют работу, прорисовывая монеты карандашом через бумагу). Какие вы молодцы! У вас получились красивые монеты. И с этим заданием вы справились! А вот он и ключ, и наш долгожданный сундук, который мы так долго искали! Как вы думаете, что может лежать в сундуке? (воспитатель вместе с детьми открывает сундук, в котором лежат монеты – конфеты).

- Ребята, подул попутный ветер, нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад! (садимся в корабль и отправляемся в плаванье под шум моря).

 

3. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Ребята, вот мы и оказались снова в нашей уютной группе. Молодцы, вы у меня- целеустремленны, любознательные и дружные ребята! Скажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».

Ребята, а наши гости путешествовали вместе с нами, они были терпеливыми и наблюдали за нами. Давайте мы поделимся с ними нашим кладом и подарим нашим гостям монетки-конфетки. Протрите, пожалуйста салфетками руки, мы с вами были заняты делом, много работали, а теперь давайте поделимся кладом с гостями.

Дети проходят с подарками к гостям. Прощаются с гостями.

 

Список литературы:

 

1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры автор составитель А. Г. Киреева – Волгоград: 2008г.

2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие. – СПБ «Детство-пресс», 2007г.

3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М;-2008

 

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий