Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Любовь к близким людям, к своей малой родине, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство учащихся с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Цели и задачи:
Образовательные: Продолжить знакомить учащихся с природой родного края; углублять и расширять знания учащихся об истории, географии, культуре Алтайского края;
Развивающие: развивать у учащихся интерес к природе родного края;
Воспитательная: прививать школьникам бережное отношение к природе; создавать условия для развития активной, творческой личности, любящей свой край.
Форма проведения: игра-телевикторина
Тип игры: познавательная
Оборудование и материалы: барабан для игры «Поле чудес», маски для игры «Подмосковные вечера», волчек для игры «Что? Где? Когда?», колокольчики для игры
«Угадай мелодию», слайды с изображением природы Алтайского края, наиболее интересных культурных объектов; мультимедийный проектор, экран, клип «Родина», презентация.
Оформление: предварительно объявляется конкурс рисунков «Моя Родина - Алтай», оформляется выставка лучших работ.
Участники: ведущий, учащиеся 5 – 7 классов
Продукт проекта: пополнение материалом по краеведению
Этапы проекта.
1 этап Информационно-накопительный:
2 этап. Разработка проекта
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с учащимися
«Красная книга Алтайского края», «Символика Алтайского края», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения».
4 этап. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Результаты:
Телевикторина «Алтайский край – частица нашей Родины».
Видеофильм песня «Алтай» Музыка Олега Иванова. Автор текста: Евгений Борисович Скворешнев (Скворцов) в исполнении М. Евдокимова
Ведущий: Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда останется родной уголок.
Есть много мест на белом свете,
Есть Крым, Кавказ и Парагвай.
Но сердцу дорог только этот
Родной, красивый мой Алтай.
Алтайский край – Кусок земли
С огромной карты не приметен.
Вокруг себя ты посмотри,
Увидишь – он великолепен.
Бескрайние просторы Кулунды,
Которые цветут в благоуханье,
Древнейшие курганы и холмы –
Истории родной очарованье.
Величие лазурных берегов
Озёр Алтая - край любимый славит.
Бодрящая вода из родников
Прохладой в летний зной тебя поманит.
И мы, как жители Алтая,
Всем сможем смело заявить,
Что лучше нет в России края,
Который можно так любить!
Слайд № 1 (заставка телевикторина); фонограмма заставки.
Ведущий: Добрый день уважаемые родители, ребята! Мы рады приветствовать вас на телевикторине .
Сегодня мы с вами проводим познавательную игру. Разрешите поприветствовать наших участников.
В игре принимает участие:
1 команда: 5 класса;
2 команда:6 класса;
3 команда: 7 класса;
Ведущий: Игра состоит из шести туров разных телепередач:
Ведущий: Разрешите представить наше жюри.
Ведущий представляет жюри телевикторины.
Слайд № 2 (заставка Битва хоров); фонограмма заставки.
Ведущий: Я приветствую вас на телепередачи «Битва хоров». Наша Родина - необъятная, могучая Россия. У каждого человека, живущего в России, есть своя малая родина - Смазнево. Здесь вы родились, растете, ходите в детский сад, здесь живут ваши родители, дедушки, бабушки. Нужно знать родной край и любить его.
Предлагаю всем нашим участникам исполнить песню «Родина»
Участники исполняют песню.
Видеофильм песни «Родина».
Участники исполняют песню.
Ведущий: Конкурс был первый разминочный, и наше жюри присуждает по одному баллу всем командам участников.
Слайд № 3 (заставка «Что? Где? Когда? »); фонограмма заставки
Ведущий: - Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» слушаем условия игры.
Перед нами стол с 6 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. С каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. Итоги жюри подводит в конце игры, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. И мы начинаем нашу игру
1 раунд!
Приглашаем к барабану игроков команды 5 класса
Первый вопрос уважаемые игры вам задает министр сельского хозяйства Дмитрий Николаевич Патрушев, внимание на экран:
Слайд № 4 (вопрос и фотография)
Вопрос № 1
Кем была создана в 1933 году первая опытная станция садоводства на Алтае?
*И. В. Мичуриным
*М. А. Лисовенко
* А. В. Александровым
2 раунд!
Приглашаем к барабану игроков команды 6 класса
Второй вопрос уважаемые игры вам задает министр обороны Шайгу Сергеевич Кужугетович, внимание на экран:
Слайд № 5 (вопрос и фотография)
Вопрос № 2
Кто был главнокомандующим партизанской армией на Алтае?
3 раунд!
Приглашаем к барабану игроков команды 7 класса
Третий вопрос уважаемые игры вам задает путешественник натуралист Павел Любимцев, внимание на экран:
Слайд № 6 (вопрос и фотография)
Вопрос № 3
Год образование Алтайского края?
4 раунд!
Приглашаем к барабану игроков команды 5 класса
Четвертый вопрос уважаемые игры вам задает президент РФ Владимир Владимирович Путин, внимание на экран:
, внимание на экран:
Слайд № 7 (вопрос и фотография)
Вопрос № 4
Алтайский механик – самоучка, создавший первую в мире паровую машину?
*Петр Шелыгин
*Иван Ползунов
* Николай Рерих
5 раунд!
Приглашаем к барабану игроков команды 6 класса
Пятый вопрос уважаемые игры вам задает губернатора Алтайского края Виктора Петровича Томенко, внимание на экран:
Слайд № 8 (вопрос и фотография)
Вопрос № 5
В 1726 году на реке Локевке был пущен первый медеплавильный завод на Алтае. Как назывался этот завод?
*Колывано – Воскресенский
*Локтевский медеплавильный
* Змейногорский рудник
Приглашаем к барабану игроков команды 7 класса
6 раунд!
Шестой вопрос уважаемые игры вам задает путешественник Федор Конюхов, внимание на экран:
Слайд № 9 (вопрос и фотография)
Вопрос № 6
Что означает слово Алтай?
Ведущий: Я предлагаю жюри подвести итог игры присудив за правильные ответы командам по одному баллу.
Слайд № 10 (заставка «Смак »); фонограмма заставки.
Ведущий: .
Внимание задание для игроков каждой команды.
Ребята перед вами на столах для каждой команды вопросы. Ваша задача ответить правильно на вопрос, о национальной кухне народов Алтайского края.
Каждая команда демонстрирует выполненное задание, комментируя его.
Ведущий: Я предлагаю жюри подвести итог игры. За правильность и быстроту мы присуждаем командам по одному очку.
Слайд № 11 (заставка «Поле чудес »); фонограмма заставки.
Ведущий: Объясню правила игры: В игру вступает каждая из команд по очереди. Затем кто – то один из участников команды крутит барабан, чтобы выбрать игровой сектор.
Команда должна угадать слово, спрятанное на магнитной доске или отгадать букву из слова. Если она есть в этом слове, то ее откроют, можно дальше вращать юлу. Если буква не правильная, то ход переходит к другому игроку из этой команды. Команда играет до тех пор, пока кто – то из игроков не назовет слово. Затем в игру вступает другая команда.
Ведущий: В игру вступает команда 6 класса
Внимание! Перед вами слово в котором спрятано название фильма в котором Валерий Золотухин сыграл главную роль 1972 году.
Правильный ответ – Бумбараш.
Ведущий: В игру вступает команда 5 класса
Внимание перед вами слово носит название тюльпана Алтайского, занесенного в красную книгу. Это слово в переводе от персидского «дюльбан» означает то, что его можно носить на голове.
Правильный ответ – тюрбан
Ведущий: В игру вступает команда 7 класса
Внимание перед вами слово носит название корабля, на котором наш земляк Герман Степанович Титов совершил второй полет в космос.
Правильный ответ – Восток
Ведущий: Я предлагаю жюри подвести итог игры. За правильно угаданные слова мы присуждаем командам по одному очку.
Слайд № 12 (заставка «Подмосковные вечера »); фонограмма заставки.
Ведущий: В этой игре побеждает тот, у кого есть смекалка и хорошо развито воображение.
В игру вступает команда 5 класса
На голову одного из игроков команды надевается ободок, на котором нарисовано животное или птица обитаемая в Алтайском крае. Другие игроки из его команды должны с помощью движений и мимики передать образ животного, птицы, изображение которого они видят на ободке. Чей игрок быстрее назовет правильный ответ, та из команд получит один бал.
первая команда изображают ежа;
вторая команда изображает медведя;
третья команда изображает орла;
Ведущий: Я предлагаю жюри подвести итог игры. За правильно угаданные слова мы присуждаем командам по одному очку.
Слайд № 13 (заставка «Угадай мелодия »); фонограмма заставки.
Ведущий: Сегодня в нашей игре будет звучать музыка известного Алтайского композитора Олега Борисовича Иванова.
В игру вступает первая тройка игроков из всех трех команд по одному игроку.
Задача игрока первому отгадавшему название песни позвонить в колокольчик и назвать песню. Команда игрок, которой отгадал первым песню, получает один балл.
Игра состоит из трех раундов
1 раунд.
Песня «Завалинка»
2 раунд.
Песня «Олеся»
3раунд.
Песня «Печки лавочки»
Ведущий: Я предлагаю жюри подвести итог игры. За правильно угаданные слова мы присуждаем командам по одному очку.
Жюри:
Подводит итог. Награждение команд.
Источники:
Т. Гончарова В помощь работе по краеведению– Барнаул, 1972
Г. М. Егоров. Алтайский край – М.: Профиздат, 1987
Худяков А.А. История Алтайского края. Учебное пособие для средней школы./ Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1971
Фотографии – сеть интернета
https: // ru. wikipedia. org