Срок реализации- с 07.06. по 02.07.2021г.
Участники проекта: дети, родители, педагог.
Возраст детей: 3-4 года.
Тип проекта: познавательно - игровой
Вид проекта: групповой
Проблема: На протяжении всего года наблюдая за детьми сделала вывод, что у детей плохо развиты навыки безопасности. Они не умеют реально оценивать возможную опасность в группе на прогулке, нет чувства осторожности и самосохранения. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. На основании возникшей проблемной ситуации я решила, приступить к разработке и реализации данного проекта.
Актуальность проекта:
Летний период несет не только радость каникул, возможность загорать и купаться, но высокие риски. Это время,когда дети больше находятся вне дома: гуляют во дворе, в парках, едут отдыхать у водоемов, загорать, походы в лес, и естественно, еще больше подвергаются опасности. Для снижения количества несчастных случаев надо ещё в дошкольном возрасте учитывать важность обучению навыкам безопасности. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Цель: Формирование у дошкольников представлению о безопасности в летний период: с насекомыми, с огнём, отдыхе на природе, на дороге, а также в случаях, когда остаются дома одни. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания детей о правилах поведения с насекомыми, с огнем, отдыхе под солнцем, в воде, на дороге, а также в случаях, когда остаются дома одни.
- формирование умения реально оценивать возможную опасность;
- учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
- формировать умение прийти на помощь другу.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, мышление, память;
- развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать чувства осторожности и самосохранения;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
- воспитывать желание беречь здоровье свое и других людей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- освоение детьми основных правил безопасности в соответствие с возрастом;
- развития адекватного чувства опасности;
- знать, как вести себя находясь на солнце, у водоемов, в лесу, с незнакомыми людьми;
- уметь переходить дорогу;
- знать и применять на практике правила безопасного поведения в быту, если остался один дома;
- знать, как обращаться с огнем, что делать при пожаре;
- уметь управлять своим поведением;
- активное участие родителей в реализации проекта.
Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационно-подготовительный
Определение темы.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Обеспечение дидактическим материалом.
II этап. Основной
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов в формировании элементарных навыков безопасного поведения.
Обогащение дидактического уголка играми и материалами по ОБЖ.
Проведение цикла занятий.
Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Комплексно-тематическое планирование реализации проекта
Неделя Тема Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 я Безопасность на улице (ПДД, правила поведения в детском саду, с незнакмыми людьми)
Д\и «Красный-зелёный», «Правильно-неправильно»
«Опасно-безопасно» Рассказ-беседа «Для чего нужны дорожные знаки, светофор» (Л. П. Поддубная ст. 6)
Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми»
Ситуативный разговор «Как правильно играть в песочнице?»
Игра -эксперимент «Мокрый-сухой». «сыпется – не сыпется».
Конструирование «Перекрёсток», «Дорога для машин» Сказка о колобке (Л. П. Поддубная ст 24)
Чтение рассказа В. Клименко «Происшествие с игрушками» Рисование «Светофор»
Лепка «Пешеходный переход» П/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль»
2 я Безопасность в природе Д\и «Собери картинку», «Угадай по описанию»,
Экскурсия по экологической тропе д/ сада
С/р игра «Пикник»
Пальчиковая гимнастика «Паучок», «Вышло солнышко гулять»
Д\и «Съедобное-несъедобное»
Беседа «Опасные пчёлы»
Ситуативный разговор «Какие насекомые могут быть опасны!»
Беседа «Как одеваться и ка вести себя в жаркую погоду»
Эксперимент «Вода на солнце и в тени» (на прогулке)
Д\и «Подбери бабочке цветок» (размер, цвет) Д/и «Опиши насекомое (по картинкам)
Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище»
«Краденное солнце» Рисование «Пчёлки на цветах» (коллективная работа)
Аппликация «Паучок»
П/и «Бабочки, кузнечики»
«У медведя во бору»,
«Солнышко и дождик»,
«Поймай комара»
3 я Безопасность при пожаре С/р игра «Пожарные»
Д/и «Собери пожарную машину» (картинка) Беседа «Спички детям не игрушки»
Рассматривание плакатов «Пожарная безопасность»
Беседа «Пожар! Что делать?»
Эксперимент «Чем потушить огонь?» Чтение стихотворения «Кошкин дом»
Разучивание стих-я «Не шутите с огнём»
Чтение К. И. Чуковского «Путаница» Рисование
«Огонь добрый, огонь злой»
Лепка «Огнетушитель» Разучивание П\и «Огонь дракон»
4 я Безопасность дома С\р игра «Свой-чужой»
Пальчиковая гимнастика «Семья» Беседа «Один дома»
Беседа «Опасные предметы» (с показом картинок) Чтение сказок «Кот и петух и лиса»
«Сказка о глупом мышонке»
«Волк и семеро козлят» Рисование «Опасные предметы»
П/и «Мы весёлые ребята»
5 я Безопасность в воде Д/и «Опасно-неопасно», Игра-ситуация «Как бы я повёл себя» Беседа «У воды без беды»
Экспериментирование с водой «Тонет-не тонет» Д/и «Подбери слово»
Чтение из серии «Безопасные сказки» «Непослушный утёнок» (Шорыгина) Рисование на асвальте «Речка, озеро,ручеёк»
Лепка «Спасательный круг» Разучивание физминутки
«Над волнами чайки кружат»
«Рыбка плавает в водице»
П/и «Солнышко и дождик»
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Формирование культуры безопасного поведения у детей».
2. Памятка для родителей по обучению детей ПДД.
3. Опросник для родителей по ПДД.
4. Консультация «Правила для детей в опасных ситуациях».
5. Консультация «Опасные и ядовитые растения».
6. Консультация «Природные явления, опасные для жизни»
III Этап. Заключительный
Выставка детских работ.
Викторина «Знатоки правил безопасного поведения»
Выводы.
Литература:
1. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми 2–7 лет / авт. -сост. Т. Н. Сташкова [и др. ]. –Волгоград : Учитель, 2014. – 79 с.
2. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. -сост. Н. В. Коломеец. – Изд. 2-е. –Волгоград : Учитель, 2015. – 168 с.
3. Правила дорожного движения. Разработка занятий. / авт. -сост. Л. Б. Поддубная. Волгоград, 2005.-96с.
4. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозайка-Синтез,2010.