Автор: Короткова Татьяна Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург, Стрельна
Организация: СПб ГБПОУ "Петродворцовый колледж"
Проект: Начало Империи

Петр I и Стрельна

 

Стрельна обязана Петру I своим возрождением, богатым историческим прошлым и благополучным настоящим. Стрельна – это памятник Петру Алексеевичу, возвратившим ее 300 лет назад в Российскую Империю, память о грандиозных замыслах Петра I и их свершениях.

 Когда-то Стрельна, деревня на южном берегу Финского залива, упоминавшаяся в переписной книге Водской пятины в 1500 году, переходила из рук в руки. Сегодня у пешеходного моста, недалеко от железнодорожной станции «Стрельна», можно увидеть памятный камень, установленный стрельнинскими «ревнителями истории», надпись на котором гласит о том, что по руслу реки Стрельна (Стрелка) в конце XVI века по Плюсскому договору проходила граница между Россией и Швецией. Современникам известен и более достоверный факт о принадлежности Стрельны шведскому барону Дудургофскому И. Шютте и его наследникам, ценившим ее удачное местоположение. Только в результате победного завершения Северной войны Стрельна перестала быть спорной территорией и навсегда вошла в состав России.

В прошлом, да и сейчас Стрельну нередко называют «путевой резиденцией». Как ни странно, но Стрельна не утратила этот статус до настоящего времени и вначале XXI века стала еще и резиденцией для приема иностранных гостей, сохранив Путевой дворец Великого императора как музей и Константиновский дворец – современную морскую резиденцию президента Российской Федерации, владельцами которых на протяжении множества лет были потомки Петра I.

 Петр I отметил Стрельну во время поездок в Кроншлот (Кронштадт). Известна его запись в Походном журнале: «Ноября 2 день были в Стрелиной мызе и к вечеру приехали в Петербург». Частые остановки Петра I на пути в Кронштадт заставили его оценить удачное местоположение Стрельны и задуматься о строительстве здесь летней парадной резиденции наподобие французского Версаля. Поначалу для отдыха императора построили временные жилые помещения – «хоромы», а в последствии заложили деревянный путевой дворец, в котором и после смерти Петра Алексеевича императорские особы и приближенные к ним, пусть хоть и редко, останавливались для отдыха по дороге из Петербурга в Петергоф.

В современной Стрельне Путевой дворец является уникальным деревянным архитектурным сооружением петровского времени и самой ранней сохранившейся стрельнинской постройкой. Путевой дворец не одинок, рядом с ним находится еще один дворец петровской эпохи тогда Большой Стрельнинский, а ныне Константиновский дворец. Эти дворцы, окруженные огромным парком, являются современными «живыми» памятниками петровского времени.

Стрельна, не ставшая в петровское время парадной морской резиденцией, отдавшая эту роль Петергофу, не теряла статуса путевой резиденции и связи с императорской семьей. Длительной жизнью Путевой дворец обязан Императрице Елизавете Петровне, которая дорожила памятью отца и берегла дворец как реликвию, а также ремонтным работам под руководством Б. Ф. Растрелли, в XIX веке К. Мейера, а в конце 80-х годов XX столетия сотрудникам государственного музея-заповедника «Петергоф», которые на протяжении более десяти лет восстанавливали знаменитую стрельнинскую царскую усадьбу.

Сейчас дворец, с удлиненным фасадом, высокими окнами, с балюстрадой вдоль крыши, украшенной небольшими декоративными вазами, возвышается на холме с парком и напоминает усадьбу, обращенную северным фасадом к морю: император любил приезжать в Стрельну морем. Многие современные частные дома, окружающие дворец, выглядят богаче и напыщеннее… Так скромно и практично строил император, но несмотря на свой неброский вид дворец выглядит нарядно и приветливо.

Надо сказать, что Петр I заботился о строительстве дворцов и садов в округе Стрельны. Для этого он по специальному распоряжению раздавал земли. Вместе с А. Д. Меньшиковым сам взял участки в Стрельне и Петергофе, а также раздаривал их родственникам и приближенным. Для работ по устройству дворца и окрестностей было привлечено множество работных людей: солдат, крестьян, мастеровых из разных губерний страны. Возникали рыбачья, садовая слобода и Стрельна постепенно превращалась в заселенное и оживленное место.

Несмотря на предпочтение Петергофу и Кронштадту, Петр Алексеевич не забывал Стрельну и здесь сажали деревья, прокладывали каналы, устраивали фонтаны и известный современникам Карпиев пруд с большим запасом воды. Возле Путевого дворца были заложены огороды – легендарное место для стрельнинцев, гордость и украшение современной Стрельны. Стрельнинские сады и огороды с петровских времен считались образцовыми. Здесь выращивались декоративные и плодовые деревья, розы, редис, салат артишоки, а в теплицах и парниках – ананасы, дыни, арбузы… Многие считают, что именно в стрельнинском огороде вырастили картофель, привезенный Петром I из путешествия по Западной Европе. Император заботился об огороде и поручал приближенным покупать за границей редкие сорта деревьев, кустарников, семена цветов и овощей. Особенностью петровского огорода является коллекция пряных и лекарственных трав. В память о разведении пчел в петровские времена в огороде поставлены липовые борти. Петр I хотел доказать, что пчелы могут жить недалеко от моря и стрельнинские крестьяне придумали пчелиную дуплянку, где разводили, держали пчел более ста лет...  

С востока на запад от дворца располагаются цветники, обрамленные стриженными кустами барбариса, воссозданные специалистами по чертежам Б. Ф. Расстрелли. По традиции современные садовники высаживают здесь множество луковичных растений: крокусов, нарциссов, тюльпанов и один из сортов тюльпанов носит имя владельца Путевого дворца. Каждый сезон цветники меняют вид. Весна начинается с цветения тюльпанов, крокусов, нарциссов, летом здесь царствуют бегонии, лилии, ирисы, осенью – георгины, хризантемы, астры и экзотические теплолюбивые цветы в огромных расписанных кобальтом   вазонах.

В период осеннего сбора урожая эти же вазоны наполняются кабачками, тыквами, яблоками, капустой и всем, что выращивается на петровских огородах. Их называют овощными и фруктовыми горками, моду на которые завел когда-то Петр I. Эта прекрасная традиция возрождена и фруктово-овощные выставки до первых холодов притягательны для стрельнинцев – любителей садов и огородов и гостей-посетителей дворца-музея.

То, что деревянный Путевой дворец уцелел в годы Великой Отечественной войны (остались только стены дворца), да и в послевоенное время вплоть до конца XX века, когда ему был присвоен статус музея и началась серьезная научная реставрация, можно считать чудом, так же и то, что в нем хранятся личные вещи Петра I: халат и праздничный костюм, ширма для спальни, прижизненный портрет и слепок кисти руки императора, бронзовый барельеф Петра.

Сейчас Дворец находится под охраной государства, в руках неутомимых, преданных музейных работников и стрельнинцев, заботящихся о сохранении «мгновения» такой необыкновенной человеческой жизни.

О том, какой сложной будет судьба Константиновского дворца едва ли мог думать кто-либо из первых строителей, да и сам Великий император. Уже к 1720 году шло бурное дворцовое строительство, а через 10 лет он, накрытый временной крышей, терпеливо дожидается своей участи. В конце 1740-1750-х годов дворец восстанавливает Б. Ф. Растрелли по поручению императрицы Елизаветы Петровны, но любимым загородным местом императорской семьи он так и не стал.  Только в конце 80-х годов XIX столетия, когда дворец, да и сама Стрельна становятся собственностью сына Павла I Константина Павловича, начинается новый этап удивительной судьбы Большого Стрельнинского дворца. С этого времени дворец обретает не только новый облик, но и новое имя – Константиновский. После Константина Павловича дворцом и окрестностями владели и проживали великие князья Константин Николаевич, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, здесь находились апартаменты Ольги Константиновны.  Стрельна превращается из императорского в великокняжеское владение, дачное место и становится селом. В это время в Стрельне идет бурное строительство знаменитыми архитекторами усадеб, дач, закладка садов и парков. Стрельнинцы называют это время «эпохой Константиновичей».

С тогдашнего времени до наших дней в неизменном виде сохранилось всего лишь несколько царских приморских усадеб в Стрельне, Петергофе и меньшиковская в Ораниенбауме. Остальные перепродавались, перестраивались, меняли границы и … исчезали.

Большой Стрельнинский дворец перестраивался, затем восстанавливался после разрушительного пожара, реконструировался и к началу нового века предстал в своем полном великолепии.  Октябрьская революция и Великая Отечественная война стали для Константиновского дворца началом разрушительного конца: уникальные вещи вывезены, восхитительные интерьеры испорчены воспитанниками колонии, внутренние помещения перепланированы и перестроены то под курсы начальствующего состава военного флота, то под санаторий, оставшиеся дворцовые стены выщерблены снарядами… После Великой Отечественной войны, уже в 60-е годы прошлого столетия, во дворце были произведены ремонтные работы для Ленинградского арктического училища, которое после 45-летнего пребывания закрылось в 1990 году и дворец остался бесхозным. Казалось, что судьба дворца решена: он разрушался временем, суровым морским климатом и беспощадными, равнодушными людьми.

Начало нового XXI века стало для дворца неожиданным переломным моментом. В 2000 году дворец с прилегающей территорией был передан Управлению по делам Президента и начались грандиозные строительно-восстановительные работы. За короткий срок огромная территория была поднята на 2 метра, укреплена береговая линия, построены около 20 мостов, устроены фонтаны, существовавшие только в планах Н. Микетти.  Во дворце восстановлены исторические интерьеры, каменный плац для парадов и смотров. Неповторимый облик дворцу придали знаменитый бельведер, оформленный как кают-компания, гроты под террасой и, конечно, конный памятник Петру I – копия памятника, установленного в Риге в честь 200-летия взятия Риги в ходе Северной войны, когда по условиям Ништадтского мира Швеция вынуждена была признать присоединение к России Ингерманландии, куда входила и Стрельна, а также Риги и других территорий. Идея Петра I превратить Стрельну в дипломатическую резиденцию воплотилась спустя 300 лет и материальным воплощением этой идеи стал Константиновский дворец с окружающим его парком, сохранивший традиции петровского времени и ставший самым современным дворцом Санкт-Петербурга.

Сегодня Дворец Конгрессов, а в народном названии Константиновский дворец – достопримечательность Стрельны, определяющая особенность стрельнинской жизни. Современники могут побывать на экскурсии в Константиновском дворце и парках его окружающим, когда в нем нет приема иностранных гостей, полюбоваться его парадным внешним видом, восхитится грандиозному замыслу Петра I, который оказался под силу лишь XXI веку.

Время стерло границы между Санкт-Петербургом и Стрельной. Современные стрельнинцы не замечают «перехода» из Петербурга в Стрельну. Лишь дотошному горожанину или путешественнику об этом напоминают редкие верстовые столбы на сорока километровом Санкт-Петербургском шоссе или как называли его в петровское время Петергофской дорогой, основанной Петром I, еще одним «живым» уникальным памятником петровской эпохи …

 

 

 

4 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий