Автор: Ролич Александра Аркадьевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: БГУ
Проект: Вне проекта

Психосоматическое состояние беременных женщин

 

Белорусский государственный университет, г. Минск; aleksandrarolich@gmail.com

Научный руководитель – Климушко Екатерина Ивановна, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии

Данное исследование было проведено с целью выявления психосоматического состояния у беременных женщин, находящихся под амбулаторным наблюдением в женской консультации закрытого типа и  с угрозой прерывания беременности, находящихся на лечении в отделении патологии беременности. Объектом исследования являются беременные женщины в возрасте от 19 до 31 года. В настоящее время все больше внимания уделяется изучению психологического статуса женщины в период беременности. Это связано, прежде всего, с тем, что в данный период происходят не только физиологические, но и психоэмоциональные изменения в состоянии женщины. И наиболее типичными объяснениями становятся проблеме переживания беременности как важного этапа формирования готовности к материнству. Материалы, полученные в данной работе, помогают глубже изучить проблему и дают практические рекомендации по ее решению.

Ключевые слова: беременность; Я-концепция; репродуктивный цикл; материнство; гестационный статус; психосоматическое состояние; здоровье.

Беременность как событие жизни женщины, включенное в ее жизненный мир, обладает для нее жизненным смыслом, имеет смысловую динамику, которая проявляется с момента желания стать матерью, через внутренний диалог матери и ребенка к отдельному обособленному их существованию. В свою очередь, состояние беременности обладает для женщины и личностным смыслом, отражаясь в сознании женщины посредством эмоциональной окраски образа будущего ребенка. Период беременности сопровождается изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли, перестроение социальных ролей и формирование привязанности к ребенку.

Беременность, роды и материнство – это определенные этапы формирования зрелой женской идентичности и успешного освоения новой материнской роли. В современной психологии личности материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщиной своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации, а также с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла [1].

Психологически материнство может рассматриваться как готовность женщины стать матерью, актуализация материнского потенциала, готовность, к изменению образа жизни. Беременность и материнство можно также рассматривать как ситуацию адаптации, идущей по двум направлениям: адаптация к беременности как к физиологическому и психосоматическому состоянию, и адаптация к материнству как принятие роли матери и формирование материнской позиции. Способ переживания стрессовой ситуации, и стратегия адаптации к ней зависит от личностных особенностей женщины [2].

Как отмечают практически все исследователи проблемы, источник формирования психологической готовности к материнству – это родительская семья и в первую очередь мать, система ее ценностей, установок, система детско-родительских отношений в родительской семье. Способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия со своей матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства [3, с. 47].

На этапе исследования было проведено тестирование испытуемых с использованием шкалы количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко, Т.А. Немчин). Для того, чтобы можно было сравнивать результаты по разным шкалам между собой, результаты статистического анализа исследования представлены в таблице.

Таблица – Результаты оценки психосоматического состояния беременных женщин

Шкала

Женщины с нормальным протеканием беременности,

x ± σ, n=30

Женщины с угрозой прерывания беременности,

x ± σ, n=30

В баллах

В баллах

Нервно-психическое напряжение

9,07±1,57

12,57±1,61

Соматическое здоровье

8,5±1,91

11,07±2,67

Социальное положение

4,47±1,07

5,97±1,67

Отношение к ребенку

2,93±0,58

3,23±0,82

       

 

Представленные результаты показывают, что женщины с нормальным протеканием беременности испытывают определенное беспокойство в связи с предстоящей беременностью и родами, что может проявляться в нарушениях сна, перепадах настроения, снижении внимания, ухудшения памяти и т.д. Женщины с угрозой прерывания беременности испытывают существенно большее нервно-психическое напряжение и беспокойство, поскольку их беременность протекает с патологией (12,57 баллов против 9,07 балов). Также сильное беспокойство вызывает у женщин с угрозой прерывания беременности состояние их соматического здоровья. У них не просто изменяются вкусовые и обонятельные ощущения, снижается работоспособность, снижается утомляемость, все эти симптомы воспринимаются обостренно, как угрожающие здоровью матери и ребенка. Женщины с нормальным протеканием беременности переносят данную симптоматику гораздо спокойнее, как нормативно сопутствующую беременности (8,5 баллов против 11,07 баллов), кроме того, их соматическое здоровье объективно лучше.

Все женщины беспокоятся о том, что беременность и рождение ребенка могут сказаться негативным образом на материальном благополучии семьи и семейных отношениях. Однако у женщин с угрозой прерывания беременности эти опасения выражены сильнее, поскольку патология беременности является психотравмирующей ситуацией не только для женщины, но и ее окружения; лечение требует мобилизации душевных сил и материальных затрат, т.е. ухудшение социального положения не прогнозируется женщиной, оно происходит в настоящем времени. На женщин с нормальным течением беременности эти факторы влияют существенно меньше, и ухудшение социального положения носит вероятностный характер (49,63 балла против 66,31 балла). Эти женщины несколько оптимистичнее относятся к будущему ребенку, меньше опасаются за исход родов. Женщины с патологией беременности опасаются родить неполноценного ребенка, боятся, что болезни и лекарства могут оказать отрицательное влияние на ребенка, но разница в отношении к ребенку не столь существенна, как показатели по другим шкалам (53,89 балла против 48,89 балла).

Таким образом, сравнение показателей шкал между собой позволяет сделать вывод, что для женщин с нормальным течением беременности все аспекты беременности важны и имеют приблизительно одинаковое значение. Эти женщины испытывают определенное беспокойство в связи с предстоящей беременностью и родами, но переносят данную симптоматику достаточно спокойно, как нормативно сопутствующую беременности. У женщин с патологией беременности наиболее важный и преобладающий аспект психосоматического состояния – нервно-психическое напряжение, вызванное угрозой прерывания беременности, остальные аспекты менее важны, причем беспокойство по отношению к ребенку выражено существенно меньше остальных факторов.

Библиографические ссылки

  1. 1. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–3
  2. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: ИИП, 2002. – 238 с.
  3. Винникотт, Д. Маленькие дети и их матери / Д. Винникотт. – М.: Класс, 1998. – 80 с.
26 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий