Автор: Тагильцева Татьяна Дмитриевна
Страна: Российская Федерация
Город: Заринский район
Организация: МКОУ «Смазневская СОШ»
Проект: Вне проекта

Методическая разработка: «Работа учителя музыки с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности»

 

1.Актуальность работы.

    В наше время  детям с ОВЗ оказывается всесторонняя помощь специалистов: коррекционно - педагогическая, медицинская, в последнее время с успехом проводится и арт - терапия. Но не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, оказывает благотворное воздействие на личность.

 В связи с этим, целью данной работы является -   преодоление речевых нарушений посредством развития музыкальных способностей у учащихся с ОВЗ.

Задачи такой работы состоят в следующем:

Способствовать активизации высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.

Формировать навыки правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи и развивать слухо - зрительно-двигательную координацию.

Развивать музыкальный, тембровый слух, чувство ритма.

Развивать музыкальное мышление, речевую, общую, тонкую моторику мимику и пантомимику.

Воспитывать коммуникативные качества личности, чувство прекрасного через музыкальные образы.

Формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений.

Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций.

Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма.

Используемые виды музыкально-коррекционной работы:

  • Занятия по логоритмике для учащихся с нарушениями речи, координации движений.
  • Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
  • Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
  • Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
  • Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
  • Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
  • Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на инструментах.
  • Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

 Обязательным условием этой работы является комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у учащихся, что является основой для взаимодействия специалистов и учителей и родителей.

  Оптимальное  решение в работе с  детьми с овз - это проведение интегрированных занятий.

2.Перспективность и научно-методическое обоснование

Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели – сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?

Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).

В современных условиях учителям  отводится немаловажная роль в коррекции и развитии учащихся. Необходимым условием реализации ФГОС  становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

3. Практическая значимость  

 В начальных классах, одним из   видов деятельности, можно назвать -  игровую деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие, развивает эмпатическое восприятие и творческие способности. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а упражнения в ОВЗ направлены на их устранение.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности  и возможности музыкально – коррекционной работы с детьми овз которые можно использовать на занятиях.

Музыкально – ритмические движения:

Каждое занятие начинается с ходьбы под маршевую музыку. Марш выбирается с простым и четким ритмом. Например, марш А. Парлова. Марш может чередоваться с легким бегом. На последующих занятиях целесообразно использовать ходьбу со сменой темпа. Например, «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой. Предлагаемые упражнения координируют ребенка, учат его ориентироваться в пространстве.

На следующих занятиях ребята могут выполнять эти упражнения под игру на инструментах:

Марш – барабан  - дети идут по кругу

Быстрая музыка –  бубен - бег врассыпную

 Вальс - колокольчик -  дети «летают»  как  с листочками

У детей  с  ОВЗ нарушена моторика, координация  движений, повышена утомляемость. Серии движений выполняются с трудом. Содержание  занятий зависит от периода обучения и возможностей детей. В занятия необходимо включить задания на основные движения. Это марш, бег, подскоки. Например, «Веселые мячики», музыка М. Сатулиной. Все активнее включаются упражнения с предметами. Очень удобно для исполнения упражнение «Качание рук с лентами», польская нар. мелодия, обработка Л. Вишкарева.

Особенности вокальной работы с детьми с ОВЗ:

 Каждое произведение вместе с игровым пособием вводится постепенно, долго обыгрывается. Ребенок на уровне потешек подражает голосам животных, учится их пропевать. «Кто так поет?». Ответы пропеваются. Следующий этап – пропой предложение. Здесь целесообразно использовать простые попевки. Например: «Василек, василек мой любимый цветок», «Самолет летит, самолет гудит». Так постепенно, через пение, улучшается речь ребенка.

  Особенности речевого аппарата у детей с ОВЗ заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.

   Необходимым условием успешной работы с такими учащимися является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В этой работе я используются различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей.  В работе с детьми с ОВЗ наибольший эффект дают упражнений системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.

Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.

 Применяются следующие упражнения:

  • высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности;
  • покусывание языка боковыми зубами;
  • покусывание внутренней поверхности щек;
  • круговые движения языком меду зубами и щеками;
  • цоканье и пощелкивание языком.

Доречевая подготовка голосового аппарата проводится мною в виде упражнений - игр, например:

Педагог: Рано утром, на рассвете...

Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу! (произносят слова, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочередно у правого и левого уха).

Педагог: То ли аист, то ли ветер...

Дети:  Шу-шу-шу,  шу-шу-шу!

Педагог: Пролетел среди берез...

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена).

Педагог: Новость свежую принес!

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вниз с постелен).

Дети: З-з-з! (издают зудящий звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты).

Педагог: И сейчас же слухи, слухи...

Педагог: Зазвенели, словно мухи...

Дети: З –з -з!

Педагог: Пробежал по лесу гул...

Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог произносят на сильном коротком выдохе).

Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох). Педагог: И посыпалась роса...

Дети: Динь-динь-динь! (произносится в верхнем регистре, на улыбке, звук [н'] - носовой).

Педагог: Зазвучали голоса-Дети: А-а-а! (поют звук [а] в примерной зоне, на длинном выдохе).

Особенности дыхания.

  Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), «трепещущие на ветру» перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Отправной точкой при обучении пению является эталон певческого звука. Поэтому я широко использую песни - игры, построенные по принципу «эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой - увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

 Поэтому же принципу  ведется и разучивание  песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, педагог с игрушкой, соответствующей теме песни в центре круга. Педагог пропевает фразу и передает игрушку  одному из детей. Ребенок, получивший предмет, должен повторить исполненную фразу педагогом. В другом случае ребенок, получивший игрушку, должен пропеть следующую фразу. В любом случае получается, что каждая вторая фраза звучит в исполнении педагога и должна быть эталоном певческого звука. Еще одна игра - «Продолжи песню». Начинает песню педагог, а далее каждый ребенок, которому передают игрушку, поет по одной фразе и передает игрушку следующему. Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми  имеет работа над дикцией. При помощи упражнений, требующих от детей как можно шире открывать рот, раскрепощаем нижнюю челюсть,

Разучивание новой песни начинаем в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это для детей с ОВЗ порой представляет сложность, поэтому использую движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо - влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.

В музыкальном направлении широко используется: фонопедический метод по В. В. Емельянову. Применяется этот метод в коррекционной работе с детьми с ОНР. Биоакустическая цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится вся работа, это акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность. Приведем пример этого метода.

"Машина"

Накачаем шины: с-с-с-с-с 3-3- 3-3-3 ш-ш-ш- ш

Поехали  с-с-………

Мы не ели, мы не спали,

Целый день мы за рулем,

Всё нам было нипочем.

 Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного темпа. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

Знакомство с  музыкальными произведениями:

Музыка имеет сходную с речь  интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок  должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

  В структуру занятий включаются упражнения для развития слуховой, двигательной памяти. При  прослушивании «Смелей наездник» Р. Шумана.

Предлагается   показать образ «наездника», через разучивании серии движений, каждое движение сперва разучивается отдельно, затем движения объединяются, постепенно наращиваясь.

 Даются музыкальные игры на внимание, на запоминание более сложной цепочки движений.

Дидактические игры на развитие слухового внимания

Например, «Что звучало?» (определение музыкального инструмента)

«Где звучало?» (определение направление, откуда исходит звук: справа, слева, сзади, спереди, над ребёнком)

«Повтори» «Сыграй ритм».

 Большую роль в работе с учащимися  играет игра на ударно - шумовых музыкальных инструментах помогает развивать чувство ритма и развивает творческие способности детей.

.Наглядный материал позволяет познакомить детей с различными музыкальными инструментами, в том числе старинными, познакомить детей с различными видами музыкального искусства, зарубежными и отечественными композиторами.

Важное значение имеют музыкально - дидактические игры; с их помощью закрепляется изученный материал, развиваются исполнительские и творческие способности учащихся, они положительно влияют на развитие общения между детьми.

4.Вывод:

Своеобразным итогом работы с учащимися по музыкальному развитию является выступления на праздники,  участие в конкурсах, на которых в полной мере видна заинтересованность детей, их желание быть активными участниками в жизни класса и школы.

 Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».

2. .Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель», 2013г

3.Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития детей. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012 г.

4.Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб. : КАРО, 2006. и др.

5. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.

 

Методическая разработка: «Работа учителя музыки с детьми с ОВЗ  во внеурочной деятельности».

1.Актуальность работы.

    В наше время  детям с ОВЗ оказывается всесторонняя помощь специалистов: коррекционно - педагогическая, медицинская, в последнее время с успехом проводится и арт - терапия. Но не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, оказывает благотворное воздействие на личность.

 В связи с этим, целью данной работы является -   преодоление речевых нарушений посредством развития музыкальных способностей у учащихся с ОВЗ.

Задачи такой работы состоят в следующем:

Способствовать активизации высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.

Формировать навыки правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи и развивать слухо - зрительно-двигательную координацию.

Развивать музыкальный, тембровый слух, чувство ритма.

Развивать музыкальное мышление, речевую, общую, тонкую моторику мимику и пантомимику.

Воспитывать коммуникативные качества личности, чувство прекрасного через музыкальные образы.

Формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений.

Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций.

Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма.

Используемые виды музыкально-коррекционной работы:

  • Занятия по логоритмике для учащихся с нарушениями речи, координации движений.
  • Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
  • Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
  • Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
  • Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
  • Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
  • Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на инструментах.
  • Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

 Обязательным условием этой работы является комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у учащихся, что является основой для взаимодействия специалистов и учителей и родителей.

  Оптимальное  решение в работе с  детьми с овз - это проведение интегрированных занятий.

2.Перспективность и научно-методическое обоснование

Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели – сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?

Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).

В современных условиях учителям  отводится немаловажная роль в коррекции и развитии учащихся. Необходимым условием реализации ФГОС  становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

3. Практическая значимость  

 В начальных классах, одним из   видов деятельности, можно назвать -  игровую деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие, развивает эмпатическое восприятие и творческие способности. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а упражнения в ОВЗ направлены на их устранение.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности  и возможности музыкально – коррекционной работы с детьми овз которые можно использовать на занятиях.

Музыкально – ритмические движения:

Каждое занятие начинается с ходьбы под маршевую музыку. Марш выбирается с простым и четким ритмом. Например, марш А. Парлова. Марш может чередоваться с легким бегом. На последующих занятиях целесообразно использовать ходьбу со сменой темпа. Например, «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой. Предлагаемые упражнения координируют ребенка, учат его ориентироваться в пространстве.

На следующих занятиях ребята могут выполнять эти упражнения под игру на инструментах:

Марш – барабан  - дети идут по кругу

Быстрая музыка –  бубен - бег врассыпную

 Вальс - колокольчик -  дети «летают»  как  с листочками

У детей  с  ОВЗ нарушена моторика, координация  движений, повышена утомляемость. Серии движений выполняются с трудом. Содержание  занятий зависит от периода обучения и возможностей детей. В занятия необходимо включить задания на основные движения. Это марш, бег, подскоки. Например, «Веселые мячики», музыка М. Сатулиной. Все активнее включаются упражнения с предметами. Очень удобно для исполнения упражнение «Качание рук с лентами», польская нар. мелодия, обработка Л. Вишкарева.

Особенности вокальной работы с детьми с ОВЗ:

 Каждое произведение вместе с игровым пособием вводится постепенно, долго обыгрывается. Ребенок на уровне потешек подражает голосам животных, учится их пропевать. «Кто так поет?». Ответы пропеваются. Следующий этап – пропой предложение. Здесь целесообразно использовать простые попевки. Например: «Василек, василек мой любимый цветок», «Самолет летит, самолет гудит». Так постепенно, через пение, улучшается речь ребенка.

  Особенности речевого аппарата у детей с ОВЗ заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.

   Необходимым условием успешной работы с такими учащимися является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В этой работе я используются различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей.  В работе с детьми с ОВЗ наибольший эффект дают упражнений системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.

Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.

 Применяются следующие упражнения:

  • высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности;
  • покусывание языка боковыми зубами;
  • покусывание внутренней поверхности щек;
  • круговые движения языком меду зубами и щеками;
  • цоканье и пощелкивание языком.

Доречевая подготовка голосового аппарата проводится мною в виде упражнений - игр, например:

Педагог: Рано утром, на рассвете...

Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу! (произносят слова, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочередно у правого и левого уха).

Педагог: То ли аист, то ли ветер...

Дети:  Шу-шу-шу,  шу-шу-шу!

Педагог: Пролетел среди берез...

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена).

Педагог: Новость свежую принес!

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вниз с постелен).

Дети: З-з-з! (издают зудящий звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты).

Педагог: И сейчас же слухи, слухи...

Педагог: Зазвенели, словно мухи...

Дети: З –з -з!

Педагог: Пробежал по лесу гул...

Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог произносят на сильном коротком выдохе).

Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох). Педагог: И посыпалась роса...

Дети: Динь-динь-динь! (произносится в верхнем регистре, на улыбке, звук [н'] - носовой).

Педагог: Зазвучали голоса-Дети: А-а-а! (поют звук [а] в примерной зоне, на длинном выдохе).

Особенности дыхания.

  Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), «трепещущие на ветру» перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Отправной точкой при обучении пению является эталон певческого звука. Поэтому я широко использую песни - игры, построенные по принципу «эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой - увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

 Поэтому же принципу  ведется и разучивание  песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, педагог с игрушкой, соответствующей теме песни в центре круга. Педагог пропевает фразу и передает игрушку  одному из детей. Ребенок, получивший предмет, должен повторить исполненную фразу педагогом. В другом случае ребенок, получивший игрушку, должен пропеть следующую фразу. В любом случае получается, что каждая вторая фраза звучит в исполнении педагога и должна быть эталоном певческого звука. Еще одна игра - «Продолжи песню». Начинает песню педагог, а далее каждый ребенок, которому передают игрушку, поет по одной фразе и передает игрушку следующему. Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми  имеет работа над дикцией. При помощи упражнений, требующих от детей как можно шире открывать рот, раскрепощаем нижнюю челюсть,

Разучивание новой песни начинаем в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это для детей с ОВЗ порой представляет сложность, поэтому использую движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо - влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.

В музыкальном направлении широко используется: фонопедический метод по В. В. Емельянову. Применяется этот метод в коррекционной работе с детьми с ОНР. Биоакустическая цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится вся работа, это акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность. Приведем пример этого метода.

"Машина"

Накачаем шины: с-с-с-с-с 3-3- 3-3-3 ш-ш-ш- ш

Поехали  с-с-………

Мы не ели, мы не спали,

Целый день мы за рулем,

Всё нам было нипочем.

 Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного темпа. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

Знакомство с  музыкальными произведениями:

Музыка имеет сходную с речь  интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок  должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

  В структуру занятий включаются упражнения для развития слуховой, двигательной памяти. При  прослушивании «Смелей наездник» Р. Шумана.

Предлагается   показать образ «наездника», через разучивании серии движений, каждое движение сперва разучивается отдельно, затем движения объединяются, постепенно наращиваясь.

 Даются музыкальные игры на внимание, на запоминание более сложной цепочки движений.

Дидактические игры на развитие слухового внимания

Например, «Что звучало?» (определение музыкального инструмента)

«Где звучало?» (определение направление, откуда исходит звук: справа, слева, сзади, спереди, над ребёнком)

«Повтори» «Сыграй ритм».

 Большую роль в работе с учащимися  играет игра на ударно - шумовых музыкальных инструментах помогает развивать чувство ритма и развивает творческие способности детей.

.Наглядный материал позволяет познакомить детей с различными музыкальными инструментами, в том числе старинными, познакомить детей с различными видами музыкального искусства, зарубежными и отечественными композиторами.

Важное значение имеют музыкально - дидактические игры; с их помощью закрепляется изученный материал, развиваются исполнительские и творческие способности учащихся, они положительно влияют на развитие общения между детьми.

4.Вывод:

Своеобразным итогом работы с учащимися по музыкальному развитию является выступления на праздники,  участие в конкурсах, на которых в полной мере видна заинтересованность детей, их желание быть активными участниками в жизни класса и школы.

 Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».

2. .Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель», 2013г

3.Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития детей. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012 г.

4.Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб. : КАРО, 2006. и др.

5. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.

 

Методическая разработка: «Работа учителя музыки с детьми с ОВЗ  во внеурочной деятельности».

1.Актуальность работы.

    В наше время  детям с ОВЗ оказывается всесторонняя помощь специалистов: коррекционно - педагогическая, медицинская, в последнее время с успехом проводится и арт - терапия. Но не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, оказывает благотворное воздействие на личность.

 В связи с этим, целью данной работы является -   преодоление речевых нарушений посредством развития музыкальных способностей у учащихся с ОВЗ.

Задачи такой работы состоят в следующем:

Способствовать активизации высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.

Формировать навыки правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи и развивать слухо - зрительно-двигательную координацию.

Развивать музыкальный, тембровый слух, чувство ритма.

Развивать музыкальное мышление, речевую, общую, тонкую моторику мимику и пантомимику.

Воспитывать коммуникативные качества личности, чувство прекрасного через музыкальные образы.

Формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений.

Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций.

Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма.

Используемые виды музыкально-коррекционной работы:

  • Занятия по логоритмике для учащихся с нарушениями речи, координации движений.
  • Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
  • Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
  • Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
  • Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
  • Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
  • Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на инструментах.
  • Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

 Обязательным условием этой работы является комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у учащихся, что является основой для взаимодействия специалистов и учителей и родителей.

  Оптимальное  решение в работе с  детьми с овз - это проведение интегрированных занятий.

2.Перспективность и научно-методическое обоснование

Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели – сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?

Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).

В современных условиях учителям  отводится немаловажная роль в коррекции и развитии учащихся. Необходимым условием реализации ФГОС  становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

3. Практическая значимость  

 В начальных классах, одним из   видов деятельности, можно назвать -  игровую деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие, развивает эмпатическое восприятие и творческие способности. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а упражнения в ОВЗ направлены на их устранение.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности  и возможности музыкально – коррекционной работы с детьми овз которые можно использовать на занятиях.

Музыкально – ритмические движения:

Каждое занятие начинается с ходьбы под маршевую музыку. Марш выбирается с простым и четким ритмом. Например, марш А. Парлова. Марш может чередоваться с легким бегом. На последующих занятиях целесообразно использовать ходьбу со сменой темпа. Например, «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой. Предлагаемые упражнения координируют ребенка, учат его ориентироваться в пространстве.

На следующих занятиях ребята могут выполнять эти упражнения под игру на инструментах:

Марш – барабан  - дети идут по кругу

Быстрая музыка –  бубен - бег врассыпную

 Вальс - колокольчик -  дети «летают»  как  с листочками

У детей  с  ОВЗ нарушена моторика, координация  движений, повышена утомляемость. Серии движений выполняются с трудом. Содержание  занятий зависит от периода обучения и возможностей детей. В занятия необходимо включить задания на основные движения. Это марш, бег, подскоки. Например, «Веселые мячики», музыка М. Сатулиной. Все активнее включаются упражнения с предметами. Очень удобно для исполнения упражнение «Качание рук с лентами», польская нар. мелодия, обработка Л. Вишкарева.

Особенности вокальной работы с детьми с ОВЗ:

 Каждое произведение вместе с игровым пособием вводится постепенно, долго обыгрывается. Ребенок на уровне потешек подражает голосам животных, учится их пропевать. «Кто так поет?». Ответы пропеваются. Следующий этап – пропой предложение. Здесь целесообразно использовать простые попевки. Например: «Василек, василек мой любимый цветок», «Самолет летит, самолет гудит». Так постепенно, через пение, улучшается речь ребенка.

  Особенности речевого аппарата у детей с ОВЗ заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.

   Необходимым условием успешной работы с такими учащимися является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В этой работе я используются различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей.  В работе с детьми с ОВЗ наибольший эффект дают упражнений системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.

Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.

 Применяются следующие упражнения:

  • высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности;
  • покусывание языка боковыми зубами;
  • покусывание внутренней поверхности щек;
  • круговые движения языком меду зубами и щеками;
  • цоканье и пощелкивание языком.

Доречевая подготовка голосового аппарата проводится мною в виде упражнений - игр, например:

Педагог: Рано утром, на рассвете...

Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу! (произносят слова, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочередно у правого и левого уха).

Педагог: То ли аист, то ли ветер...

Дети:  Шу-шу-шу,  шу-шу-шу!

Педагог: Пролетел среди берез...

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена).

Педагог: Новость свежую принес!

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вниз с постелен).

Дети: З-з-з! (издают зудящий звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты).

Педагог: И сейчас же слухи, слухи...

Педагог: Зазвенели, словно мухи...

Дети: З –з -з!

Педагог: Пробежал по лесу гул...

Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог произносят на сильном коротком выдохе).

Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох). Педагог: И посыпалась роса...

Дети: Динь-динь-динь! (произносится в верхнем регистре, на улыбке, звук [н'] - носовой).

Педагог: Зазвучали голоса-Дети: А-а-а! (поют звук [а] в примерной зоне, на длинном выдохе).

Особенности дыхания.

  Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), «трепещущие на ветру» перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Отправной точкой при обучении пению является эталон певческого звука. Поэтому я широко использую песни - игры, построенные по принципу «эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой - увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

 Поэтому же принципу  ведется и разучивание  песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, педагог с игрушкой, соответствующей теме песни в центре круга. Педагог пропевает фразу и передает игрушку  одному из детей. Ребенок, получивший предмет, должен повторить исполненную фразу педагогом. В другом случае ребенок, получивший игрушку, должен пропеть следующую фразу. В любом случае получается, что каждая вторая фраза звучит в исполнении педагога и должна быть эталоном певческого звука. Еще одна игра - «Продолжи песню». Начинает песню педагог, а далее каждый ребенок, которому передают игрушку, поет по одной фразе и передает игрушку следующему. Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми  имеет работа над дикцией. При помощи упражнений, требующих от детей как можно шире открывать рот, раскрепощаем нижнюю челюсть,

Разучивание новой песни начинаем в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это для детей с ОВЗ порой представляет сложность, поэтому использую движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо - влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.

В музыкальном направлении широко используется: фонопедический метод по В. В. Емельянову. Применяется этот метод в коррекционной работе с детьми с ОНР. Биоакустическая цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится вся работа, это акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность. Приведем пример этого метода.

"Машина"

Накачаем шины: с-с-с-с-с 3-3- 3-3-3 ш-ш-ш- ш

Поехали  с-с-………

Мы не ели, мы не спали,

Целый день мы за рулем,

Всё нам было нипочем.

 Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного темпа. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

Знакомство с  музыкальными произведениями:

Музыка имеет сходную с речь  интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок  должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

  В структуру занятий включаются упражнения для развития слуховой, двигательной памяти. При  прослушивании «Смелей наездник» Р. Шумана.

Предлагается   показать образ «наездника», через разучивании серии движений, каждое движение сперва разучивается отдельно, затем движения объединяются, постепенно наращиваясь.

 Даются музыкальные игры на внимание, на запоминание более сложной цепочки движений.

Дидактические игры на развитие слухового внимания

Например, «Что звучало?» (определение музыкального инструмента)

«Где звучало?» (определение направление, откуда исходит звук: справа, слева, сзади, спереди, над ребёнком)

«Повтори» «Сыграй ритм».

 Большую роль в работе с учащимися  играет игра на ударно - шумовых музыкальных инструментах помогает развивать чувство ритма и развивает творческие способности детей.

.Наглядный материал позволяет познакомить детей с различными музыкальными инструментами, в том числе старинными, познакомить детей с различными видами музыкального искусства, зарубежными и отечественными композиторами.

Важное значение имеют музыкально - дидактические игры; с их помощью закрепляется изученный материал, развиваются исполнительские и творческие способности учащихся, они положительно влияют на развитие общения между детьми.

4.Вывод:

Своеобразным итогом работы с учащимися по музыкальному развитию является выступления на праздники,  участие в конкурсах, на которых в полной мере видна заинтересованность детей, их желание быть активными участниками в жизни класса и школы.

 Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».

2. .Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель», 2013г

3.Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития детей. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012 г.

4.Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб. : КАРО, 2006. и др.

5. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.

16 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий