Автор: Дунаева Наталья Леонидовна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Бор
Организация: МАУ ДО ЦДЮТЭ
Проект: Вне проекта

Методические рекомендации про проведению экскурсий в природу

 

                                             «Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»

М.В.Ломоносов

        Глобальные экологические проблемы поставили перед педагогами новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

В Википедии слово Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями. Т.е. экскурсия обеспечивает  знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении.

    Экскурсия выполняет ряд существенных дидактических функций:

  • с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их обучающиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;
  • формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.

Цель экскурсии в природу: Изучение природы родного края

Задачи:

  • изучить многообразие растительного и животного мира природной среды родного края
  • познакомить учащихся с явлениями неживой природы
  • научить проводить наблюдения и исследования
  • формировать умения точного и детального восприятия объектов окружающего мира
  • формировать правильное, уважительное отношение к родной природе
  • Воспитать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы, и окружающему миру в целом.

 

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа: 

  1. Подготовительный
  2. Проведение экскурсии
  3. Подведение итогов

Подготовительный этап экскурсии в природу включает: 

  1. Формулировку цели и задачи экскурсии
  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
  3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
  4. Отбор содержания и методов подготовки обучающихся к экскурсии
  5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на занятиях

      Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи учреждения и знакомый ребятам. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут обучающиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни обучающихся).

  В случае отсутствия подобного района вблизи учреждения выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, педагог уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий обучающимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать воспитанники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

  На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы с обучающимися.

 Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

  Собранный обучащиюмися краеведческий материал на  экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после экскурсии обучающиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым ребенком и группой в целом.

  Таким образом, исследования убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.

  Заключение

  Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности обучающихся. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина своей Родины.

  Литература:

1. Жестова, Н. С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа. –1991, № 7, С. 30-34

2. Козырева, Т. В. Образовательные возможности экскурсии / Т.В. Козырева // Народное образование.          – 2013. – № 7. – С. 225-231.

3. Колесникова, Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». – М., 1999.

4. Латышева, Д.И. Сухомлинский В.А. о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педагогических вузов/ Д.И. Латышева – М.: Школьная пресса, 2008.

5. Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 401-404.

6. Матвеева, Н.М. Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики /Н.М. Матвеева. – М.: Школьная пресса, 2008.

7. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Цуганова, А. А. Развитие познавательного интереса у школьников через экскурсии / А.А. Цуганова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2012. – № 7. – С. 85-86.

9. Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М.: Просвещение, 2008.

17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий