Автор: Тагильцева Татьяна Дмитриевна
Страна: Российская Федерация
Город: Заринский район
Организация: МКОУ «Смазневская СОШ»
Проект: Вне проекта

Семинар практикум: «Воспитание основ толерантности»

 

Чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу  игру мы так и назвали «Тест на толерантность».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

- А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре «Чем мы похожи», Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис ” и др.

Вывод: все мы разные, но у нас есть много общего, все мы чем-то похожи.

     Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, если что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы мы жили в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Вначале какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять – «кто такой «я»». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.

Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим жизнь еще в большем многообразии. Этот мир имеет политический фон, социальную окраску. Светлые моменты справедливости содействуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?».

Самая высокая ступень жизненного пути – творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Мы предлагаем вам пройти по этим ступенькам. Итак, мы начинаем.

Ступенька «Я».

  1. Игровое проектирование «Самопрезентация».

На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества, присущие вам.

Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста. Если мы изначально были искренними, то можем двигаться дальше.

2.Упражнение «Продолжи фразу».ü​ Я грущу, когда…ü​ Мне весело, когда…

Ступенька «Мир людей».

Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком.

В средние века от вас потребовались бы реверансы, в наше время требуется всего лишь сказать «здравствуй» и, можешь быть, спросить, «как дела?». Очень часто мы это говорим так, что даже душа не вздрогнет: приветствие было, а встречи не произошло.

Нужно стремиться к согласию, но не надо бояться разногласий. Разногласия между людьми вполне естественны и не могут быть поводом для разочарований и недовольств, ссор и конфликтов. Нам нужна терпимость.

Мотивационно - побудительная игра «Волшебная палочка».

Сейчас я назову одно слово. Каждый из вас будет добавлять к нему по одному слову, получится большое предложение. (Предлагается слово «Солнце, Радуга») Солнце светило, жарко, ярко  даря нам радость и доброту!

Что вы почувствовали, когда работали сообща? Ответственность? Ведь , эстафетная палочка не дала вам уйти с дистанции, получилось все хорошо!

Один десятиклассник в своем сочинении написал: «Счастье – это когда тебя понимают». А ведь он прав: все человеческие беды от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись, не понял внутренний мир близкого человека и не поучаствовал в его судьбе и т.д.

 -Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

Сейчас мы попробуем понять друг друга. Упражнение «Пойми меня».

  Быть услышанным и понятым – это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг – друга. Потому что каждый видит и понимает мир по - своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.

Толерантность предполагает умение терпеливо выслушивать и понять другого человека. В тоже время – умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

Ступенька «Окружающий мир».

Окружающий мир – это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до пределов государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.

Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт, и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос: «Как жить спокойно?» - и порой затрудняемся найти ответ.

Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в не предосудительности своих действий.

·​ Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вы ненормальный!».

·​ В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.

А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять их боль? Может быть женщина, кричащая в автобусе о том, что ей наступили на ногу, кричит о другом: о неустроенности, о черствых детях, о болезни, о жизни, что проходит?!

Самая высокая ступень – «Творческая мастерская». Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает.

Для того, чтобы формировалась толерантность у учащихся мы прививаем, позитивное отношение к людям  с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания. Формируем навыки коммуникации. Изучаем национальные особенности других народов на примере фольклора, проводим праздники, квесты, экскурсии,  беседы,  театрализованные постановки и т. д.

 Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все ребята  разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

 Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

14 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий