«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»
М.В.Ломоносов
Глобальные экологические проблемы поставили перед педагогами новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.
В Википедии слово Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями. Т.е. экскурсия обеспечивает знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении.
Экскурсия выполняет ряд существенных дидактических функций:
Цель экскурсии в природу: Изучение природы родного края
Задачи:
Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
Подготовительный этап экскурсии в природу включает:
Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи учреждения и знакомый ребятам. Район должен отвечать следующим требованиям:
1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут обучающиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни обучающихся).
В случае отсутствия подобного района вблизи учреждения выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.
Знакомясь с маршрутом на местности, педагог уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий обучающимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать воспитанники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.
На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы с обучающимися.
Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).
Собранный обучащиюмися краеведческий материал на экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после экскурсии обучающиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым ребенком и группой в целом.
Таким образом, исследования убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.
Заключение
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности обучающихся. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина своей Родины.
Литература:
1. Жестова, Н. С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа. –1991, № 7, С. 30-34
2. Козырева, Т. В. Образовательные возможности экскурсии / Т.В. Козырева // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 225-231.
3. Колесникова, Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». – М., 1999.
4. Латышева, Д.И. Сухомлинский В.А. о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педагогических вузов/ Д.И. Латышева – М.: Школьная пресса, 2008.
5. Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 401-404.
6. Матвеева, Н.М. Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики /Н.М. Матвеева. – М.: Школьная пресса, 2008.
7. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
8. Цуганова, А. А. Развитие познавательного интереса у школьников через экскурсии / А.А. Цуганова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2012. – № 7. – С. 85-86.
9. Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М.: Просвещение, 2008.